Кино

«Безумный ангел Пиноккио»: Фантасмагорическое путешествие в мир театра

На большие экраны выходит кинотриптих Бориса Юхананова «Безумный ангел Пиноккио», созданный на основе спектаклей Электротеатра Станиславский «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр». Рассказываем, кому и зачем стоит смотреть эту яркую фантасмагорию.

Звучит внушительно во всех отношениях: киноверсия спектакля «Безумный ангел Пиноккио» длительностью 4,5 часа с двумя антрактами, да еще с режиссурой Бориса Юхананова. Однако если говорить о настоящем кино- или театральном опыте, то это он, с ног до головы, от декораций до идеи. Кинотриптих представляет собой аллегорическое путешествие невинной души – Пиноккио – в театральном мире, который ни на человеческий, ни на какой-либо другой не похож. Но это только на первый взгляд.

Довольно сложный для восприятия первый акт (если его пережить), позволяет окунуться в основное действо – сатирическое, яркое, многослойное высказывание о современном обществе, занятное и при этом неприятное. Однако глаз не оторвать: актерская игра как в театре, но с кинематографической подачей, невероятные сказочно-мистические декорации, мощная работа с музыкой, финальные штрихи в виде спецэффектов и светового сопровождения и потрясающие костюмы.

Вернемся к структуре. Абсолютно фантасмагорическое «рождение» Пиноккио от дерева в саду есть аллегория, которую еще какое-то время придется осмысливать. Вторая часть гораздо более понятна и приземленна. Она отделяется от главного героя и представляет собой образ театра, увиденный его глазами. Третья же вновь возвращает зрителя к личности Пиноккио, его контакту с внешним миром, который и есть в определенной степени театр (и наоборот), его диалогу с актерами и режиссерами. Неподготовленному человеку первый и третий акты дадутся сложнее, чем второй, но оно того стоит: этот опыт не с чем сравнить.

Однако если отбросить любые ожидания и позволить себе погрузиться в действо так, будто это театр, получится полноценный диалог зрителя и режиссера. Режиссера, который принимает самые невероятные формы, использует разные метафоры и голоса, чтобы добраться до чувствительной точки, где рождается любовь к театру. Борис Юхананов не жалеет зрителя, но, похоже, верит, что тот будет готов прислушаться, понять его видение роли театра в жизни общества и боли, с которой создается каждый новый спектакль.

В конечном счете кинотриптих становится путешествием не столько для новорожденного и безмерно наивного Пиноккио, который сначала сталкивается с неприятием и даже травлей, а затем, переродившись в огне, обретает собственное сознание, личность, увлеченную театром. Это путешествие именно для зрителя, который сам проходит через определенные (или все 9) круги театра, трансформируясь из tabula rasa в вовлеченного, готового к диалогу участника действа.

Само же действо, может, и отличается от чисто театрального или кинематографического, но сочетает лучшие их черты. Удачный монтаж, операторские фокусы, специфический саундтрек – из кино. Сумасшедшие декорации, костюмы, игра – из театра. Помимо прекрасной Марии Беляевой, воплотившей образ деревянного человечка с душой, в кадре появляются Антон Лапенко, Дмитрий Чеботарев, Антон Филипенко – каждый из них в невероятной, как будто несопоставимой с их амплуа роли. Это еще одна из причин, почему стоит познакомиться со спектаклем «Безумный ангел Пиноккио».

Несмотря на всю специфичность постановки и мозаику авторских зарисовок, которые одну за другой предлагает зрителю Юхананов, перед нами все еще сказка. Да, для взрослых, но красивая, насыщенная, удивительная и при этом знакомая. Весь мир для Пиноккио – театр. Театр же – весь мир в этой странной картине, которая, как путеводитель по безумной творческой вселенной, позволяет если не понять, то почувствовать, насколько он невероятен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Пиноккио

Недавние Посты

«Я знаю, кто тебя убил»: Яценко крадет ребенка, чтобы отомстить за сестренку

В московском цирке средь бела дня мужчина похищает ребенка, маленькую девочку. Родители в панике, полиция бессильна. Похититель, в свою очередь,…

8 часов назад

«Минус один»: Идеальный блокбастер о Годзилле выглядит так

1945 год. Вторая мировая война почти завершилась. Япония ее почти проиграла. Токио разрушен. Люди голодают. Никто не смотрит в завтрашний…

10 часов назад

Тернистый путь истернов: Рождение, развитие, закат и новый расцвет

Первый вестерн «Большое ограбление поезда» вышел в 1903 году. А спустя два десятилетия родился первый российский истерн «Красные дьяволята»: отгремела…

15 часов назад

«Огненный лис»: Высокохудожественный док с просторов Камчатки

11 мая в России отмечают один из главных экологических праздников – День любви к природе. В связи с этим «КиноРепортер»…

1 день назад

Волшебный Восток: Что произошло на съемках сказочного фэнтези «Финист. Первый богатырь»

Трилогия «Последний богатырь» завоевала такую народную любовь, что ее создатели решили расширить сказочную киновселенную и рассказать предысторию полюбившихся героев. В…

2 дня назад

«Сто лет тому вперед» собрал в прокате миллиард рублей

У российских миллиардников очередное пополнение. На этот раз шестое по счету. Фантастическая лента «Сто лет тому вперед» собрала в прокате…

2 дня назад