В городе Железнодорожном сводят концы с концами сотрудники ЧОПа Виктор (Александр Кузнецов) и Алексей (Алексей Филимонов). Оба имеют в загашнике травматический опыт луганской кампании и интерес к рифмоплетству. Но Виктор — одинок, хладнокровен и в плохих стихах прямолинейно констатирует реальность. А Алексей, по-гопнически обаятельный разгильдяй, давно обзавелся женой и ребенком, часто проигрывается на петушиных боях, но поэтически одарен. Иными словами — пушкинские противоположности: лед и пламень, вода и камень. Их дружба и жизнь не раз окажутся под угрозой: долги, тяготы, перестрелка и жажда какой-то реализации будут напоминать, что жизнь — это война. Или какая-никакая поэзия.
Фильм Александра Лунгина — драма, то ли воспевающая болезненную брутальность, то ли ее оплакивающая. Это маскулинное высказывание состоит из мерного движения больших форм, столкновения архетипов и сырой энергии: в кадре задорно дерутся петухи, звучат патетичные диалоги о войне, быте и искусстве. Слов в «Большой поэзии», как ни иронично, куда меньше, чем фактурных лиц Кузнецова и Филимонова и обшарпанной эстетики то ли распадающегося советского прошлого, то ли вечно строящейся новой России. Война в Луганске тут рифмуется с войной в Афганистане, в которой участвовал герой Евгения Сытого, а герои в более ранней версии «Поэзии» возвращались из Чечни.
Проще говоря, «Большая поэзия» — пространство бесконечной войны (Афган, Чечня и Луганск) и ее отголосок в мирной реальности. Кинематографический героизм тут ведет к печальным последствиям, в отличие от необязательности и компромисса, а сам мир показан через амбразуру очевидного мужества. Со скорбной торжественностью, нежеланием вникать ни в социальные проблемы, ни в формы современной поэзии (тут Лунгин больше проходится по хипстерам), ни в характеры других людей — все героини крайне функциональны и исполняют роли исключительно сексуального порядка.
И если что-то в фильме по-настоящему и поэтично, помимо смачной фактуры лиц, стен и карабинов, так это невозможность говорить о жизни заданными, как рифмы, формулами. Крохи поэтического рождаются здесь в неприглядной искренности слов, брошенных походя. Как только Виктор перестает вгонять себя в рамки героя, а берется рефлексировать свой болезненный опыт — тут и появляется вся поэзия жизни, вынесенная в лукавое заглавие.
«Большая поэзия» в прокате с 28 ноября.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…