Кино

«Черный телефон 2»: Итан Хоук не в состоянии повесить трубку

Жанр ужасов удивительно живуч. Любая страшилка, стоит ей только прогреметь в прокате, непременно обзаведется сиквелом, триквелом, а там, глядишь, и квадриквелом (уже сам термин пугает). «Паранормальное явление», «Заклятие», «Пила» выросли в целую вселенную. А теперь продолжение получает «Черный телефон», мистический триллер Скотта Дерриксона, решивший вновь зазвонить. Оригинал породил миф о назойливом маньяке в маске, а вторая часть захотела углубить его и в какой-то степени переосмыслить. Теперь привычный подвал сменяется заснеженным христианским лагерем, а центр тяжести смещается с выжившего Финни на его сестру – одаренную видениями Гвен. 

С первых кадров Скотт Дерриксон заявляет о своих амбициях – это и кровавая драма, и подростковый триллер, и ретро-хоррор в одном флаконе. При этом сюжет иногда скатывается в откровенную феерию гротеска. Сцена, где Итан Хоук скользит по льду на коньках подобно карикатурному Фредди Крюгеру в шубе, напоминает пародию на старый слэшер.  Еще одно веселое безумие – эпизод, когда юная Гвен во сне буквально пролетает сквозь кухню родительского дома. Это определенно должно засветиться в новой части «Очень страшного кино»!

Финни (Мэйсон Темз), став старшеклассником, все еще пытается пережить ужас, что с ним случился. Как-никак был заложником сумасшедшего маньяка, который еще и обвинял его в убийстве собственного брата. Такое трудно пережить. Поэтому Финни часто вскипает от злости и даже злоупотребляет запрещенными веществами, чтобы не чувствовать боли. При этом внимание смещается на Гвен (Мадлен Макгроу). Девушка видит яркие вещие сны и порой буквально блуждает по лагерю во сне, будто она присутствует одновременно в двух мирах. Гвен вступает в контакт с призрачными мальчиками, а каждый новый сон приближает героев к разгадке семейных тайн. Оказывается, что этот же лагерь посещала их мать 25 лет назад. И делала это не просто так.

Сиквел с удовольствием купается в отсылках к классике 1980-х. Маньяк Граббер вновь настигает героев, но уже через подсознание, подобно «Кошмару на улице Вязов» в миниатюре. Сцены в том же подсознании сняты в зернистом формате Super 8, отчего наполнены хаотичным движением и сюрреализмом, как старые киноленты из VHS-архива. Очевидно, что большое влияние на фильм оказали «Очень странные дела»: в каждом кадре читается знакомая подростковая тягучая тревога из сериала, а сюжет постепенно выстраивается по законам жанра «встречи с призраком». Фильм балансирует на грани чего-то до жути знакомого и одновременно нового, лаконично подшучивая над клише, которыми он же и питается.

Ностальгические мотивы дополняет и музыка – хрипловатый синтезаторный саундтрек Аттикуса Дерриксона вместе с легендарными рок-хитами конца 1970-х (особенно запоминается Another Brick in the Wall группы Pink Floyd). Каждая деталь, будь то плакат легендарной группы или выцветшие лагерные газеты, органично вплетена в панораму зловещей тишины. Уютные деревянные шале контрастируют с огромными пустыми общежитиями. Зимний лагерь находится в полной изоляции. Периодически мы отвлекаемся на одиночную телефонную будку на фоне замерзшего озера – некоторые вопросы все еще можно решить только по телефону.

Никуда не деться и от христианских символов: герои не прочь помолиться у старенькой церквушки, обзавестись крестиком или пообщаться о духовном. Дерриксон, давно интересующийся темой противостояния света и тьмы, снова превращает борьбу с монстром в испытание веры – не фанатичной, а человеческой, почти бытовой. В то же время такой подход не выглядит шаблонным: на смену вульгарному демонизму пришло библейское «испытание». Свежий ход для хоррора, отсылающий, например, к франшизе «Заклятие»

Но Дерриксон, кажется, увлекся собственным сновидением, поэтому темп истории периодически сбоит. Первые опасные шорохи держали в напряжении, но затем что-то застопорилось. Знакомая атмосфера лагеря работает против себя: раздражают резкие звуки шагов, дрожащие кадры, знакомые тени, отчего время начинает тянуться медленнее, чем прежде. Герои буквально заперты в тревожном сне, и их маршруты никуда не ведут. Роль «похитителя» фактически отошла на второй план. Обновленный Граббер скорее навязчивый призрак, который не в полной мере использует харизму Итана Хоука. 

И в целом будущее франшизы окутано туманом. Кажется, мифология Граббера уже достигла предела, и новая часть живет в основном за счет инерции и ностальгии. Если «Черный телефон» все же зазвонит в третий раз, ему понадобится новый импульс. Сегодня зритель иначе чувствует тревогу, иначе распознает зло, и повторить прошлый успех теми же приемами уже невозможно. Дерриксону стоит либо переизобрести этот мир, либо отпустить его с достоинством. Лучше закончить повествование именно здесь, пока память о «похитителе» не слилась с тенью его собственных клише. Иной раз следует положить трубку, чтобы тишина вновь начала пугать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Буратино»: Невероятные приключения любимых героев в Италии

90 лет тому назад не волшебник, но мастер слова Алексей Толстой адаптировал сказку Карло Коллоди о длинноносом непоседе Пиноккио для…

3 часа назад

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

17 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

20 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

22 часа назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

1 день назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

1 день назад