От Милляра до Пересильд и Подкаминской.
Еще несколько лет назад казалось, что пора киносказок безвозвратно ушла, однако «Последний богатырь» вернул интерес публики и кинодеятелей к фольклорным героям. За последний год количество всевозможных проектов на эту тему – многобюджетных и нишевых, кинотеатральных и сериальных – выросло в разы. И одной из самых популярных героинь неожиданно стала Баба-яга.
К премьере третьей части «Сергия против нечисти», где обворожительную и сексапильную колдунью сыграла Елена Подкаминская, мы собрали самых ярких бабок-ежек отечественного кино, оставив за скобками анимацию (хотя безмерную любовь к хору старушек из «Летучего корабля» это не отменяет).
Георгий Милляр
Проекты: «Василиса Прекрасная» (1939), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и «Золотые рога» (1972). Также озвучил персонажа в мультфильме «Царевна-лягушка» (1954).
Главную Бабу-ягу советских сказок и «официального представителя нечистой силы в кинематографе» сыграл, безусловно, Георгий Милляр. Его первое появление в этой роли состоялось еще в конце 1930-х, в киносказке Александра Роу по мотивам «Царевны-лягушки». При этом изначально его утвердили на роль отца трех сыновей (также артист перевоплотился в одного из гусляров). А вот идею сыграть Бабу-ягу, что присматривает за похищенной Василисой, Милляр озвучил сам. Роу, уже работавший с актером, удивительно быстро согласился, хотя до этого отказал в роли Фаине Раневской. Остальное – история.
Сам Георгий Францевич говорил, что секрет успеха заключается именно в том, что он мужчина: гримеры могли делать с ним буквально все что хотели. Художественная «смена пола» его тоже не сильно волновала – на сцене театра Милляр дебютировал как раз в женской роли, сыграв Золушку. Позднее его Баба-яга, одновременно смешная и зловещая, появилась еще в трех картинах. И даже обзавелась экранной дочерью – в сказке «Огонь, вода и медные трубы» наследницу колдуньи, которую бросил у алтаря Кощей, сыграла Вера Алтайская. Свой голос актер подарил и анимационной героине: по иронии судьбы это снова была сказка про Царевну-лягушку.
Татьяна Пельтцер
Проекты: «Там, на неведомых дорожках…» (1982), «После дождичка в четверг» (1985). Также озвучила героиню в мультфильмах «Приключения домовенка» (1985), «Сказка для Наташи» (1986) и «Возвращение домовенка» (1987).
Еще одну «советскую» Бабу-ягу сыграла Татьяна Пельтцер. От милляровской интерпретации ее героиня отличалась разительно, напоминая скорее добрую бабушку, чем своенравную и зловредную хозяйку леса. В фильме «Там, на неведомых дорожках…» приземленность Яги подчеркивается даже сюжетно: героиня живет в мире людей под именем Варвары Егоровны и без колебаний соглашается помочь своему маленькому родственнику, узнавшему о разразившейся со сказочным царем беде.
Кстати, баба Варвара появляется и в картине «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) с Олегом Далем: она не может пойти на убийство, которое ей поручил богатый купец, и вместо этого отправляет главного героя к «настоящей» Бабе-яге (Мария Барабанова). А в сказке «После дождичка в четверг» ее сторожиха – самый настоящий deus ex machina. Героям она рассказывает о слабостях Кощея, да и волшебные артефакты выдает без лишних вопросов: и ковер-самолет, и меч-кладенец. Еще одна фраза, характеризующая героиню Пельтцер, прозвучала в мультфильме про домовенка Кузю: «Жила-была Баба-яга, добрая-предобрая!» Кстати, свой голос Татьяна Ивановна подарила персонажу в трех частях мультипликационного цикла.
Елена Яковлева
Проекты: «Последний богатырь» (2017), «Последний богатырь: Корень зла» (2020), «Последний богатырь: Посланник Тьмы» (2021), «Финист. Первый богатырь» (2025).
Куда же без «Последнего богатыря», вернувшего всеобщий интерес к сказочному жанру? В волшебной трилогии роль Бабы-яги исполнила Елена Яковлева. Не самый очевидный вариант – как минимум потому, что актрисе на момент съемок первого фильма было слегка за пятьдесят. В итоге героиню решили состарить искусственно – и хотя пару раз она оборачивается красной девицей, большую часть времени на площадке Яковлева провела в пластическом гриме. Да и в кадре ее поначалу можно узнать лишь по голосу.
В первой картине серии Ивану в исполнении Виктора Хориняка Баба-яга помогает постольку-поскольку: в темницу, куда попадет главный герой, она вламывается на пару с Василисой Премудрой, чтобы спасти Кощея. Но потом всей душой прикипает к непутевому богатырю, пускай он и не прочь подшутить над старушкой и даже прикарманить ее волшебные ягоды. Зато с другими обитателями Белогорья Яга остра на язык: чего только стоят ее перепалки с Водяным и вечное соперничество с Кощеем. Кстати, избушка на курьих ножках на сюжет тоже влияет – и попасть в нужную точку помогает, и умилительным потомством обзаводится. В общем, все сказочные атрибуты колдуньи на месте.
Татьяна Догилева
Проект: «Волшебный участок» (2023)
Пожалуй, самым развеселым сказочным сериалом ушедшего года стал «Волшебный участок». В нем бывший оперативник с ПТСР Леха возвращается из запоя ради больной сестры и маленькой племянницы (Ева Смирнова). Вот только работать ему все равно приходится в обстановке, близкой к состоянию делирия. А именно – постоянно взаимодействуя с магическими существами: джиннами, горынычами и гномами-матерщинниками. По любому поводу сотрудники отдела по борьбе со сказочными преступлениями бегают к Бабе-яге, женщине во всех смыслах яркой. Она сидит под домашним арестом с электронным браслетом на костяной ноге и то подрабатывает вебкамом, то барыжит краткосрочными путевками в загробную жизнь.
Роль колдуньи исполнила Татьяна Догилева, которой не впервой прикасаться к волшебному миру: в другом хите минувших лет, «Вампирах средней полосы», она сыграла хранительницу вампирско-мирских законов. Здесь ее героиня тоже вынуждена существовать на границе миров – живых и мертвых, человеческого и волшебного. И работает она, соответственно, на всех, кто хорошо платит (или владеет мастерством шантажа). Впрочем, бессердечной Ягу назвать нельзя, да и юмора с ней связано много: чего только стоит перевоплощение в Иду Галич и рассказы о вековых секретах обольщения. Не меньше увлекает и квартира героини, в которой находится место для настоящей русской печки, живого гуся, непременного кокошника и кучи склянок сомнительного и не очень содержания.
Людмила Артемьева
Проект: «Баба Яга спасает мир» (2023)
Это полуторачасовое фэнтези напоминает скорее капустник для самых маленьких – отсюда и специфический грим, и графика, которая проигрывает более дорогим кинопроектам. Однако свою нишу семейная комедия «Баба Яга спасает мир» успела занять, и вскоре после премьеры создатели заявили, что будут расширять ее киновселенную. В которой, помимо знаменитой колдуньи, есть разговаривающий с лягушкой Ян Цапник и сказочный «Модный приговор». Способствовали такому решению и кассовые сборы: по итогам первого уик-энда картина заработала почти 100 млн рублей и уверенно возглавила прокат.
В центре сюжета – школьник Сеня, который прямо на улице своего города сталкивается со странной женщиной в не менее странном камуфляже (Олеся Железняк). Та ворует разные предметы на рынке и время от времени растворяется в воздухе. Увлекшись погоней, персонаж оказывается в волшебном лесу – вотчине Бабы Яги (Людмила Артемьева), где также обитает громадный леший, который косплеит Грута.
Новые знакомые юного героя ничуть не смущают: их он называет олдами и вайнерами, а ступу – флайбордом. На мир победившего постмодернизма, кстати, намекает плакат с Еленой Яковлевой в квартире главного героя. Так или иначе, здесь Баба Яга – строгая, но справедливая хранительница прохода между двумя мирами. И ей приходится как следует потрудиться, чтобы не допустить возвращения Кощея ни в один из них.
Елена Подкаминская
Проект: «Сергий против нечисти. Яга» (2024)
Молодые версии Бабы-яги появляются во многих сказочных проектах: прикидываясь юной, она обманывает и соблазняет тех, кто встретился ей на пути, а создатели получают шанс сыграть на контрасте, демонстрируя несоответствие между внешностью и сущностью героини. Авторы третьего сезона «Сергия против нечисти», которым в принципе не откажешь в неординарном подходе, тоже прибегли к этому приему: Баба-яга в исполнении Елены Подкаминской до крайности притягательна и своими чарами охотно пользуется.
«Моя Яга – она неожиданная! Если у классика «любовь и голод правят миром», то в системе координат моей Яги миром правят похоть и вожделение», – говорит Подкаминская.
От бывшего священника Сергия (Роман Маякин) она и вовсе не отстает. Тот держится как может, но на сделку с врагом, да еще в оригинальном обличье, все же идет – ради спасения Кати (Лукерья Ильяшенко). Но одного раза Яге мало, а общение на расстоянии не клеится. Она ему – сердечки в переписке, он ей – кресты. И это Сергий зря: гнев брошенной женщины, как известно, бывает страшен.
Юлия Пересильд
Проект: «Финист. Первый богатырь» (2025)
В сериальном приквеле «Последнего богатыря», помимо Елены Яковлевой, появится и молодая версия Бабы-яги. Притом что в оригинальной трилогии ее играла Светлана Колпакова, на этот раз в колдунью перевоплотилась Юлия Пересильд, которая за последние несколько лет попробовала себя, кажется, во всех амплуа – от героини планетарного масштаба до императрицы государства Российского. Но вот того, что актриса сыграет сказочную колдунью, не ожидал, вероятно, никто! Даже сама Юлия.
«Это мой первый опыт существования в таком жанре. Мне кажется, для любого артиста сыграть в сказке – это мечта. Я – молодая Баба-яга, которая очень переживает из-за того, что ей придется постареть. Моя героиня забавная, очень хорошая, а еще она хулиганка», – интригует Пересильд.
Несмотря на то, что релиза «Финиста» ждать еще год – премьера запланирована на 1 января 2025-го, – озорные черты героини можно разглядеть уже сейчас. На фотографиях со съемок актриса запечатлена с огненно-рыжей копной волос и в ярких цветастых нарядах – еще одно неожиданное решение создателей. Впрочем, его оправдывает география кинопутешествия: съемки проходили не только в средней полосе, но и в Казахстане, который сыграл роль чарующего Востока.
Комментарии