Новый фильм 90-летнего Паоло Тавиани – посвящение его умершему брату Витторио и былому величию итальянского кинематографа.
Братья Паоло и Витторио Тавиани начали снимать кино еще в середине 1950-х. Раньше чем Бернардо Бертолуччи, например. Практически одновременно с Пьером Паоло Пазолини. Они завоевывали «Золотую пальмовую ветвь» и Гран-при жюри в Каннах, «Золотого медведя» Берлинале, «Золотого Святого Георгия» ММКФ, несколько призов в Венеции… Когда выдающиеся мэтры уровня Федерико Феллини и Микеланджело Антониони покинули нас, Тавиани оказались последними представителями когорты великих итальянских режиссеров. А в 2018 году ушел из жизни и Витторио.
Официально финальным совместным фильмом братьев стал «Декамерон» (2015). В «Радуге» (2017) режиссером значится лишь Паоло, хотя работали они над этой лентой тоже сообща. Сообща собирались приступить к съемкам и другой картины, «Прощай, Леонора». Но проклятая жизнь – и проклятая смерть – вмешались и спутали все планы. Так что теперь 90-летний Паоло Тавиани привез ее на Берлинале как свою первую ленту, целиком и полностью снятую самостоятельно. И выглядит она действительно как прощание – с братом и былым величием итальянского кинематографа.
Фильм «Прощай, Леонора» частично основан на рассказе лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло (ранее братья Тавиани выстроили на основе его новелл «Хаос» 1984 года). Вымышленный Пиранделло тоже появляется на экране. Появляется – и умирает. Далее Паоло, как бы странно это ни звучало, прослеживает судьбу его праха. Эта сюжетная линия для режиссера служит своеобразной отправной точкой для размышлений о том, что вообще происходит с наследием творца после его смерти, – это касается и наследия покойного Витторио, и его гениальных итальянских коллег.
Порой действие «Прощай, Леонора» разбавляется кадрами из фильмов самих Тавиани и других классиков – в частности, Роберто Росселлини. Попав на съемки его ленты «Земляк» (1946), братья и решили стать постановщиками. А в третьем акте картины, когда черно-белая палитра уступает место цветной, Паоло наконец напрямую обращается к рассказу Пиранделло, героем которого является молодой сицилийский иммигрант из Бруклина.
Это многослойное, непростое для восприятия, по-своему уникальное кино на стыке вымысла и документалистики, реализма и абсурда, кино о времени, памяти и одиночестве. Причем объяснения смысла его названия вы здесь не найдете – слова «Прощай, Леонора» взяты из другого произведения Пиранделло и из более ранней версии сценария. Безусловно, высказывание Паоло Тавиани слишком важно лично для него, чтобы и прочие гости Берлинале смогли сполна проникнуться его магией. Но прикоснуться к ней и хотя бы попробовать понять – уже бесценный дар.
Комментарии