Интервью

Борислав Володин: «Без знаний и командной работы талант останется нереализованным»

В этом году у ArtMasters только первый юбилей – пятый сезон, но чемпионат уже стал для креативных индустрий страны ключевым донором идей и кадров. Практически все крупные и успешные творческие проекты созданы с участием победителей ArtMasters. С 2020 года через ArtMasters прошли больше 100 тысяч участников со всей России и еще 101 страны мира. В этом году число заявок было рекордным – 40 тысяч, больше половины из регионов. 

Как из чемпионата выросла целая экосистема для молодых специалистов бэкстейдж-профессий и цифрового искусства, о киночемпионате и запуске собственной кадровой платформы «КиноРепортеру» рассказал руководитель экосистемы ArtMasters Борислав Володин.

В 2020 году, когда чемпионат только запускался, вы говорили, что создаете возможность для соревнования талантливых людей. Получилось? 

— В этом миссия чемпионата. Мы «создаем лучшую возможность для честного соревнования талантливых людей», так она сформулирована. В действительности чемпионат запускался в 2019 году по поручению президента России и, когда мы с коллегами из администрации работали над концепцией ArtMasters, довольно быстро стало понятно, что острее всего креативная индустрия нуждается в создании системной поддержки зоны backstage. Это те специалисты, которых мы не видим в кадре или на сцене, но без которых не создать творческий продукт. Мы смотрим фильм глазами оператора. Без него кино невозможно. Художник по гриму, художник по костюмам, художник-оформитель, мастера света… Чемпионат как раз про этих людей. 

Любой продюсер или организатор творческого процесса всегда сетует на то, что ему не хватает таких специалистов. Нужны не просто талантливые люди – таких в нашей стране невероятное множество, за годы работы я в этом убедился. Нужны те, чей талант подкреплен фундаментальными знаниями и умением работать в команде. И это уже более сложная задача.

У вас, организаторов, есть решение этой задачи?

— ArtMasters вышел за пределы состязательных рамок и стал также образовательным проектом. В академии ArtMasters есть курсы для школьников и молодежи по творческим компетенциям, семинары для преподавателей и наставников. Благодаря чемпионату в прошлом году впервые в ГИТИСе появилась бакалавриатская программа по специальности «художник по гриму», которая ранее отсутствовала в системе высшего образования. Там же с этого года реализуется магистерская программа «Стейдж-менеджер (помощник режиссера), а в Академии имени Гнесиных — магистратура по специальности «медиакомпозиция».

За 5 лет существования проекта ArtMasters многое изменилось, ведь вся экосистема реагирует на существующие запросы креативных индустрий. Однако есть и то, что из года в год остается неизменным и подтверждает востребованность проекта: актуальные компетенции в сфере креативных индустрий и высокий уровень экспертности. В начале 2024 года мы запустили «АртМастерс Регионы» – площадку по поиску и поддержке молодых талантливых и амбициозных ребят из регионов, мечтающих стать профессионалами бэкстейдж-киноиндустрии. 

Но основной чемпионат также открытый, откуда необходимость отдельно регионального и именно киночемпионата?  

— Кино, как индустрия, сочетает в себе максимальное количество творческих компетенций. Потенциал развития креативной экономики России сосредоточен именно в регионах. В этом нет никаких сомнений. Во-первых, у нас действительно очень большая страна, и каждый регион несет в себе свои уникальные смыслы. А во-вторых, в регионах очень много талантливых людей. 

Например, музыку к фильму «Мой дикий друг», который сейчас идет в кинотеатрах, написал Никита Ямов из Великого Устюга, победитель 2020 года в компетенции «Композитор-аранжировщик». Пластический грим и аниматронику для сериала «Король и Шут» создала победитель в компетенции «Художник по гриму» Елена Григорьева из Санкт-Петербурга. 

Мы стремимся создать инфраструктуру, которая позволит проявить себя и раскрыться таланту вне зависимости от места рождения и жительства. Когда мы начинали основной чемпионат, соотношение участников из Москвы и со всей остальной страны было равным, а в этом сезоне из 100 финалистов 80 человек из регионов, а также несколько человек из стран зарубежья. Это очень здорово. 

Руководитель экосистемы ArtMasters Борислав Володин

В 40 субъектах РФ сегодня уже существуют кинокомиссии, отвечающие за развитие регионального кинематографа, еще в 8 планируется их создание. Вы как-то взаимодействуете? 

— Конечно, «Артмастерс Регионы» – это командные соревнования в направлении «Кино» между сборными федеральных округов. Команды-призеры получают возможность создать полнометражный художественный фильм с коммерческим прокатом для широкой аудитории. Без наших партнеров, компаний – членов «Ассоциации продюсеров кино и телевидения» и региональных администраций, которые как раз и составляют кинокомиссии, такой возможности у наших участников не было бы. 

В первом же региональном чемпионате приняли участие 2,5 тысячи талантливых ребят в 6 компетенциях: «Продюсер», «Сценарист», «Оператор кино и ТВ», «Режиссер монтажа», «Медиакомпозитор», «Звукорежиссер кино и медиа». Коллаборация чемпионата с крупнейшими игроками рынка уже позволила создать 8 короткометражных фильмов в 8 федеральных округах соответственно. 

Кто победил? 

— Кинокоманда Дальневосточного федерального округа с короткометражным фильмом «Вахтовик». При этом режиссер монтажа был из Комсомольска-на-Амуре, композитор и звукорежиссер из Петропавловска-Камчатского, продюсер из Улан-Удэ, сценарист из поселка Усть-Омчуг Магаданской области, оператор из села Тополево Хабаровского края, а режиссер из Якутска. 

Мы, безусловно, надеемся, что объединение молодых специалистов и индустриальных компаний будет осуществляться не только в ходе чемпионата, но и за его пределами, продолжая сотрудничество с этими творческими командами. Это для нас будет самый главный результат чемпионата и, чтобы его приблизить, мы запускаем в ближайшие дни кадровую платформу. 

По аналогии с биржей труда или кадровым агентством? 

— Мы запускаем HR-платформу ArtMasters, портал, на котором в защищенном формате будут размещены портфолио всех наших финалистов за годы чемпионата: больше 1000 профилей лучших специалистов из разных регионов страны. Партнерами платформы стали крупнейшие работодатели индустрии. Наша задача создать такой механизм, который помог бы максимально эффективно интегрировать специалиста в производство, минуя наше посредничество. 

То есть, пройдя чемпионат, финалист попадает в эту базу данных, а значит – в поле зрения работодателя…

— «Первое касание» между участниками и потенциальными заказчиками или работодателями происходит еще на защите финальных работ, где основные зрители – представители индустрии: крупные продюсеры, режиссеры, сценаристы и организаторы креативных производств. И зачастую предложения о работе наши финалисты получали прямо на защите. 

Кроме того, у нас есть система стажировок. Помимо денежного сертификата и дополнительного профессионального оборудования от индустриальных партнеров, каждый финалист имеет право пройти двухнедельную стажировку в одной из ведущих компаний в сфере креативных индустрий: «Мосфильм», «Геликон-опера», «Киностудия КИТ», «Союзмультфильм», Академии «М.А.М.А» и других. 

Что ждет победителей?

В конце августа прошли финальные защиты проектов пятого сезона, победителей и призеров чемпионата объявят 1 октября 2024 года в Большом театре. Но это не финишная черта: в тот же день стартует второй региональный чемпионат в компетенциях «Кино» и «Театр». Творчество непрерывно, и ArtMasters готов вдохновлять новые поколения талантов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

51 минута назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

3 часа назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

6 часов назад

На поддержку отечественного кино направят 2,6 млрд рублей в год

Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…

20 часов назад

«Конклав»: Страх и сомнения во время предвыборной гонки

Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…

20 часов назад

Макар Хлебников – о нейросетях, своих героях и сериале «Дети перемен»

Макар сразу обратил на себя внимание, сыграв в сериале «Пингвины моей мамы». Но роль зумера Никиты в драме «Снегирь» его…

24 часа назад