Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Бегущий по лезвию»: Почему все ненавидели Ридли Скотта, создавая главный киберпанк в истории кино

«Бегущий по лезвию»: Почему все ненавидели Ридли Скотта, создавая главный киберпанк в истории кино

24 июня 2022 /
«Бегущий по лезвию»: Почему все ненавидели Ридли Скотта, создавая главный киберпанк в истории кино

Философская фантастика про людей и репликантов впервые появилась на экранах 40 лет назад.

Невероятно, но факт: на этой неделе исполняется 40 лет с премьеры хита Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». За это время картина успела побыть брешью в студийной смете, кассовым провалом, бестселлером домашнего видео и сокрушительным кинокультом. А еще ее показали в 7 разных версиях (в наш прокат вышла The Final Cut), стала одним из столпов киберпанка и продолжает убеждать нас в мысли, что человечность – это не данность. За нее еще нужно побороться.

Камень, покатившийся с вершины, может запустить лавину. Так «Звездные войны» Джорджа Лукаса, собравшие в 1977 году рекордную кассу, сделали научную фантастику (еще вчера бульварное чтиво, которым интересовались только гики и школьники, подписанные на толстые литературные журналы) одним из самых приоритетных жанров в Голливуде. Джеймс Бонд в «Лунном гонщике» (1979) вышел в открытый космос, Дэвид Линч занялся «Дюной» (1984), а сценарные отделы крупных студий в поисках впечатляющих историй осели в отделах фантастики книжных магазинов.

Новеллу «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» фантаст Филип Конрад Дик, многоженец и параноик, написал еще в 1968 году. В 1974-м литературный агент писателя продал права на ее экранизацию. К новелле примеривались разные постановщики (включая, например, Мартина Скорсезе), однако к работе приступать никто не спешил.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Трудно было убедить себя и студии, что дорогой в производстве, странный по структуре (зрителю сразу демонстрируют и охотника, и его жертв) и к тому же философский детектив будет хоть кому-нибудь интересен. Дик от отчаяния сам начал переписывать свои книги в сценарии (в частности, адаптировал «Убик» для годаровского сподвижника Жан-Пьера Горена), но они по-прежнему шли в стол.

Тогда-то новеллу и прочел американец Хэмптон Фанчер актер и, как сказали бы сегодня, артхаусный режиссер. Он передал книгу своему коллеге Брайну Келли, тот Майклу Дили, маститому голливудскому продюсеру, создателю «Конвоя», «Войны Мерфи» и «Охотника на оленей», а после по обратной цепочке Фанчер получил заказ: готовьте сценарий.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Во второй половине 1978 года текст был завершен. Дили начал присматривать режиссера и связался с Ридли Скоттом, молодым специалистом по рекламе с британского телевидения, чей исторический костюмный дебют «Дуэлянты» только вышел на экраны, а второй фильм «Чужой» – находился в постпродакшне. Сначала Скотт отказался от проекта (одной из причин было нежелание получить клеймо режиссера-фантаста), но в 1980 году все-таки возглавил съемочную группу.

Great Scott!

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Новелла Дика рассказывала о ближайшем постапокалиптическом будущем. После мировой войны цивилизация поглотила саму себя. Города опустели, население эмигрировало во внеземные колонии, а немногие оставшиеся в городах люди занялись воссозданием суррогатной жизни клонированных животных и гуманоидных роботов.

Несколько беглых андроидов, внешне неотличимых от обычного человека, прячутся где-то на Земле и не хотят признавать, что они просто удачно скомпонованный набор органов без прав и свободной воли. Они держатся за свои фальшивые, внедренные на фабрике воспоминания, поддельные семейные фотографии и каталожные, записанные в мозг, как на пленку, сны. В тела андроидов вмонтирован таймер самоуничтожения, заведенный ровно на 4 года. Но время не ждет: найти и уничтожить беглецов должен охотник Декард.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Производством фильма занялась маленькая студия Filmways Pictures, рассчитывая уложиться в $13 млн, но бюджет проекта быстро вырос сперва до $21 млн, потом до $28 млн, и пришлось подключать крупных соинвесторов вроде Warner Bros. Ридли Скотт вместе с Хэмптоном Фанчером еще раз переписал сценарий. Время действия передвинул в следующее столетие – события книги развиваются в 1992 году, фильма в 2019-м. Придумал термины репликант (от «реплика») и blade runner («бегущий по лезвию», что созвучно bounty hunter — «охотник за головами»). Упразднил ряд деталей зрителю не объясняли, почему Земля находится в упадке, а просто высаживали из машины времени в неузнаваемый Лос-Анджелес, прямиком в небоскреб корпорации-разработчика андроидов «Тайрел».

Сложный режиссер

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Визуально «Бегущий по лезвию» равнялся на фантастические ленты 1930-х (в частности, «Метрополис» Фрица Ланга) и одновременно – на нуар. Лос-Анджелес 2019-го был похож на звездное небо: огромные черные небоскребы светились мириадами окон, над ними плыли всполохи газовых взрывов и сияющие дирижабли, а спустившись на улицы, зритель попадал в плотный поток световой рекламы, зонтов и плащей в этом черно-неоновом мире непрерывно шел дождь.

Придумать футуристические технологии для фильма «Бегущий по лезвию» предложили иллюстратору и промышленному дизайнеру Сайду Миду, который уже поработал с Ford, US Steel и Sony и рисовал корабли для полнометражного «Звездного пути». Его наняли для разработки нескольких концепт-каров, но вскоре доверили весь дизайн. Он создал 2,5-метровую модель здания корпорации «Тайрел» (черная, угловатая, угрожающая пирамида светилась изнутри миниатюрными окнами-фонарями) и 5-метровую модель Лос-Анджелеса. В качестве основной декорации использовали павильонный Нью-Йорк, в котором с 1929 года снимались сцены для фильмов Warner Bros.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

На главную роль в фильме «Бегущий по лезвию» претендовали Дастин Хоффман, Джек Николсон и Джеймс Каан, но по рекомендации Стивена Спилберга взяли Харрисона Форда, с которым Спилберг только что закончил первого «Индиану Джонса». Съемки шли нервно, поскольку Ридли Скотт оказался перфекционистом и, как это часто бывает в таких случаях, человеком тяжелого нрава. Согласно производственному анекдоту, члены группы напечатали футболки «Уилл Роджерс никогда не встречался с Ридли Скоттом», намекая на известную фразу ковбоя-комика Роджерса: «Никогда не встречал никого, кто бы мне не нравился».

Впрочем, конечный результат все равно мало кого устроил. В начале 1982 года рабочую версию фильма «Бегущий по лезвию» показали нескольким фокус-группам. Открытый финал, в котором вопросов оставалось больше, чем ответов, многих зрителей привел в замешательство. Студийные боссы настояли на спешном перемонтаже картины, хеппи-энде и закадровом голосе «от рассказчика». Даже дата премьеры 25 июня была тщательно подобрана: картину «Бегущий по лезвию» выставили как большой развлекательный летний блокбастер.

Смерть автора

На съемках фильма «Бегущий по лезвию»
На съемках фильма «Бегущий по лезвию»

Филип Конрад Дик посмотрел первую версию фильма и остался в восторге. Он купил к премьере новый костюм, но до красной дорожки не дожил: в феврале 1982 года Дик пожаловался терапевту на ослабевшее зрение, за следующую неделю перенес два инсульта, затем несколько дней провел на аппарате искусственного жизнеобеспечения, который отключили 2 марта.

Возможно, и к лучшему вряд ли он смог бы справиться с разочарованием: «Бегущий по лезвию» шел в полупустых залах. В первый уикенд фильм собрал $6,15 млн на 1290 экранах, по итогам проката в США $14 млн, то есть лишь половину бюджета. Критика обсуждала неспешность сюжета картины, необычные дизайнерские находки (мир будущего виделся Скотту зелено-черным, скованным компьютерным холодом) и вольно трактовала сюжет (в противостоянии людей и репликантов многие критики увидели близкую США тему работорговли). Обозреватели почти единогласно проигнорировали гуманистический месседж о пропасти между тем, чтобы быть человеком и казаться им.

Режиссерские версии

История фильма «Бегущий по лезвию» на этом могла бы оборваться, если бы не относительная случайность: в 1991 году первую черновую версию фильма снова показали фокус-группе и выяснилось, что теперь-то она выигрывает у кинотеатральной! Параллельно рабочая версия попала к пиратам, поэтому фильм еще раз перемонтировали и быстро издали режиссерскую версию на VHS, а в 1997 году на DVD.

Скотт поправил склейки, убрал закадровый бубнеж и включил сцену с единорогом: сказочный белый конь сперва снится Декарду, а потом появляется в виде бумажной миниатюры намек на то, что сны героя кому-то известны, а значит, и сам Декард вполне может быть репликантом. В новой (а на самом деле единственно верной) сборке сюжет обрел смысл и вес. Несколько лет подряд «Бегущий по лезвию» становился бестселлером.

Вопрос «Декард репликант?» приводил к бесконечным теологическим дискуссиям, которые подогревали внимание к фильму. После был снят мини-сериал и выпущена видеоигра, в интернете появились фанатские энциклопедии и в конечном счете легенда, сложившаяся вокруг фильма «Бегущий по лезвию», стала больше его самого. Именно так спустя 10 лет после выхода в прокат сложился культ.

«Бегущий по лезвию» только формально фантастика. Вымышленные технологии в нем всего лишь антураж для камерной, сыгранной в нескольких интерьерах психологической драмы о том, что же такое человек. Главный вопрос адресован зрителю: смогли бы вы пройти тест Войт-Кампфа на человечность?

Репликанты отрицают свою искусственность, пересказывая яркие воспоминания и предъявляя мятые семейные карточки. Нетрудно заметить, что это не слишком отличается от поведения пользователя любой современной социальной сети.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: