В прокат выходит полный метр от автора ироничных «Половинок» – с татарскими песнями и Розой Хайруллиной.
Жалобы на то, что в российском прокате не хватает доброго кино, можно отложить хотя бы на время. Причина – теплый и пропитанный ностальгией фильм «Бери да помни», который выходит на большие экраны. Его премьера состоялась на фестивале «Короче», где дебютная лента Байбулата Батуллина получила главный приз в секции полнометражного кино. А еще мгновенно полюбилась критикам и зрителям. Почему – рассказываем в нашей рецензии.
Шестилетний Ильхам гостит в деревне у бабая Расима (отец постановщика Рабит Батулла) и эби Суфии (Роза Хайруллина), но сильно скучает по родителям. Однако накануне отъезда приходит тревожная весть – и Ильхам остается с пожилой парой. Бабушка и дедушка пытаются отвлечь внука от дурных мыслей, и Расим вспоминает игру «ядеш», в которой проигравший выполняет желание победителя.
Пока в мальчишке разгорается азарт, взрослые не могут справиться с замешательством и собственными чувствами. Бабуля уходит в себя. Дед все чаще снимает напряжение алкоголем. Ильхам этого, конечно, не видит, зато ощущает, как отношения Расима и Суфии дают трещину. Для них игра становится не невинной забавой, а оружием. Причем обоюдоострым: бабай из татарского Бэтмена (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать) превращается в самого настоящего человека-невидимку.
Разумеется, закрыть глаза на проблемы не получится: в конце концов каждый возьмется за ум. Найдет силы поговорить о важном, донести свои чувства, прибраться и в клозете, и в голове. Клозету тоже достанется – вместе с дедом Ильхам починит машину и приведет в порядок пасеку. По-другому пойдет жизнь и в деревне: «ядеш» для многих станет не только поводом озвучить собственные желания, но и законным способом проигнорировать возражения. Проиграл – будь добр выполняй.
Мечты, кстати, не всегда эгоистичные – жители совместными усилиями ремонтируют школу и открывают кафе. А еще поют и танцуют, позабыв обо всем на свете. И брошенная всуе фраза «Я бы и сам здесь не остался» к финалу тает, как плохой сон.
То, с какой деликатностью 30-летний режиссер подходит к делу, поражает. Как и в жизни дурные новости считываются по тишине и теням на стене, редкие мрачные сцены показаны очень тонко, а душевные, напротив, сбивают с ног уютной волной ностальгии. Сюжет движется неторопливо, и при 80-минутном хронометраже легко почувствовать любую мелочь. Тепло старого дома, запах бабушкиной стряпни, дедовские шутки. Здесь же – свойственные юности наивность и вера в чудеса. Сказки на ночь, быть может, и не оживают, но в памяти отпечатываются навсегда.
По настроению «Бери да помни» ближе всего к якутскому кино: та же душевность, национальный колорит (фильм снят на татарском языке и дублирован), мягкий юмор. Наконец, в кадре нет героев и злодеев. Зато есть простые люди с простыми мечтами. И приходят они к не менее простому, но важному осознанию: счастье в ближнем.
Комментарии