Статьи

Битва бастардов: 5 причин посмотреть «Короля» с Шаламе и Паттинсоном

Netflix приберег главные полнометражные релизы на конец года: между blaxploitation-комедией «Меня зовут Долемайт» и гангстерским эпиком «Ирландец» затаилась историческая драма о Генрихе V и битве при Азенкуре со звездами «Зови меня своим именем» и «Хорошего времени».

Похоже у Netflix все в порядке с историческими фильмами

Собственным псевдоисторическим сериалом с примесью фэнтези стример так и не обзавелся, зато полнометражными историческими драмами радует второй год подряд (причем в одном и том же слоте на рубеже ноября): в 2018-м стример выпустил вполне достойного «Короля вне закона», а теперь сделал еще один шаг на пути исторического ликбеза. Премьера «Короля» состоялась на Венецианском фестивале и вызвала в целом положительную реакцию — спасибо и на том, что фестивальная публика не затопала и не забукала хронику ранних лет правления Генриха V. В реальном мире — за рамками трогательного фестивального высокомерия — «Король» и вовсе имеет все шансы обрести армию поклонников: может быть, такую же немногочисленную, как у англичан в битве при Азенкуре, но сделавшую правильный выбор. Это умное и крепкое кино, в котором ловко перемешаны историческая правда и выдумка — сценарист фильма и, по совместительству, исполнитель роли Фальстафа Джоэл Эджертон постарался на славу, и его работа достойна отдельного разговора.

Квазиисторическая хроника с приветами Шекспиру

Собственно, австралийцу Эджертону и принадлежит идея «Короля», которую он вынашивал несколько лет, а затем предложил своему соотечественнику, режиссеру «По волчьим законам» и «Ровера» Дэвиду Мишо. «Король» — условная экранизация сразу двух исторических хроник Уильяма Шекспира, «Генрих IV» и «Генрих V» (даже трех, если учесть, что «Генрих IV» состоит из двух пьес). Имени Великого Барда в титрах нет, но фрагменты структуры упомянутых пьес (особенно это касается «Генриха V»), а главное — шекспировский персонаж сэр Джон Фальстаф перекочевали в фильм. В результате получилась вроде бы достаточно достоверная хроника, но с элементами выдумки, которые вовсе не портят картину — в целом довольно мрачную и подтверждающую все предположения о том, насколько беспросветной была жизнь в Англии начала XV века. Генриху V, окольными путями и практически невольно (образ Майкла Корлеоне, похоже, списан как раз с молодого короля) взошедшему на трон, пришлось разбираться с безобразиями, которые ему в наследство оставил отец, Генрих IV, ввергший Англию в обескровливающие ее междоусобицы. Оказалось, что лучший путь к миру с восставшими валлийцами — победоносная война с внешним врагом. Очередное обострение Столетней войны оказалось как нельзя кстати, и битва при Азенкуре стала звездным часом молодого монарха. Пересказав Шекспира человеческим языком, Эджертон и Мишо создали убедительное историческое полотно — настолько достоверное, что ему даже тесновато в нетфликсовском формате, предполагающем просмотр на плазме или, хуже того, на лэптопах и девайсах калибром поменьше: «Король» просится на большой экран.

Тимоти Шаламе против Роберта Паттинсона

Хэл, старший сын Генриха IV, был коронован и стал Генрихом V в возрасте 26 лет — хронисты описывают его как высокого (под 190 см) худого брюнета. К тому времени у него уже был боевой опыт: Генрих V даже едва не погиб в сражении с валлийцами (стрела попала ему в лицо). «Красивому мальчику» Тимати Шаламе сейчас 23, он не отличается высоким ростом и в «Короле» выглядит как угрюмый отличник-первокурсник. Лишь ближе к середине фильма начинаешь понимать, что это странное во всех отношениях кастинговое решение (впрочем, все же не такое странное, как русоволосый и розовощекий Кеннет Брана в его собственной нарядной экранизации шекспировского «Генриха V») действительно работает. Фильм акцентирует внимание на том, что детям приходится расплачиваться за ошибки отцов, и контраст хрупкости Шаламе с его решимостью и, когда надо, жестокостью становится главным аттракционом «Короля». Миротворец по убеждениям и завоеватель поневоле, Генрих, чуть что, готов вступить в рыцарский поединок с тем, кто возглавляет армию противника, чтобы не лить кровь солдат, однако, едва взойдя на трон, тут же решает обезглавить парочку придворных интриганов. Шаламе почти до самой кульминации (битвы при Азенкуре — реалистичной, кровавой и моментами отсылающей к ледовому побоищу в «Александре Невском» Эйзенштейна) не меняется в лице, и выглядит это спокойствие и вправду устрашающе.

Зато другая актуальная звезда фильма, Роберт Паттинсон, валяет дурака на полную катушку в образе противника Генриха V — дофина, сына короля Карла VI Безумного. Дофин говорит по-английски с жутким французским акцентом, коверкая язык (который он считает «простым и убогим»), чтобы унизить Генриха, и в целом ведет себя как злобный позер — словом, Паттинсону было где развернуться. Любопытно, что Мишо еще до начала кастинга отдал роль дофина Роберту — уже во второй раз после «Ровера» он эксплуатирует тягу Паттинсона к эксцентрике.

Очередной жанровый опыт Дэвида Мишо

«Король» — четвертый полнометражный фильм австралийца, и все четыре свои картины Мишо снял в разных жанрах: «По волчьим законам» был криминальной драмой, «Ровер» — постапокалиптическим триллером, а «Машина войны» — военно-политической сатирой. Переход к исторической драме не был подготовлен абсолютно ничем (кроме, пожалуй, энтузиазма друга Мишо Джоэла Эджертона), и в своей непредсказуемости и стремлении попробовать себя в поисках авторского почерка в самых разных жанрах Мишо чем-то напоминает Ридли Скотта: кажется, он готов взяться за воплощение любого сюжета. Практически все, что делает австралиец, получается у него хорошо — разве что попытка замаскироваться под комедиографа пару лет назад вышла не слишком удачной.

«Игра престолов» здорового человека

Да, «Король», увы, не избежит оглядки на сериал, а сцена битвы при Азенкуре, выигранная благодаря ливню, слякоти и английским лукам, — сравнения с эпизодом «Битва бастардов». Не избежит — и, как минимум, не проиграет: фильм Дэвида Мишо выглядит достаточно мрачным, злым, грязным (во всех смыслах), умным и заряженным интригой, чтобы ни в чем не уступить раздражающе переоцененному шоу HBO. Правда, здесь нет драконов, но, черт возьми, не пора ли наконец-то спуститься с небес на землю? Здесь и без огнедышащих ящеров в разные эпохи происходило немало интересного. Да и великий Шекспир к драконам, кажется, был равнодушен.

«Король» доступен на Netflix.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

24 часа назад