В темном-темном космосе парит похожий на гигантскую коробку из-под обуви исследовательский корабль. В нем каждой твари по паре: белые, черные, мужчины, женщины. Когда-то его набили заключенными, приговоренными к пожизненному сроку, и отправили подальше. Пункт назначения неизвестен. В научных целях, естественно, и с согласия подопытных, которые ничего толком не знали.
Во время путешествия главный медик корабля доктор Дибс (Жюльет Бинош) ставит на подопечных опыты. Собирает сперму у одних и оплодотворяет других, поддерживая физическую форму команды изнурительными физическими упражнениями (они получились у Клер Дени особенно уморительно), а свою — сеансам любви с мрачной секс-машиной где-то в нижних отсеках судна.
Так бы, наверно, все и продолжалось целую вечность, если бы не загадочные события, перечислять которые — значит, спойлерить. Они выкосили большую часть экипажа, оставив в живых только героя Роберта Паттинсона по имени Монте и девочку-младенца, обманом выращенную в пробирке из его генетического материала.
На одном плакате «Высшего общества» красуется расплывающийся в космической тьме профиль главной звезды фильма Паттинсона, на другом — одетая в перчатку сканфандра рука тянется к голой ручке младенца (прозрачная рифма к «Сотворению Адама» на потолке Сикстинской капеллы). И тот, и другой отсылают зрителя к опыту вечной классики о звездных полетах — «Космической одиссее» и «Солярису».
Но едва ли у Дени есть и десятая часть амбиций, что вели в космос гениев прошлого. Поклонникам «Чужого» просьба не беспокоиться. Лишь пару раз наступает момент для спецэффектов (как их понимает режиссер, впервые отважившийся на фантастику): мертвые астронавты красиво падают в черную бесконечность, космическая капсула, сделанная из листового железа, несется к горизонту событий.
Пафос высказывания об одиночестве в непроглядной тьме Дени намеренно понижает примитивным сеттингом. Как бы фиксирует: дорогой зритель, здесь все понарошку. На капитанском мостике звездолета, в котором летит новый Адам и созданная из его ребра юная Ева, стоят обычные офисные столы, а сообщения бортового компьютера выводятся на мониторы из ближайшего магазина оргтехники — Кубрик бы удавился. Скафандры сделаны из суровой мешковины, и только обивка стен чем-то отдаленно напоминает о шедевре Тарковского.
Впрочем, в отличие от его героев на своем предельно фактурном корабле Монте может выращивать картошку и кабачки. Не сказать, что такой дизайнерский демарш как-то поражает: есть на свете фантастика и более радикальная в своем стремлении к лоу-фаю — достаточно вспомнить «Темную звезду» Джона Карпентера или «Американского астронавта» Кори Макэби. Даже напротив, при наличии в кадре звезд первой величины подобный ход выглядит кокетством. К чему же эта аскеза?
Дизайнерский макабр Дени дополняет совершенной сумятицей в изложении событий. Несмотря на свою медлительность, фильм вполне способен запутать зрителей. Сюжет выстроен нелинейно: одинокий герой Паттинсона то ли вспоминает прошедшие годы полета в пространных флэшбэках, то ли встречается и подолгу беседует с призраками погибших астронавтов, временами грустя о земной жизни.
Кто он такой? Это автора не особенно волнует. В помощь зрителю разве что постепенно разрастающееся на голове Монте седое пятно — по крайней мере, можно понять, что и в авторском космосе тоже есть время. Клаустрофобия клаустрофобией, одиночество одиночеством, но Дени не отказывает себе в возможности вырваться за пределы летающей консервной банки и показать, например, прогулку по весеннему лесу или поездку на земном поезде. Тоже в рамках флэшбэка.
И эти минуты куда кинематографичней космических коридоров. Снятые на зернистую 16-миллиметровую пленку, они напоминают о прежних работах Клер Дени, которые цепляли гораздо сильнее бесконечных переодеваний Паттинсона в скафандр или утомительных заездов Бинош на космическом дилдо.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…