Кино

«Блондинка»: Никому не нужна настоящая Мэрилин Монро

Прогремевший в Венеции псевдобайопик Мэрилин Монро разделил зрителей на два лагеря. Одни восхищены проделанной с технической точки зрения работой Эндрю Доминика  и неимоверным усилием превращенной в блондинку Аной де Армас… Другие же, напротив, недовольны тем, что фильм не позволяет увидеть полную картину того, кем была Норма Джин. Но «Блондинка» достойна всего, что о ней говорят и, тем более, не говорят. Разбираемся, для кого и зачем Эндрю Доминик снял очень длинную и далекую от любой правды фантазию о Мэрилин.

Вспышки камер, ревущая толпа, блэкаут… Мэрилин Монро, которую все якобы знали, попросту не существовало. Были фотографии, скандальные заголовки в газетах, многочисленные романы, бессчетные попытки спекулировать ее насыщенной интимной жизнью в кино. В этом плане фильм (не байопик – это важно) «Блондинка» делает всем большое одолжение: он кропотливо работает с представлениями зрителя о голливудской иконе. Предлагает самые разные версии – от доброй любящей дочери до рабыни тотальной сексуализации, но не заставляет выбирать что-то одно. Ведь вполне возможно, что она была всем этим одновременно.

Почему не байопик? Фильм основан на биографическом романе, а не на документах. И общеизвестные факты, может, и служат ее основой, но мгновенно обрастают фантазийными подробностями о том, как могла жить и кем могла быть Мэрилин глубоко внутри, где было заперто ее прежнее «я» – Норма Джин. За «Блондинку» 2000 года Джойс Кэрол Оутс получила Пулитцеровскую премию, а уже через год по ней сняли одноименный мини-сериал с Поппи Монтгомери в главной роли (о том, кто еще сыграл Мэрилин, мы писали здесь). Длился этот телефильм столько же, сколько и экранизация Эндрю Доминика, но масштаб и качество первого явно уступают.

Новая «Блондинка» выглядит так, будто Терренс Малик вдруг решил снять фильм о древе жизни голливудской звезды. Фотографической красоты эпизоды перемежаются кадрами с утробой, звездным небом и максимально прекрасной эротической сценой, в которой практически нет четких очертаний – лишь плавные линии, постепенно меняющие форму. Но более прочего картина, местами приближающаяся к документальному формату повествования, хороша тем, что она не рассказывает.

Несмотря на действительно откровенные кадры, она не превращает Монро в героиню желтой прессы, не радует толпу скандалом, и обнажает душу вместо тела. Может быть, поэтому лента не всем пришлась по вкусу – ведь кому нужна реальная Мэрилин, когда есть очаровательная секс-икона? Даже забавно, что шумиха вокруг «Блондинки» прямо пропорциональна популярности самой Мэрилин, но ни на секунду не приближает к ее сути.

Все-таки у Эндрю Доминика – своя Мэрилин, одна из многочисленных воображаемых блондинок по фамилии Монро, может даже самая живая из них. И он в некотором роде выполнил обещание «всех обидеть», потому что однозначно довольных «Блондинкой» как будто бы нет. Несмотря на тщательный подбор линз и установку света с целью превратить Ану в Мэрилин, порой через образ все-таки проглядывает кубинская актриса. Это не тотальное перевоплощение, де Армас не стала ею – она ее лишь сыграла. Что, впрочем, вполне нормально: никто не Монро, кроме Монро. Но и сама она не хотела быть собой: без серьезных ролей, без семьи, без денег (студии не хотели платить актрисе более $500 в неделю).

В итоге «Блондинка» не только представляет «звездный путь» Нормы как тяжелую борьбу за право быть собой (которую, как мы знаем, она проиграла еще в начале, превратившись в Мэрилин). Она также позволяет пережить чувства, которые испытывала старлетка, в мгновение ока превратившаяся в звезду, и в этом плане достигает эффекта, недоступного ни одному стандартному байопику: сочувствие без осуждения.

Но что еще важнее, «Блондинка», эпизод за эпизодом, возвращает подсвеченному софитами и утопленному в грезах Голливуду его реальное лицо – грязное, наглое, с похотливо-хищной ухмылкой. Никто не говорит о том, что блестящая карьера обернулась настоящим адом внутренней борьбы. Никому не нужна была настоящая Мэрилин Монро, которая читает Чехова и Достоевского, имеет свое мнение по любому поводу, умеет играть и с готовностью превращает своих героинь в объемных живых персонажей, да еще – вот скука! – хочет нормальной семейной жизни. Вопрос, нужна ли теперь?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене

Мечту поставить «Капитанскую дочку» Сергей Безруков вынашивал давно: несколько лет назад на фестивале «Фабрика Станиславского» даже выпустил авторский эскиз. Он…

30 минут назад

Никита Михалков открыл новый сезон «Мастерской «12»

В «Мастерской «12» состоялся сбор труппы, на котором планы на предстоящий сезон озвучил художественный руководитель театра Никита Михалков. «Я очень…

14 часов назад

Академия Н.С. Михалкова проведет фестиваль, посвященный юбилею А.С. Пушкина

Фестиваль, посвященный русским классикам, проводится Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова седьмой год подряд при поддержке Министерства культуры Российской…

17 часов назад

ММКФ объявил даты проведения в 2025 году

В следующем году Московский международный кинофестиваль пройдет в 47-й раз. Смотр объявил даты проведения – с 17 по 24 апреля.…

17 часов назад

«Маме снова 17»: Комедия о том, как вернуть 2005-й и преодолеть демографический кризис

В 2005 году некая женщина, обеспокоенная болезненной бледностью своей 17-летней дочери, отводит ее к колдунье. Та моментально ставит диагноз: беременность.…

19 часов назад

Люди в черном: Зорро, пронзившие наши сердца

Кто не знает Зорро? Зорро знают все. И при этом не знает никто. Как часто случается с достославными личностями, реальный…

1 день назад