В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника Вигг решила в оригинальном формате, оттолкнувшись от профессии ключевых героев и подсветив те уголки актерской жизни, куда чужаков пускать не принято. Все пространство Малой сцены превращено в гримерку, которую персонажи будут мерить геометрически выверенной поступью (сценограф – Николай Слободяник). Занавес поднят, и в полутьме стеклянные сферы, расставленные перед многочисленными зеркалами, кажутся потухшими лампочками. Но когда свет зажигается, оказывается, что это бокалы, в которых красноватыми искрами мерцает вино.
Ирина Безрукова, играющая Кручинину, выходит к залу с микрофоном в руках, что неподготовленного зрителя способно сбить с толку: перед ним не то чужой сон, который невозможно с себя стряхнуть, не то открытый кастинг на события давно прожитой, но все еще саднящей жизни. Кручинина и сама не рада вспоминать былое, но рану бередят знакомые места, где она лишилась и любимого человека (его повзрослевшую версию, полную надменного превосходства, метко играет Евгений Гомоной), и маленького сына. Не в силах выносить прошлое и нынешнее, почти механически вздрагивая, она опрокидывает один бокал за другим и считает дни до отъезда.
Другим ехать некуда, но и они заняты тем же – от безысходности, страха, зависти, досады. А что еще остается, кроме того, как толочься в буфете да строить козни? Провинциальная обстановка не умаляет широту человеческих порывов, но задает им определенные рамки. И молодой Незнамов (Дмитрий Воркунов), с детства не знавший ничего, кроме презрения и насмешек, поражен, впервые повстречавшись с благородством, ничего не требующим взамен. Гриша, и без того переполненный унижением, намерен ответить равноценно. До момента осознания – отвечать на чужую доброту ему нечем.
Это открытие не просто обезоруживает его, привыкшего яростно отбиваться от любых нападок, но и окончательно выбивает почву из-под ног: прожигание жизни (а на деле – собственных злости и страха) уже не приносит желанного забытья. Жить по-прежнему нельзя, жить по-новому – решительно невозможно. Люди сведущие реагируют на этот коллапс огрубелым сочувствием: «Душа-то у Незнамова есть, это правда; да вот беда-то, не знает он, куда ее деть».
Атмосфера накаляется, вино льется рекой – на одежду, руки, пол. К осколкам изувеченной, попранной жизни примешивается битое стекло. Шмага (Алексей Веретин) затягивает надрывную песню, в которой провинциальный шарм смешивается с безнадежной тоской. Сцену заливает мертвенно-бледный свет: точь-в-точь луна, на которую хочется выть.
«Везде одно и то же», – скажет Кручинина, и окажется неправа: именно в этом городке ее история о нерастраченной любви приобретет особую тональность. Свою «дорогую во всех отношениях пьесу» Островский писал не только «с соображениями, доступными лишь молодым силам», но и мелодраматическим прицелом. В исполнении артистов Губернского театра характерные для жанра сантименты приобретают исповедальное звучание, а режиссерские примечания выводят происходящее на метауровень.
Отчаянный монолог Незнамова, не способного больше терпеть ничем не заслуженную муку, в версии Вигг дополнен строками про детей, вынужденных слишком рано попадать в мир взрослых. И после них появления на сцене маленького безымянного мальчика (Лев Череватов), который с должным тщанием произносит реплики других персонажей, воспринимаются совсем иначе.
Новый смысл обретают и слова постановщицы о том, что театр – это страшное место, которое корежит человеческие жизни. По многим причинам, и в частности потому, что попав в чарующее зазеркалье очень легко заплутать между настоящим и ненастоящим. Запредельной пронзительностью отдает сцена, в которой Незнамов переживает жесточайший приступ душевных страданий, не выпуская при этом свисток-дуделку, заготовленный для праздника.
Связующим звеном между реальностью и нереальностью в постановке становится личный опыт. Разумеется, актеры почти всегда идут от себя, но когда Ирина Безрукова, обращаясь к зрителю, говорит о том, что потеряла сына, эта смелость поражает. Когда она доверительно сообщает, что целоваться на сцене – не такое простое занятие, как может показаться, это вызывает понимание. И когда под финал двухчасового спектакля в зале включается верхний свет, озаряя и лица зрителей, обычно скрытые спасительной темнотой, это бьет под дых. И в некотором смысле уравнивает публику с исполнителями.
В первую очередь, конечно, с Воркуновым, в котором почти невозможно признать дебютанта. Обличающая речь его персонажа имеет неожиданные последствия: все вдруг оказываются на виду у всех, и этот момент вынужденного дискомфорта рождает коллективное переживание – ощущение ныне почти позабытое. И в память оно врезается намного крепче эстрадных вставок и метких острот.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…