В мае популярному криминальному боевику исполняется 20 лет.
Один из самых успешных и полюбившихся зрителям отечественных криминальных сериалов нулевых «Бандитский Петербург» снят по мотивам произведений Андрея Константинова. Премьерный показ первых двух частей состоялся в мае 2000 года. Название «Бандитский Петербург» криминальный репортер и писатель придумал раньше — для цикла своих статей об организованной преступности Санкт-Петербурга. «КиноРепортер» попросил авторов сериала рассказать о его создании.
Владимир Бортко
режиссер и продюсер
Андрей предложил мне почитать свою книжку. А я видел ее на развалах возле метро, где в это время появился миллион таких детективов с названиями типа «Косой выходит из подвала», и думал: «Боже, какой ужас, кто это покупает?!» Но его книжку я начал читать часов в семь вечера, а закончил утром. Меня она очень увлекла. Подкупило в этой истории то, что она не о бандитах, а о людях, человеческая история. О людях, которые волею судеб попали в такую жизнь. Никто не говорил: «А я пойду в бандиты!» Просто пришлось этим заниматься. Но как бы там ни было, финал один, и он очень печальный.
Игорь Корнелюк
автор музыки и заглавной песни «Город, которого нет»
До меня доходили слова благодарности за песню «Город, которого нет» от питерских бандитов. Это было неожиданно, но я к этому относился спокойно. Я разве должен был написать песню, которую любили бы только хорошие люди, а братки бы ненавидели? Поэтому для меня любые слова благодарности были знаком признания заслуг. Я очень старался, правда. Хотя мне иногда ставят в упрек: «Игорь, вы поэтизировали бандитскую жизнь!» Я отвечаю: «Это неправда, потому что «Бандитский Петербург» не об этом». Он о том, что человек ради мести преступил закон и за это понес наказание. Шекспир!
Андрей Константинов
писатель, журналист и сценарист
Из чего родился «Бандитский Петербург»
Будучи 29-летним журналистом, в 1992 году я написал первый из своих криминальных очерков. Именно с этого материала на 5-й полосе в газете «Смена» начался рассказ о лихих 1990-х в Северной столице. Все 13 текстов выходили под общим заголовком «Бандитский Петербург». Эти статьи и легли в основу одноименной книги, которая была выпущена в 1994 году с еще 4 авторами. А позже вышел и мой цикл романов, который лег в основу сериала. После успеха книг и сериала меня стали называть автором бренда, который повредил имиджу города. Материалы в газете «Смена» вызвали отклик везде, в том числе и во власти. Я помню, как Анатолий Собчак стучал газетой по трибуне Мариинского дворца: «Что это такое творится? Откуда они все знают?» Мы пытались определить генезис всего этого явления — бритых налысо дядек, цепей, малиновых пиджаков.
Как банкир, любивший криминальные детективы, дал деньги на съемки
На первом этапе поиска финансов нам очень помог полковник Егоршин. Он был начальником уголовного розыска когда-то, а потом ушел на пенсию и стал вице-президентом по безопасности одного коммерческого банка. А мы с ним по старой памяти встречались, чай пили. И я ему рассказал, что хотим вот снять сериал. На что он ответил: «Да у нас президент банка твой фанат». «Ну и расскажите ему тогда», — говорю. И я позвонил Бортко, но он ответил, что все это ерунда, ничего из этого не вырастет, ты не знаешь этих русских. По-моему, фамилия этого банкира была Головин. Он сказал: «Ну давайте рискнем». В те времена это действительно было риском, потому что кино умерло и появлялись первые шевеления в виде сериалов. И как-то вот оно пошло. Притом что первые 15 серий, которые стали экранизацией книг «Адвокат» и «Вор», были очень дешевыми в производстве и сняты вообще одной камерой — бюджет серии составлял 30 тысяч долларов, а это вообще ни о чем.
Почему Нагиев не сыграл вместо Домогарова
В роли журналиста Обнорского я видел только Александра Домогарова, но мне пришлось отстаивать его перед режиссером. Владимир Бортко неожиданно захотел Дмитрия Нагиева. На тот момент он уже был раскручен как такой шоумен-клоун, и его кандидатура, естественно, вызвала спор. Хотя Бортко говорил, что у него есть что-то восточное в лице, чернявое, а Домогаров, мол, много пьет и вообще приехал с рожей опухшей на пробы. Мы заключили сделку — Обнорского играет Домогаров, Катю — Ольга Дроздова, которую хотел утвердить Бортко, но я не видел ее в роли роковой женщины. Я хотел, чтобы взяли Екатерину Стриженову — мне она очень понравилась в «Графине де Монсоро» с Марьяновым в паре. Мне казалось, что она больше подходила под тот образ, который я придумал, хотя Бортко считал, что я нарисовал выдуманную женщину и таких не существует в природе. Он сказал, что я, как Достоевский, — придумал Настасью Филипповну такую, которой в природе нет и быть не может, что это шутки мужского подсознания.
Как Джигарханян, Борисов и Лавров стали ворами в законе
Лев Борисов — вор в законе Антибиотик Все твердят, что я списал образ Антибиотика с криминального авторитета Владимира Кумарина, лидера так называемой Тамбовской ОПГ из Санкт-Петербурга. Но это абсолютная глупость, потому что Кумарин, во-первых, был значительно моложе Антибиотика, во-вторых, он — бандит, а не вор. Воров в Питере вообще было мало. Скорее если говорить о каком-то прототипе, то это Филиппов, который был начальником первой налоговой инспекции Санкт-Петербурга, его взорвали потом. Характер и манера говорить взяты у него. Кумарин никакого отношения не имел к этому персонажу, и, более того, он не был прототипом ни для кого из героев сериала.
Кирилл Лавров — вор в законе Барон У него был реальный прототип — вор в законе Юрий Алексеев по прозвищу Горбатый. Он был знатоком антиквариата, а кличку получил за то, что менял внешность, имитировал горб и пускал милицию по ложному следу. На роль Бортко хотел взять Олега Ефремова, но он не смог играть по состоянию здоровья, и Бароном стал Кирилл Лавров.
Армен Джигарханян — московский вор в законе Гурген На тот момент все артисты воспринимали предложения о съемках с огромным энтузиазмом не потому, что их сильно привлекала история, а потому, что не было работы. Армен Джигарханян, которому надо было играть Гургена, очень емко выразил настроение: «Съемочный день — 1,5 тысячи долларов, а сценарий можете не присылать». Он был самым высокооплачиваемым артистом на тот момент в группе. В какой-то степени его прототип — Отари Квантришвили.
Где играли настоящие питерские братки
Ребята из настоящих ОПГ снимались в нашем сериале только однажды — в сцене, где был так называемый суд над Резаным. В кадре действительно несколько братков, которых я попросил оживить собой картинку. Питерские бандиты сначала отнеслись к нашему сериалу очень снисходительно, с чувством юмора, говорили, где недочеты. Но прошло несколько лет, и они начали воспринимать его совершенно по-другому, подзабыли, может быть, что-то. А сейчас все, кто выжил, рассказывают о том, как участвовали в съемках, как советовали, консультировали. Если посчитать, всех тех, кто рассказывает такие байки, у меня где-то под сотню консультантов было.
Что это за люди воры и бандиты?
Я по долгу работы криминальным журналистом, естественно, много общался с ворами и бандитами, но не могу дать точного определения, что же это за люди — они очень разные. Были люди с замечательным чувством юмора, как Дед Хасан или Костя Могила. А были тугие и без самоиронии, как покойник Шевченко, например, он просто неприятный человек и совершенно помешан на своем казачьем происхождении и антисемитизме. Воры в законе всегда интереснее, потому что этот титул абы кому не дают — он заслужен биографией, жизнью, разумом, хитростью, сложными интригами или большими деньгами, но в любом случае это не простой человек.
У питерских бандитов меньше идеологических основ, но они, конечно, как лидеры преступных группировок тоже достаточно интересны. Организаторы, харизматики, но по профессии они могли быть кем угодно: военные, учителя, врачи. У нас в этом смысле была уникальная организованная преступность в те времена — самая образованная в мире. Гангстеры и бандиты 1990-х в Америке — отбросы общества. А у нас больше половины лидеров преступных группировок — это люди, которые на самом деле имели высшее образование, а иногда даже высшие научные степени.
В чем отличия между организованной преступностью Санкт-Петербурга и Москвы
Москва — воровская, а Питер — бандитский. Это разные идеологии. Воровская говорит о том, что они были, есть и будут частью преступного мира. Грубо говоря, «наш дом — тюрьма». А бандиты говорят: «Мы просто преступными путями хотим свой кусок пирога, после чего будем жить как законопослушные граждане. Мы хотим в истеблишмент, мы хотим, чтобы дети ходили в нормальные школы, чтобы поехали учиться за границу. Мы не хотим связывать всю свою жизнь с преступной деятельностью». И это принципиально, поэтому для воров бандиты — это, как говорил Горбатый, просто «розовая плесень».
Похож ли сериал на «Бригаду»?
Абсолютно разные истории, «Бригада» — это комплементарная история про бандита-победителя. А «Бандитский Петербург» — про то, как хороший человек волею судьбы в бандиты попал — хотел отомстить за родителей и в попытке сделать доброе дело сгорел в этом огне. Это история про то, насколько страшна криминальная среда и насколько невозможно в ней остаться нормальным человеком.
Что стало с бандитами в нулевые?
Организованная преступность Питера отличается от московской — это и хотелось показать в сериале. В столице все старое крыло профессиональной преступности. А в Петербурге новое — бандитско-гангстерское. Люди в новом крыле занимались темными делами просто потому, что не умели по-другому зарабатывать деньги. Как только мечта сбывалась, они уже не хотели жить преступной жизнью, мечтали уйти на покой, растить детей, валяться на пляже с женой или любовницей. Когда в нулевые случилась «демобилизация», то все разошлись кто куда: кто-то владеет рестораном, кто-то, наоборот, спился и умер, кто-то, как один из братков по кличке Глобус, даже стал прокурором. То есть в том виде, как было в 1990–х, понятия «бандитский Петербург», конечно, уже нет.
Чего не знает молодежь про 1990-е
Молодые ребята, которые сочиняют сегодня хип-хоп про ОПГ или снимают о братках 1990-х фильмы, видят то время исключительно как захватывающую легенду, но не видят и не знают — или не хотят знать — грязную сторону той жизни. Сам я лично по всему тому веселью не сильно ностальгирую, потому что в те времена всегда приходилось ездить либо с бейсбольной битой, либо с ножом, либо с травматом. Ну что тут веселого?
Комментарии