Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В кино же бобер – непревзойденный универсал. В том смысле, что в фильм абсолютно любого жанра его запихни, и бобер там будет смотреться органично и гармонично. Доказываем на конкретных примерах.
«Среди диких обитателей леса особый интерес представляют бобры. Они давно поражали воображение человека. Их называли «бобровым народом», «лесными строителями. О них слагали легенды». Этим многообещающим эпиграфом, который запросто подошел бы какой-нибудь эпичной фантастике, открывается милейший док «Лесная быль» выдающегося исследователя и путешественника Александра Згуриди (первого ведущего «В мире животных», кстати). Посвященный, собственно, жизни бобров в естественной среде обитания.
Жизнь эта лишь кажется безмятежной. На самом деле бобров в дикой природе подстерегает немало опасностей, что выливается, в частности, в яростную схватку бобра и волчары. Но кино все равно сохраняет спокойный и умиротворяющий тон. «Лесная быль» залетает на ура и как познавательное произведение для поклонников бобров, и как расслабляющая отдушина, которую можно включить на фоне семейных посиделок и отвлекаться время от времени от разговоров, чтобы умилиться тому, как бобрята в норе копошатся.
Многим известны «Сказки дядюшки Римуса», но немногие сталкивались со «Сказками дядюшки Бобра». А жаль. Это уютный мультсериал франко-канадского производства для маленьких и не очень бобриных фанатов, где старший бобер травит младшим поучительные байки обо всем на свете. Фигурируют в них, как правило, прочие зверята, а в нарратив порой вплетаются знакомые волшебные сюжеты. Уже в первом сезоне и Баба-яга мелькает, и три поросенка, и гамельнский крысолов. А поскольку оратор был крайне словоохотлив и сказочек заготовил аж в количестве 156 штук, каждый отыщет историю себе по вкусу.
Бобры тут, конечно, не ключевые действующие лица. Обычно они появляются лишь в начале. «Дядюшка Бобер, расскажи нам сказку!» – требует детский голосок. «Можно сразу две?» – вторит ему другой юный нахал. А дядюшка и рад стараться. Очки на носу поправляет, в мягкий шарфик закутывается, в кресле устраивается поудобнее и подрастающее поколение на путь истинный наставляет. Не забывая при этом веселить и развлекать. Однозначно добрейший кинобобер!
А в этом мультсериале ничего уютного и добродушного нет, хотя у тех, чье взросление пришлось на лихие 1990-е, от одного названия «Крутые бобры» сводит олдскулы. В оригинале проект именуется The Angry Beavers, напоминая, что бобры – не славные неуклюжие мохначи, а дикие звери. И напасть способные, и поцарапать, и неслабый кусь сделать. Правда, на реальных бобров герои мультика не похожи. Что не мешает наблюдать за их похождениями с гоготом и улюлюканьем – только детишек лучше заранее в другую комнату увести.
Началось все с того, что братанов-бобров Деггета и Норберта выставила из дому заботливая матушка. Они были первой двойней, а потом пробил час второй двойне место уступить. Вот и выживают теперь братаны, как могут, ввязываясь в разные авантюры с завидной регулярностью. Хватает тут и черного юморка, и визуально-содержательной дичи, и поп-культурных пасхалок. Логично, что сериал (по сути, мульт-ситком), в теории рассчитанный на детей, покорил скорее родителей и старших братьев-сестер. Которые вовек не забудут неглупое, экстравагантное, по-хорошему безумное шоу – и его шоуменов.
В первой части сказочного фэнтези «Хроники Нарнии» впечатляющий бестиарий имеется. И мудрый лев там присутствует, и волки злодейские, и кони резвые, и тварей фантастических – не счесть: от грифонов до минотавров с кентаврами. Тем удивительнее, что затесались в разношерстный зоопарк и бобры! Разумеется, говорящие. Бобер-муж встретил юных Певенси, когда те попали в Нарнию и принялись в снегах бесцельно блуждать. И пригласил их к себе с радушным приветствием: «Глядите, хозяйка моя уже чайник поставила! Побалуемся чайком?»
Бобер этот, как ни странно (а может, вовсе не странно), поразительно человечен. Подобно многим из нас, он погряз в бесконечном ремонте плотины. А по ремаркам его бобрихи нетрудно догадаться, что периодически сей почтенный джентльмен пускается в загул в компании некого барсука. Живут они, тем не менее, душа в душу, тепло в очаге домашнем поддерживают, еще и про знаменитого Аслана деткам рассказывают. На выручку приходят в критический момент, процитировав неосознанно упомянутый фильм «Лесная быль». Да-да, вновь битва с волком. Такие вот они, нарнийские бобры. Ворчливые, обаятельные и харизматичные храбрецы. В сердечке навсегда.
Джоди Фостер – и артистка талантливая, и постановщица незаурядная. Заурядный режиссер ни за что не снял бы такое чудное (и чудным образом притягательное) кино, как «Бобер». Где элегантно стареющий Мэл Гибсон надевает на руку плюшевого бобра и позволяет тому жизнь свою контролировать. Представьте ужастик про чревовещателя а-ля «Магия» с Энтони Хопкинсом, где кукла оживает и давай владельца тиранить. Тут то же самое в целом. Только вместе стремной куклы – бобер. Тоже жутковатый, с одной стороны. Любая игрушка жуткой покажется, если языком трепать станет. Пусть и искаженным голосом самого Мэла. С другой стороны, все-таки он и впрямь помогает мужику проблемы разруливать. До поры до времени.
Естественно, психика героя (и зрителя) начинает сбоить. А присутствие в кадре бобра на тематические метафоры пробивает. На такую вот, скажем: сперва бобер выстроил в сознании дядьки плотину, затормозившую поток депрессивных и суицидальных мыслей, а затем наточил зубы и вгрызся в его рассудок, что едва к печальным последствиям не привело. Конечно, хотелось бы увидеть подобное кино за авторством более прибабахнутого товарища. Квентина Дюпье, например. Или Спайка Джонса. И с иным распределением мелодраматизма и мрачной иронии (в пользу второй). Но и Фостер спасибо на добром слове – мадам доказала, что бобер аж Мэла Гибсона затмить способен. А этим немногие могут похвастаться.
Оригинальное название фильма, Zombeavers, без преувеличения шедеврально. И было бы обидно, если бы фильм это название опозорил. Впрочем, на позор, сборы и мнение высоколобых критиков «Бобрам-зомби» во главе с режиссером Джорданом Рубином плевать. Существует несметное количество лент, где группа тинейджеров суется в лесные дебри и натыкается на нечто. Нечто может разные сверхъестественные формы иметь, но форму бобров до этого момента оно еще не принимало.
Возьмите все жанровые штампы типа полуголых напуганных девиц, пробуждения в зверях монстров из-за проклятых химикатов и превращения в зомби через укус – и прогоните сквозь бобровый фильтр. Участие бобра автоматически делает любой фильм немножко лучше. «Бобры-зомби» – не исключение. Положим, в водоеме, куда тинейджеры забираются, на них нападают не какие-нибудь банальные пираньи, а бобры. Да так яростно нападают, что ногу одному герою откусывают. Ну и мутировавшие человеки, соответственно, превращаются в зомби-бобро-людей, а где еще вы столь колоритные трансформации отыщете? Верно, нигде. Уважайте, в общем, честный трэш – он того достоин.
P.S. Ждем сиквел про зомби-пчел – с заголовком Zombees, само собой.
Жемчужина «Диких ночей» ММКФ-2024 – необузданный аттракцион, откуда одни сбегут через пять минут, а другие, стойкие и преданные ценители прекрасного, с удовольствием досидят до победного. Сложно подобрать слова, чтобы определить жанровую принадлежность «Сотен бобров». Формально это слэпстик, подвид старинной комедии, где комический эффект достигается за счет нелепых падений, пинков и всяких там тортов в физиономию. Но на самом деле детище Майка Чеслика, пускай слегка подзатянутое и во всем малость чрезмерное, в разы многограннее.
Стартует оно с того, что мужичок из XIX века лишается процветающего бизнеса по производству яблочной водки. В результате он остается гол, как сокол, в заснеженных лесах Висконсина и с грехом пополам выживает, пока не получает от местного торгаша щедрое предложение: шкуры животных ему приносить. А если добудет мужичок тьму-тьмущую бобров, поджидает его суперприз – дочка торговца в качестве жены. Выстроены эти квесты по принципу видеоигр: добыл пять шкур – держи ножик, добыл десять – держи ружьишко. Бобров, енотов и прочих лесных обитателей изображают актеры в дурацких костюмах. Ну а сам мужичок, артист Райланд Бриксон Коул Тьюз, такой умопомрачительный перформанс выдает, что Чаплин с Китоном обзавидовались бы.
«Сотни бобров» – немая черно-белая комедия, вдохновленная немыми черно-белыми комедиями, но шагнувшая дальше. Туда, где нога человека и кинематографиста еще не ступала. На протяжении 108 минут Майк Чеслик с пулеметной скоростью выстреливает гэгами, взвинчивает градус сумасшествия до небес и без конца расширяет эпический размах: такое кино, с примитивной вроде бы анимацией, рукотворными спецэффектами, детскими шутками мог снять либо гений, либо псих. Одним словом, Чеслик. Ждете «Фуриосу»? Гляньте лучше «Сотни бобров». Доподлинно неизвестно, знаком ли с этим фильмом Джордж Миллер. Но готовы поклясться, что он выразил бы ему сотни респектов.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…