Кино

«Бемби»: Как научиться любви к природе

80 лет назад состоялась премьера одного из самых трогательных мультфильмов компании Disney – «Бемби». История принца-олененка, который слишком рано взрослеет, стала самым любимым проектом самого Уолта Диснея. Но, кроме того, мультфильм сильно повлиял на кинематограф и общество в целом. Пересматриваем «Бемби» и рассказываем самые интересные факты о нем.

Сюжет

«Бемби» – это классическая сказочная история: одним прекрасным весенним утром на лесной поляне появился на свет очаровательный олененок, посмотреть на которого собрались все обитатели. Лесной принц получает имя Бемби, учится разговаривать, ходить, находит друзей: кролика Тампера и скунса Цветочек… Однако беззаботная жизнь не может длиться вечно: лес, может, и безопасное место, но лишь до тех пор, пока в нем не появляется таинственное чудовище – Человек.

Создание

На съемках мультфильма «Бемби». Фото: ASSOCIATED PRESS/ТАСС

«Бемби» основан на одноименной книге Феликса Зальтена «Бемби: Жизнь в лесу». А написана она была исключительно для взрослых, о чем говорит избыток убийств и секса в повествовании. Сюжет пришлось сильно переписать, но вот экологический посыл как был, так и остался. Более того – оказался чуть ли не самым важным в мультфильме.

Еще до войны, в 1933 году, права на съемки выкупил Сидней Франклин, сотрудник Metro Goldwyn Mayer. Но фильм снять было невозможно технически – прогресс, так сказать, еще не дошел. Так что в 1935-м Диснею предложили нарисовать полнометражный мультфильм. Очевидно, он согласился, но это был очень непростой проект в плане исполнения – и во многом новаторский. То, как на студии делали мультики до «Бемби», уже не работало.

Поначалу художники хотели достоверно перенести действительность на экраны и все детально прорисовать. В студию даже привели двух оленят, подаренных Комиссией по развитию штата Мэн. Художники изучали животных, чтобы точнее перенести их в кадр.

Однако живопись Тайруса Вонга так повлияла на них, что подход принципиально сменили. Курс взяли на минималистичную картинку, но яркие эмоции, чтобы воображение зрителя самостоятельно дополняло увиденное. Слов в мультфильме тоже мало, да ведь они и не главное, правда?

Фото: AF Archive/ТАСС

Ну а если серьезно, это почти наверняка связано с тем, что оленей очень сложно рисовать (глаза расположены сбоку, а движение рогов зачастую выглядит неестественно, как ни старайся). Еще сложнее нарисовать говорящих оленей. Поэтому в полнометражном фильме прозвучало менее 1000 слов. И, кстати, большую часть из них озвучивали дети.

А вот звуковых эффектов в «Бемби» нет – зато есть полный оркестр и даже хор, которые оживляют действие. «Маленький апрельский душ» стал саундтреком к бегущим в укрытие животным, нарастающим по мере усиления шторма. В итоге мультфильм получил три номинации на «Оскара» за звук.

Производство растянулось, премьера откладывалась, и многие поговаривали, что виной всему перфекционизм Уолта Диснея. А он и не отрицал. «Я бы не торопился. Я хотел, чтобы это было правильно», – говорил мастер в интервью.

Удивительно, но при всех усилиях «Бемби» провалился в прокате. А вот спустя 5 лет, когда его вернули на экраны, вдруг обзавелся культовым статусом – и политические события на это повлияли однозначно. А в 1948 году мультфильм даже получил «Золотой глобус».

В 2006 году «Бемби» обзавелся сиквелом – самым «отложенным» в истории кино. И хеппи-энд, которого после смерти матери явно не хватало, наконец наступил: малыша забирает царь леса, величественный олень, и сам Бемби в итоге вырастает в настоящего принца.

Влияние

«Бемби» как классика мировой мультипликации повлиял на многие вещи – не мог не повлиять. Причем самое неожиданное – это зловещее присутствие Человека, который так и не вошел в кадр. Мало того, что его внесли в топ-50 величайших злодеев кинематографа, так еще и способ изобразить его появление – пугающая напряженная музыка – перекочевал во многие другие фильмы. Вспомните, где приближение опасности в кино сопровождалось жутким саундтреком? Да везде. Даже Стивен Спилберг в культовом летнем ужастике «Челюсти» (1975) появление акулы предварял при помощи музыки – повторяющегося простого и тяжелого мотива.

Можно пойти дальше: злодейки в фильме про Бонда «Бриллианты навсегда» (1971) носили имена Бемби и Тампер в честь персонажей мультфильма. Имя Бемби вообще стало нарицательным: так теперь называют любого олененка. А высшая степень сочувствия дикой природе стала «синдромом Бемби». Малыш из мультфильма и его имя впоследствии стали символизировать борьбу за права животных. Что уж там, музыкант Пол МакКартни стал вегетарианцем именно из-за «Бемби».

Уолт Дисней называл его своим самым любимым мультфильмом. Более того, известно, что создатель «Винни Пуха», невероятный аниматор Борис Хитрук, вдохновлялся мультфильмами студии Disney. И более прочих он любил историю о малом невинном олененке – он считал «Бемби» вершиной анимационного искусства и утверждал, что на диснеевской мультипликации учились многие советские аниматоры.

«Наверное, его любимым полнометражным диснеевским мультфильмом был «Бемби». Он много раз готов был пересматривать его и рассказывать, как и что там сделано», – вспоминал о Федоре Хитруке его внук.

Внутри компании Disney некоторые элементы «Бемби» тоже продолжали жить. Например, прорисовка мамы олененка использовалась в других мультфильмах – «Книга джунглей», «Красавица и чудовище», «Меч в камне», «Спасатели». То же самое касалось анимации лепестков и листьев.

Но одно дело рисовка, а другое – душераздирающий элемент сюжета: смерть родителя. Этот жестокий трюк спустя пятьдесят с лишним лет провернул «Король Лев» (1994). Более того, последовательность событий тоже очень похожа: сначала главный герой рождается, потом теряет родителя, потом случается пожар – и так далее.

К слову, о пожаре. «Бемби» наглядно иллюстрирует разрушительное влияние человека на природу, и апофеозом (не считая гибели матери) становится лесной пожар, который заставляет всех обитателей леса искать новый дом. После выхода мультфильма образ Бемби и саундтрек неоднократно использовались в сообщениях о пожарной безопасности.

Прошло 80 лет, а «Бемби» по-прежнему считается одним из самых трогательных фильмов (да-да, он шагнул далеко за анимационные пределы) в мире. И пожалуй, начинать знакомство с полнометражными проектами студии нужно именно с него.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад