На экранах самый масштабный и дорогой на сегодняшний день фантастический боевик в российском кинематографе.
В 2030 году во всем мире резко отключается электричество. В «круге жизни» остаются только Москва и отдельные города Белоруссии, Украины и Финляндии. Что происходит за границей — никто не знает. Для этого были построены специальные военные аванпосты, откуда на разведку посылают отряды солдат. Однако никто живым не возвращается. В Москве начинается всеобщая мобилизация, среди смельчаков, готовых отправится в пекло — таксист-социопат Юрий (Петр Федоров) и опытный и мрачный десантник Олег (Алексей Чадов). Вместе им предстоит встретиться со страшным и загадочным врагом.
Что получилось
«Аванпост», пожалуй, самый масштабный и дорогой фантастический боевик в российском кино. По спецэффектам, боевым сценам и размаху, он превосходит «Притяжение» Бондарчука с первых же минут. Режиссер Егор Баранов, еще в цикле «Гоголь», продемонстрировавший любовь к западному кинематографу, в «Аванпосте» уже ни в чем себе не отказывал. Визуальные и стилистические отсылки к «Бегущему по лезвию», «Матрице», «Звездному десанту», «Чужим» и других культовым сайфаям сыплются на зрителя буквально в каждой сцене. При этом смотрятся они не как плагиат, а довольно органично вписываются в задумку режиссера и жанр в целом. Баранов явно хотел сделать настоящий ответ Голливуду, и в отдельные местах, ему это удалось – если уж не по драматургии, то по уровню постановки. Финальная битва со злом заслуживает отдельного разговора, настолько трудных и впечатляющих батальных сцен, кажется, в нашем кино еще не было. Когда Федоров и Чадов гоняют на багги посреди рвущихся снарядов, крови и трупов, а затем пускаются в рукопашные бои — нельзя не отдать должное Баранову, который, в отличие от многих своих коллег, понимает, как ставить хороший экшен. Справились и актеры — Чадов, конечно, заставляет вспомнить себя же из «Девятой роты», особенно в финальном сражении, но в целом актер довольно правдоподобно передал образ военного, для которого служба на аванпосте стала побегом от суровой реальности и одиночества. С Федоровым у них получился неплохой дуэт, даже странно, почему они раньше не выступали в каком-нибудь бадди-муви.
Мир, в котором, разворачивается действие «Аванпоста», хоть и создавался по канонам широко известной киноклассики, нарисован неплохо. Москва будущего придумана довольно занятно, есть здесь, например, свои кварталы для мусульман, а правительство с экранов телевизоров обещает не врать горожанам об обстановке в отключенном от света мире. Оператор Сергей Трофимов, у которого уже есть опыт создания на экране запоминающихся фантастических образов столицы в «Ночном дозоре», проделал впечатляющую работу. Камера фиксирует грустные пейзажи футуристической Москвы, залитой неоном, очень бережно, с неподдельным энтузиазмом. Во второй же половине фильма, Трофимов переходит к более изощренным техникам: в сценах сражений, бывает, возникают длинные планы в духе Эммануэля Любецки. Жаль только любимый русскими кинематографистами эффект «слоу-мо» по-прежнему лезет в экран слишком часто и портит впечатление от хорошей картинки.
Если закрыть глаза на сценарные проблемы и некоторые весьма сомнительные сюжетные решения, «Аванпост» вышел одним из лучших, и уж точно самым дорогим, российским блокбастером этого года. Фильм Баранова — ощутимый шаг вперед на пути к настоящему крутому русскому сайфаю, который, хочется верить, уже не за горами.
Что не получилось
Режиссер Егор Баранов определенно любит фантастические боевики, однако синефильство сыграло с ним злую шутку. В тот момент, когда отсылки и красивые жесты в сторону фильмов прошлых лет кончаются, и необходимо, наконец, высказаться самому, Баранов внятных слов не находит. Вместо этого «Аванпост» превращается в натуральную кашу, замешенную на бессвязных библейских цитатах, ницшеанстве, Тарковском, и прочих «философских» вещах, которые фильму совершенно не к лицу. Проще говоря, пока фильм не прикидывался чем-то большим, чем незамысловатый боевик с отсылками к великим образцам жанра, все шло очень даже хорошо. Но, как это часто бывает с русскими кинематографистами, в какой-то момент им очень хочется «высказаться», показать, что они снимают не жанровое кино (читай — «попкорновое»), а Настоящую Притчу. Егор Баранов и сценарист Илья Куликов явно восприняли свой сюжет слишком всерьез. Поэтому даже отлично снятые батальные сцены не всегда способны спасти «Аванпост» от несуразности происходящего и постоянно возникающего диссонанса. На то, чтобы объяснить свой сюжет, создатели тратят приличный хронометраж в два с половиной часа, однако вряд ли кто-то после выхода из кинотеатра до конца восстановит в голове всю картину событий.
Интрига, кто же все-таки нападет на Москву, и что вообще случилось, разрешена в «Аванпосте» тоже довольно коряво и неубедительно. До тех пор, пока на экране не появляются виновники Апокалипсиса, зритель неплохо удерживается в страхе неизвестности. Это явно ощущается в сцене вылета десантников за «круг жизни» — в кромешной темноте они пытаются выяснить, что же случилось. Но лучше бы не выясняли. Создатели вообще ощутимо выдохлись к концу. Равно как и в «Гоголе», Баранов не сумел удачно реализовать приличную жанровую задумку, и преподнести явление «врагов человеческих» как драматургическое событие.
Проблема у «Аванпоста» и с самоопределением. О чем именно это кино, при всех стараниях сценаристов, понять довольно трудно. Поначалу картина не скрывает своей симпатии к милитаризму, смакует виды военной техники, образы вооруженных до зубов мужчин, которым нечего терять. Под конец же, авторы бросаются в крайности и возникают такие странные сочетания тем, как «богоборчество» и «пацифизм». Чего уж точно «Аванпосту» катастрофически не хватает, так это юмора и здоровой самоиронии.
Смотрите «Аванпост» в российском прокате
Комментарии