Кино

«Черный телефон 2»: Итан Хоук не в состоянии повесить трубку

Жанр ужасов удивительно живуч. Любая страшилка, стоит ей только прогреметь в прокате, непременно обзаведется сиквелом, триквелом, а там, глядишь, и квадриквелом (уже сам термин пугает). «Паранормальное явление», «Заклятие», «Пила» выросли в целую вселенную. А теперь продолжение получает «Черный телефон», мистический триллер Скотта Дерриксона, решивший вновь зазвонить. Оригинал породил миф о назойливом маньяке в маске, а вторая часть захотела углубить его и в какой-то степени переосмыслить. Теперь привычный подвал сменяется заснеженным христианским лагерем, а центр тяжести смещается с выжившего Финни на его сестру – одаренную видениями Гвен. 

С первых кадров Скотт Дерриксон заявляет о своих амбициях – это и кровавая драма, и подростковый триллер, и ретро-хоррор в одном флаконе. При этом сюжет иногда скатывается в откровенную феерию гротеска. Сцена, где Итан Хоук скользит по льду на коньках подобно карикатурному Фредди Крюгеру в шубе, напоминает пародию на старый слэшер.  Еще одно веселое безумие – эпизод, когда юная Гвен во сне буквально пролетает сквозь кухню родительского дома. Это определенно должно засветиться в новой части «Очень страшного кино»!

Финни (Мэйсон Темз), став старшеклассником, все еще пытается пережить ужас, что с ним случился. Как-никак был заложником сумасшедшего маньяка, который еще и обвинял его в убийстве собственного брата. Такое трудно пережить. Поэтому Финни часто вскипает от злости и даже злоупотребляет запрещенными веществами, чтобы не чувствовать боли. При этом внимание смещается на Гвен (Мадлен Макгроу). Девушка видит яркие вещие сны и порой буквально блуждает по лагерю во сне, будто она присутствует одновременно в двух мирах. Гвен вступает в контакт с призрачными мальчиками, а каждый новый сон приближает героев к разгадке семейных тайн. Оказывается, что этот же лагерь посещала их мать 25 лет назад. И делала это не просто так.

Сиквел с удовольствием купается в отсылках к классике 1980-х. Маньяк Граббер вновь настигает героев, но уже через подсознание, подобно «Кошмару на улице Вязов» в миниатюре. Сцены в том же подсознании сняты в зернистом формате Super 8, отчего наполнены хаотичным движением и сюрреализмом, как старые киноленты из VHS-архива. Очевидно, что большое влияние на фильм оказали «Очень странные дела»: в каждом кадре читается знакомая подростковая тягучая тревога из сериала, а сюжет постепенно выстраивается по законам жанра «встречи с призраком». Фильм балансирует на грани чего-то до жути знакомого и одновременно нового, лаконично подшучивая над клише, которыми он же и питается.

Ностальгические мотивы дополняет и музыка – хрипловатый синтезаторный саундтрек Аттикуса Дерриксона вместе с легендарными рок-хитами конца 1970-х (особенно запоминается Another Brick in the Wall группы Pink Floyd). Каждая деталь, будь то плакат легендарной группы или выцветшие лагерные газеты, органично вплетена в панораму зловещей тишины. Уютные деревянные шале контрастируют с огромными пустыми общежитиями. Зимний лагерь находится в полной изоляции. Периодически мы отвлекаемся на одиночную телефонную будку на фоне замерзшего озера – некоторые вопросы все еще можно решить только по телефону.

Никуда не деться и от христианских символов: герои не прочь помолиться у старенькой церквушки, обзавестись крестиком или пообщаться о духовном. Дерриксон, давно интересующийся темой противостояния света и тьмы, снова превращает борьбу с монстром в испытание веры – не фанатичной, а человеческой, почти бытовой. В то же время такой подход не выглядит шаблонным: на смену вульгарному демонизму пришло библейское «испытание». Свежий ход для хоррора, отсылающий, например, к франшизе «Заклятие»

Но Дерриксон, кажется, увлекся собственным сновидением, поэтому темп истории периодически сбоит. Первые опасные шорохи держали в напряжении, но затем что-то застопорилось. Знакомая атмосфера лагеря работает против себя: раздражают резкие звуки шагов, дрожащие кадры, знакомые тени, отчего время начинает тянуться медленнее, чем прежде. Герои буквально заперты в тревожном сне, и их маршруты никуда не ведут. Роль «похитителя» фактически отошла на второй план. Обновленный Граббер скорее навязчивый призрак, который не в полной мере использует харизму Итана Хоука. 

И в целом будущее франшизы окутано туманом. Кажется, мифология Граббера уже достигла предела, и новая часть живет в основном за счет инерции и ностальгии. Если «Черный телефон» все же зазвонит в третий раз, ему понадобится новый импульс. Сегодня зритель иначе чувствует тревогу, иначе распознает зло, и повторить прошлый успех теми же приемами уже невозможно. Дерриксону стоит либо переизобрести этот мир, либо отпустить его с достоинством. Лучше закончить повествование именно здесь, пока память о «похитителе» не слилась с тенью его собственных клише. Иной раз следует положить трубку, чтобы тишина вновь начала пугать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Захватывающий сериал о первой континентальной экспедиции вдоль границ России

В Okko премьера – уникальный документальный проект «Россия 360», вдохновленный подвигом исследователя Русского Севера Богдана Булычева, который прошел всю сухопутную…

5 часов назад

«Анемона»: Великий Дэниэл Дэй-Льюис в фильме сына-художника

Угрюмый мощный старик, помолясь, садится на мотоцикл и отправляется куда-то в лесную глушь, чтобы навестить родного брата, еще более угрюмого…

7 часов назад

Где-то я это уже слышал: Культовые звуковые эффекты в кино

У вас же возникало чувство, когда при просмотре фильма определенный звук кажется очень знакомым. Словно вы уже слышали его где-то…

22 часа назад

Правда или действие: Рецензия на технотриллер «Голосовой помощник»

Однажды в студеную осеннюю пору пятеро давних друзей решили снять навороченный коттедж в элитном поселке «Лесная сказка» и вспомнить былое…

1 день назад

Гоголевские герои зачитают рэп со сцены Губернского театра

21 и 22 ноября на Малой сцене Губернского театра состоится премьера хип-хоп спектакля «Ревизор». Режиссером постановки стал Юрий Квятковский («Кабала…

1 день назад

«Жатва» с Калебом Лэндри Джонсом: Сонный фолк о чужих среди своих

В крошечной деревеньке, затерянной в пространстве и времени, творится недоброе: неизвестный злоумышленник поджигает голубятню. Когда в округе появляется трое чужаков,…

1 день назад