Тим Бертон, кажется, живет свою лучшую жизнь: гений макабра наконец-то избавился от гнета студии Disney, дважды чуть не похоронившей его карьеру, обрел фантастическую во всех смыслах подругу жизни (и даже снял ее в новом фильме) и оседлал волну кассового успеха: его «Битлджус Битлджус» не только открыл Венецианский фестиваль, но и мгновенно взлетел в топ коммерческих удач 2024 года.
Примерно та же легкость чувствуется и в самом фильме – кажется, что постановщик действительно отпустил себя и решил как следует повеселиться, не оглядываясь на окружающих. Не то чтобы Бертон раньше был конформистом, но в сиквеле культового комедийного хоррора он троллит всех и вся: от упомянутого «мышиного дома» и Дональда Трампа до заносчивых арт-перформеров, некомпетентных психотерапевтов и лицемерных приживал.
Даже упоминание Netflix определенно глумливое, хотя именно эта платформа обеспечила ему новую волну популярности. В первую очередь – у зумеров, влюбившихся в «Уэнсдэй».
Тот же трюк Бертон проворачивает и здесь. Дженна Ортега играет самую младшую представительницу семьи Дитц по имени Астрид – тинейджера со странностями, смертельно обиженную на мать. В роли последней – несравненная Вайнона Райдер, чья Лидия из взбалмошной готки выросла в женщину с неврозом, буквально и метафорически преследуемую призраками прошлого. Эксцентричнее с годами стала и Делия (Кэтрин О’Хара), своими работами снискавшая славу в богемной среде.
С мужчинами в семье не очень. Дедушка Астрид преставился совсем недавно – именно его смерть вынуждает родных вернуться в Уинтер-Ривер. Ее отец (Сантьяго Кабрера) пропал где-то на берегах Амазонки много лет назад, а потенциальный отчим Рори (Джастин Теру) на образец мужественности не тянет при всем желании. Хоть и отчаянно пытается мимикрировать под окружение – даже свадьбу с Лидией назначает на Хеллоуин, не давая той опомниться от потрясения.
Впрочем, с мужчинами вне семьи дело обстоит еще хуже. Прознав о возвращении давней возлюбленной, Битлджус (Майкл Китон) бросает в ход тяжелую артиллерию – от слезоточивых серенад под гитару до честного шантажа. Масштабы затеянного любовного террора биоэкзорциста не волнуют, хотя его самого в это время преследует бывшая пассия: героиня Моники Беллуччи материализуется в стиле монстра Франкенштейна, как сильная и независимая женщина берет себя в руки и с ходу дает понять, что с ней шутки плохи. Отличный повод напомнить, что клятвенные слова «пока смерть не разлучит нас» во вселенной мрачного сказочника не работают.
И вот женитьба – уже не дурная прихоть эксцентричного призрака, а вопрос выживания (если, конечно, можно так выразиться). Хотя вызов он принимает с характерной бесшабашностью, чем провоцирует все больший хаос, – со свадьбами, похоронами и операциями загробной полиции, возглавляемой самовлюбленным детективом (Уиллем Дефо).
Ту же черту, кажется, перенимает и сам Бертон. Несмотря на привычные для него черный юмор (чего стоит экземпляр «Преступления и наказания», попавший к нужному адресату) и анимационные вставки (в 2024-м они выглядят милым атавизмом, простительным, кажется, только ему), в сиквеле «Битлджуса» внезапно обнаруживается небывалая авторская беспечность.
Не путать с небрежностью: сюжет ладно скроен и все так же, как и в первом фильме, посвящен чудесному семейному воссоединению. Но времени на мрачные размышления и глубокую рефлексию в полуторачасовом хронометраже практически не остается. Вместо этого Тим ударяется в танцевально-музыкальные номера: порой кажется, что это своеобразная пикировка с «Джокером», чья премьера также состоялась на кинофестивале в Венеции. Иначе объяснить эти издевательские вставки сложно. Еще Бертон использует клишированные тропы вроде сыворотки правды и ссылается на «Очень страшное кино 2»! Причем делает это с предельно серьезным лицом.
Все мы, конечно, живем в сумасшедшем мире постмодерна, но такой замес, сдобренный подступающей октябрьской атмосферой, попсовыми треками и презабавными ужимками ведущих актеров, выглядит настоящим глотком свежего воздуха. Шансом хоть одним глазком заглянуть на вечеринку на платформе, откуда отправляется поезд до станции «Вечный покой», а потом выдохнуть и вновь вернуться к своим делам. Эскапизм, который мы заслужили.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…