В сети состоялся цифровой релиз нашумевшей фантасмагории Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». В ее анамнезе – эксцентричный сюжет о гениальном хирурге, пересадившем девушке-самоубийце мозг ее нерожденного ребенка, изуродованный Уиллем Дефо и Эмма Стоун в самых распутных сценах, которые вы только можете себе представить. В общем, набор достаточный, чтобы привлечь синефилов и отпугнуть тех, кто пожелал просто быть в тренде: на счету картины венецианский «Золотой лев», два «Золотых глобуса» и десять номинаций на «Оскара», так что за последние полгода вы точно о ней слышали.
Для того чтобы избежать первичного шока при просмотре, стоит иметь хотя бы минимальное представление о Йоргосе Лантимосе и греческой «странной волне», вдохновленной его дебютом. В противном случае велик шанс два с четвертью часа спотыкаться на шок-контенте – от трепанации черепа и анатомического театра до изуродованных внутренне или внешне персонажей, так и не добравшись до финала.
В «Бедных-несчастных» действительно много характерной для режиссера атрибутики. Есть и деформированная реальность (экспрессионизма еще не существует, но викторианский Лондон и декадентский Париж словно снимал Роберт Вине), и классический мотив подмены, и множество закрытых пространств. В них Беллу Бакстон (Эмма Стоун), которая заново открывает для себя мир, раз за разом пытаются загнать окружающие ее мужчины.
Названный отец Год (Уиллем Дефо) – ради чистоты затеянного им эксперимента. Жених Макс (Рами Юссеф) – из благих побуждений. Развратный любовник Дункан (восхитительно экспрессивный Марк Руффало) – от исступленного страха потерять контроль над ситуацией.
Из других примет – неестественность движений, механические диалоги и абсурдные ситуации, проистекающие из-за уникального положения Беллы. Ее физическая скованность никак не влияет на свободу духа и жажду знаний, она быстро учится и многое схватывает на лету. Но ее социальные навыки и моральные ориентиры не просто оставляют желать лучшего, они начисто отсутствуют. Именно поэтому героиню сложно заподозрить в намеренном бунтарстве – она не пытается подорвать устои или смутить собеседников за обеденным столом, а просто не знает, что можно делать, а что нельзя.
Постановщик буквально переизобретает свою любимую актрису – вместе они создали уже пять проектов. Каким бы подробным ни был сценарий, без четких указаний Лантимоса и отчаянной прилежности Стоун Белла не вышла бы столь неординарным персонажем. Дело не только в мимике, голосе или координации: весь облик героини аккумулирует каждое ее действие. Отсутствие самоконтроля сменяется видимостью подчинения, слабая эмпатия – эмоциональной вовлеченностью, детская тактика «сломать, чтобы посмотреть, что внутри» – бережным отношением к себе и другим.
Разумеется, импульсивность и непосредственность Бакстер в сочетании с яркой внешностью сводят с ума противоположный пол. И здесь начинается самое интересное: Белла, сама того не понимая, начинает зеркально отражать мужское поведение, порой доводя оппонентов до белого каления (особых высот в этом занятии добивается герой Руффало). Она ничего не знает про запреты и предрассудки: единственная правда для нее – слова Года. Но и их она со временем научится ставить под сомнение.
Бакстер ожидает равного к себе отношения, и совсем неудивительно, что в ее картину мира не вписывается мнимая аксиома «женщина должна». Более того, когда ее все-таки произносят вслух, в ней звучат императивные ноты и явное посягательство на свободу другого. Парадоксально, но именно из-за того, что Лантимос размывает социальную разницу между полами (тотальной серьезности в этом вопросе, впрочем, ждать не стоит), сам дискурс выходит за рамки стандартных фем-лозунгов. Ирония (грустная или нет – решать зрителю) заключается в том, что звучат они чаще всего в борделе, куда Белла попадает по своей воле.
К слову, в многочисленных постельных сценах, от которых актриса отказывалась почти всю карьеру, Стоун, подобно своей героине, демонстрирует обезоруживающие честность и смелость. И это, пожалуй, тот редкий случай, когда нагота действительно обусловлена сюжетом: этот способ познания мира вполне дополняет морской круиз с остановками в Лиссабоне (сладости и насилие) и Александрии (впечатляющий классовый разрыв, ведущий к самым печальным последствиям).
Что особенно удивляет, так это тональность финала, которую в фильмографии постановщика встречаешь нечасто. Да, традиционная для него эстетика никуда не девается, зато он прямо заявляет о том, что любой кризис можно преодолеть. Кроме того, вместо распада семейных связей в «Бедных-несчастных» – обретение таковых. Даже в стилизованной фантазии, полной причудливых приспособлений и разнообразного шок-контента, у молодой девушки находятся друзья, готовые не только поддержать ее, но и поделиться собственным опытом. А значит – и силами, чтобы примириться со своими переживаниями.
В этом смысле «Бедных-несчастных» можно назвать экспресс-курсом по взрослению: с одной стороны, ускоренному, с другой – вполне традиционному. Со всеми переходными точками – болезненной сепарацией, радостью первых открытий и эмоциональными потрясениями. И полезным напоминанием о том, что жизнь – это не только приятные впечатления: есть в ней кое-что еще, помимо секса, устриц и шампанского.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…