Интервью

Артем Васильев: Человек и оркестр

Вы недавно завершили работу над новым проектом — сериалом «Годунов» телеканала «Россия-1».

Да, это историческая драма, которая охватывает период от Ивана Грозного до восшествия на престол Михаила Романова. Проект масштабный — две части по 8 серий. У каждой части разные съемочные группы, включая режиссеров (первую снимал Алексей Андрианов, вторую — Тимур Алпатов, — КР), и мы решили, что объединяющим фактором должна стать музыка. В сериале 23 тематических блока, и в каждом по 7–9 интерпретаций, то есть около 160 вариантов, которые мы используем. Я понял, что здесь не применим сериальный метод, — написал мелодию и расставил по разным сценам. Приходилось менять музыку под каждую сцену — укорачивать, менять акценты или характер: где-то в мажоре, где-то в миноре. То есть работа была практически как над фильмом и при этом на очень большой объем: саундтрек на 16 серий — порядка 6 часов. Записывали оркестр, хор, фольклорные коллективы, чередуя с электронными композициями.

Сколько же времени это заняло?

Я начал в декабре 2017 года, сначала прочитал сценарий, потом мне досылали все новые и новые варианты монтажа. Я написал сюиту — 10-минутное произведение по мотивам сценария, как это часто делают в Голливуде и Европе. Импровизировал для героя, образа, дал почувствовать исторический контекст, наметил фольклорные элементы. Дальше из этой сюиты стали возникать другие темы, уже в соответствии с монтажом. Так что у режиссеров музыка была заранее, и это им помогало почувствовать ритм сцены. Я всегда так работаю.

Музыкой вы начали заниматься достаточно поздно — лишь в 12 лет, но все же стали признанным композитором, лауреатом премий…

Мне в детстве очень нравилось, как моя мама играла на пианино. Но своего инструмента у нас не было, и я уговорил родителей его купить. Позже мама отвела меня к очень интересному педагогу — Григорию Ивановичу Шатковскому. У него все ученики были талантливы, способны освоить музыкальный язык и «говорить» на нем свободно. Считается, что абсолютный слух — это некий врожденный дар, а Шатковский был уверен, что его можно развить, если вовремя начать заниматься. И если в музыкальных школах учат играть по нотам, то у Григория Ивановича дети импровизировали, причем не только в джазе, но и в классической музыке. Он приучал к самовыражению, самореализации. Если ребенок сочинял мелодию, то придумывал к ней сказку или стихотворение и рисовал к ним иллюстрации. Шатковский подходил к музыке как к универсальному языку, на котором могут общаться все.

После консерватории вы работали в Англии и были там вполне успешны. Почему вернулись?

Должен был родиться сын, а супруга в тот момент была в Москве. Так что можно сказать, вернулся в Россию по семейным обстоятельствам, о чем ничуть не жалею. Тем более, если говорить о киномузыке, не думаю, что подобное было бы возможно в Лондоне. Многие мои сокурсники по академии и даже мои британские студенты, решившие строить карьеру композитора в кино, уехали в Лос-Анджелес. Для них это был единственный возможный путь профессионального роста.

Сразу нашли работу?

Мария Александрова — на тот момент прима Большого театра — искала композитора для собственной постановки «Чарли и Мария». Я выиграл конкурс и год сочинял музыку к балету, но, к сожалению, спектакль не получился. Параллельно работал со Станиславом Говорухиным над музыкой к фильму Weekend. К нему я попал по рекомендациям Сергея Скрипки и Эдуарда Артемьева. Записывал музыку к этой картине с живым оркестром — просто с голливудским размахом. Свой опыт, который я накопил в Лондоне, имея дело с оркестровками, здесь смог воплотить в первом большом собственном проекте. И конечно, было почетно работать с такими мэтрами.

С Говорухиным была еще одна совместная работа — «Конец прекрасной эпохи»…

Да, был и третий проект, который он, к сожалению, не успел осуществить. В кинематографических кругах он слыл сложным режиссером, но с ним было очень интересно. Станислав Сергеевич давал возможность раскрыться и показать свои идеи, прежде чем сформулировать задачи, которые виделись ему как постановщику. Когда все было готово, уже во время записи он неожиданно для меня стал давать рекомендации: а давайте тут изменим и тут еще что-то попробуем. Этот прием старой школы благодаря мэтру появился и в моей практике. Потому что голливудская школа, в которой я привык работать, требует, чтобы все было сразу расписано по минутам, никаких изменений во время записи внести уже невозможно. Ведь это еще и экономия средств — на Западе и музыканты, и студии очень дорого стоят, любой просчет, остановка просто неприемлемы. У нас пока можно себя ощущать более свободно — и в этом есть дополнительный элемент творчества.

Как началось ваше сотрудничество с Игорем Матвиенко?

Вскоре после возвращения в Москву меня пригласили заниматься продвижением программного обеспечения Yamaha, которое используется всеми композиторами и музыкантами. Так я и познакомился с Игорем: он много лет использует программы Steinberg и Yamaha Music. В это же время возник проект юбилейного концерта группы «Любэ». Я рассказал Матвиенко, что в Лондоне занимался оркестровкой, и он пригласил меня для создания оркестровых версий своих песен. Знакомство со временем переросло в творческое сотрудничество, которое продолжается до сих пор. С легкой руки Игоря я начал работать с Первым каналом. А позже мы вместе создавали музыку к церемониям открытия и закрытия Олимпийских игр и саундтрек к фильму «Викинг», над которым трудились почти два года. Параллельно строилась студия для создания музыки в формате 7.1, каких прежде не было в России. Я считаю, что в нашей истории киномузыки это был беспрецедентный случай. И мне было интересно учиться новым приемам.

В вашей жизни было уже несколько удачных встреч. Какую вы бы назвали ключевой?

Вы правы, их было немало, и, надеюсь, еще будут. Первой из них, безусловно, была встреча с Эдуардом Артемьевым еще в начале 1990-х. Я тогда учился в училище имени Гнесиных, а Артемьев провел у нас лекцию на курсе электронной музыки. С тех пор продолжается наше знакомство, я показываю ему свои работы в кино, советуюсь.

«Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» на фильм «Экипаж» он вас порекомендовал?

Думаю, да. Мы встретились сначала втроем — Эдуард Николаевич, Николай Лебедев (режиссер картины, — КР) и я, вместе посмотрели картину. Взяли как пробный фрагмент сцену «Петропавловск» — она была самой важной музыкальной темой в фильме. К сожалению, в финальном миксе она звучала очень тихо. Самолет прилетел, и наступила тишина после всех пережитых катаклизмов, в этой тишине должна была зазвучать музыка. Позже я предложил много разных вариантов — Лебедев хотел чего-то более напевного. Меня поразило в работе с ним то, как он слышал какую-то тему, ставил ее на определенный кадр — и она сразу начинала звучать. Николай сразу чувствует в музыке эмоциональное состояние, которое должна создавать определенная сцена.

Могли бы назвать жанр, который вам наиболее интересен?

Комедия, пожалуй. Потому что писать музыку для комедий, семейных и детских фильмов очень сложно. Малышей удивить трудно: они быстро теряют интерес, и его нужно постоянно поддерживать. Вот у меня в Лондоне была в этом году премьера балета «Кентервильское привидение», и я наблюдал за детьми. Они не успевали отвлечься, это меня порадовало! Значит, все сделал правильно. Это лучше, чем самые горячие аплодисменты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

50 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад