Кино

Кто такой Ари Астер

Ари Астер – один из современных мастеров слоубернера наравне с дуэтом Мурхед–Бенсон и Робертом Эггерсом. Его фильмы одинаково ждут критики на фестивалях и обычные зрители в кинотеатрах. Его прорывом стала «Реинкарнация» (2018) с Тони Коллетт, и с того момента творчество режиссера интересует даже тех, кому лента не понравилась. А «Солнцестояние» и вовсе доказало, что для того, чтобы нагнать ужаса, не нужны скримеры, резня, сверхъестественная активность и даже темнота. 

Ари Астер родился в 1986 году в Нью-Йорке в еврейской семье. Отец – музыкант, мать – поэтесса: шанса обойти творческую профессию стороной просто не было. Несмотря на то, что первый увиденный фильм, «Дик Трейси» (1990), сильно напугал Ари, он был с детства одержим ужастиками:

«Я буквально исчерпал раздел хорроров во всех видеомагазинах, которые смог найти. Я не знал, как объединить людей, которые будут сотрудничать на съемках чего-то подобного, и просто писал сценарии».

Как только Астеру исполнилось 18 лет, он отправился изучать кино в колледж Санта-Фе. Там он выпустил дебютную работу Tale of Two Tims (комедийную, кстати) и послал ее в Американский киноинститут, где сразу получил стипендию в режиссерской аспирантуре.

Следующий фильм он снял в выпускном 2008-м: короткометражка Herman’s Cure-All Tonic знакомит зрителя с ужасной работой фармацевта Харольда, который внезапно открывает источник чудодейственного тоника (отсюда название «всеизлечивающий»). Парень промышляет подпольным эликсиром, на фоне играет Girl from Ipanema, а одна гадкая покупательница достает его с первой до последней минуты.

Как будто ничего особенного, но в этой аптеке пахнет фильмами Линча, а в дальнем темном углу восседает боди-хоррор и хищно поглядывает в сторону экрана. К тому же двигателем сюжета становятся небезопасные семейные отношения – они же через 10 лет запустят карьеру режиссера в полном метре. Словом, атмосфера Астеру удавалась с первых шагов, хотя Herman’s Cure-All Tonic снят и не по его сценарию.

2010 год – Ари заканчивает консерваторию Американского киноинститута и отправляется в свободное плавание. Последовали новые фильмы – «Что-то не так с Джонсонами» (2011), «Бо» (2011) – тот самый, из которого выросла полнометражка с Хоакином Фениксом, – и другие. Одни ленты, вроде «ПЧТ действительно работает» (2011), были комедийными экспериментами, снятыми с приятелями. Прочие же, как «Что-то не так с Джонсонами» (2011), снова презентовали неадекватные семейные отношения, пылающие в огне. Картину показали на фестивале Slamdance в Юте, а затем она просочилась в интернет, где собрала тысячи откликов – от резко негативных до восторженных. Что, по сути, равнялось успеху.

С 2011-го по 2018 год Астер создал еще несколько короткометражек («Мюнхгаузен», «Типа», «Голова черепахи», «Такова жизнь») в сотрудничестве с приятелями по консерватории – продюсером Алехандро де Леоном и оператором Павлом Погоржельским. Впоследствии именно Погоржельский снимет все три полнометражки Ари. О них дальше и пойдет речь.

«Реинкарнация» (2018)

Оригинальное название Hereditary переводится как «наследственное» – и это слово объясняет гораздо больше, чем расплывчатое «реинкарнация». Сюжет фильма сосредоточен на депрессивной жизни художницы-миниатюристки Энни, двоих ее детей и мужа. После смерти матери женщина переживает нелегкий период, но не потому, что любила родительницу, а наоборот: мадам была деспотом, от которой удавалось откупиться, только предоставив в ее владение младшего ребенка. Именно поэтому дочь Энни, Чарли, замкнута и отстранена от всего, что обычно интересует детей. Но суть не столько в испорченных семейных отношениях: оказалось, что проблема семейства Энни лежит гораздо глубже и сеансам психотерапии едва ли когда-либо поддастся.

Темная гамма, раскручивающаяся спираль мучений, растущий ужас – реальность «Реинкарнации» затягивает все глубже в пропасть, и вернуться оттуда будет непросто. Зрители, которым довелось увидеть ленту в секции Midnight фестиваля «Сандэнс» зимой 2018 года, оцепенели от восторга. Когда после премьеры Астера спросили, как он снимал фильм, он дал бесхитростный ответ:

«Я просто хотел снять хороший хоррор. И, конечно, задался вопросом, что пугает меня, какие у меня есть страхи и что в этом жанре я люблю».

Все, что может в этом фильме пойти не так, идет не так. Но «Реинкарнация» по всем признакам на голову выше типичных дебютов: ее проработанный, умело построенный сюжет развивается вроде бы по всем правилам, но в то же время отвергает часть кинематографических постулатов.

Кадр из фильма «Реинкарнация» (2018)

Астер лично писал сценарий. И в формат фильма ужасов завернул самую что ни есть банальную вещь на свете: семейные проблемы, практически бытовуху. Тот факт, что наследие зачастую сродни проклятию, режиссер продемонстрировал максимально доходчиво. Да и в целом каждый аспект семейных отношений подвергается деконструкции, так что они, словно пройдя через искажающую призму, предстают на экране мрачным доппельгангером нормальности. Доводящая до безумия скорбь Энни и глубочайший шок Питера в какой-то момент заслоняют собой прочие детали сюжета. И вместо того чтобы сконцентрировать внимание зрителя на кровавых подробностях, Астер предлагает всмотреться в лицо боли, от которой ничто не лечит.

Ужас Ари создает из подручных средств, начиная открывающим титры некрологом под тревожный саундтрек и заканчивая убийственно медленными, откровенно жуткими кадрами, в которых будто ничего не происходит. Типичная черта слоубернера, кстати. Важным элементом для раскрытия нездоровых семейных отношений в хоррор-формате стал миниатюрный домик, над которым трудится Энн. Кукольные сюжеты в крошечных комнатах отражают ее проблемы, она буквально прорабатывает свой травмирующий опыт, перенося его в игрушечный формат.

И каждый такой сюжет пугает до чертиков – как минимум потому, что Астер в первом же кадре переводит действие из кукольного дома в реальный. Эта хитрость – и актерские работы – заменяют любые спецэффекты: в них просто отпадает надобность.

Тони Коллетт назвала роль Энни самой дикой в карьере. Причем своему агенту она говорила: «Я не хочу делать ничего тяжелого. Даже не думай присылать мне что-нибудь в таком духе». Но агент настоял на своем. Впоследствии актриса признавалась: «Он был прав. Мне чертовски нравится проект, и я ненавижу его за то, что он прислал мне это предложение».

Тони Коллетт в фильме «Реинкарнация» (2018)

Что касается Алекса Вулфа (Питер), то и он сетовал, что фильм «навредил ему настолько, насколько вообще кино может вредить». Он объяснял это так: «У нас, актеров, во многих отношениях приятный вид деятельности. Но «Реинкарнация» была сложной работой, расшатавшей мое эмоциональное состояние».

А вот итог: при бюджете $10 млн «Реинкарнация» заработала $82,5 млн и получила ряд наград, включая Gotham Awards, премию ассоциации кинокритиков Чикаго и так далее. Чаще всего отмечали превосходную игру Тони Коллетт и работу Ари Астера. Сам же режиссер говорил: «Я, может, и погрузился в процесс. Но точно не так, как Тони и Алекс». Многие были в восторге от фильма, и никто даже представить не мог, что спустя буквально полтора года Астер снова перевернет мир хоррора своим «Солнцестоянием».

«Солнцестояние» (2019)

Самое страшное в этом фильме ужасов происходит при свете дня, а главную роль играет в то время еще восходящая звезда Флоренс Пью. Сюжет снова отталкивается от семейных проблем, только на сей раз дело не в бабушке-сатанистке, а в сестре, которая переживает психическое расстройство. В один ужасный день Дани получает от нее жуткое сообщение, а вскоре узнает о смерти всей семьи: отравление газом. Причем не самые адекватные отношения с парнем Кристианом становятся крепче. Настолько, что ему приходится брать многострадальную девушку с собой в Швецию на праздник солнцестояния. Ну а там, конечно, вскрываются проблемы и травмы, от которых Дани сможет избавиться, лишь пройдя ряд непростых ритуалов.

Если «Реинкарнация» была мрачной, тяжелой и раз за разом усугубляла состояние героев и обстоятельства, в которых они оказывались, то «Солнцестояние» получилось принципиально иным. Дани пережила мучение в самом начале, и весь ее дальнейший путь – своеобразное приключение, ведущее к исцелению. А вот прочие персонажи, Кристиан и его друзья, наоборот «начали за здравие». Но стоило им оказаться в шведской деревушке в разгар белой ночи, как маршрут их превратился в типичную хоррор-историю. Для нас, зрителей, именно Дани становится проводником между ужастиком и праздником света, ради которого все и собрались.

Кадр из фильма «Солнцестояние» (2019)

В «Солнцестоянии» ужас выглядит совсем не как ужас в классическом понимании: он может быть болью, усталостью, травмой, недоверием, предательством. Все, что есть плохого в человеческих отношениях, представлено на контрасте с традициями закрытого культа. Приезжие – американские туристы – ведут себя в целом как обычно. Но именно здесь, на открытом пространстве под ярким солнцем, становятся очевидными все проблемы.

«Я тут не для того, чтобы изменить жанр ужасов. Я уважаю вас как зрителей – вы знаете, что их всех убьют, – так что сюрпризов не будет. Не приходите ко мне за фильмом с изобретательными убийствами. Мне интересно другое», – говорит Астер.

Первыми проявляют себя те, кто не принимает правил общины. Затем один из приятелей Кристиана ведет себя неуважительно по отношению к местным реликвиям, а другой нарушает важное правило. Да и сам Кристиан показывает себя с плохой стороны. Все они воплощают тот самый закон жанра, на котором держится большинство ужастиков (здесь должна быть шутка про выживающих девственников).

Кадр из фильма «Солнцестояние» (2019)

Однако Ари Астер вновь играет с жанром: мало ему солнца и белых одежд, так он еще и исцеляет страдающих, устраивает праздник света и через проводника-Дани транслирует идеи освобождения от «наследственного» и от приобретенного (травм). При этом добавляет головокружительные танцы, астрологические спаривания, странные застолья с подозрительной едой и, конечно, древние жуткие ритуалы. Это со всех сторон прекрасное зрелище. Даже одиночество и тоска Дани покрыты цветами и подсвечены солнечными лучами.

«Я всегда воспринимал «Солнцестояние» как сказку. Сделать героя сиротой – старейший сказочный ход. Это было важно для развития картины как фолк-хоррора. Я использовал мультфильмы студии Disney как образец, особенно для открывающего кадра с фреской. Я определенно хотел, чтобы это было похоже на золотой век Disney», – признается Ари Астер.

Именно ритуалы, с виду сказочные, а на деле убийственные, разделяют Дани с Кристианом и дают ей то, чего ей действительно не хватало. Дома, в отношениях, в жизни вообще. В самом пугающем, чужеродном месте на планете героиня обретает покой и любовь. Чего не скажешь о самой Флоренс Пью.

Флоренс Пью в фильме «Солнцестояние» (2019)

«Я никогда раньше не играла кого-то, кто испытывает такую ​​сильную боль. Я представляла себя в действительно дерьмовых ситуациях. Возможно, другим актерам не приходится так делать, но я фантазировала о худших вещах», – призналась актриса впоследствии. И добавила, что как следует себя выводила, чтобы изобразить необходимую гамму эмоций на экране.

Что ж, Флоренс не зря старалась. Ее игру отметили критики и зрители по всему миру, хотя престижных наград она не получила. Как и сам фильм. Сборы тоже оставили желать лучшего: при бюджете $9 млн «Солнцестояние» заработало $48 млн в прокате. Но разве имеют значение деньги, если картина Астера стала отдельной главой в истории хоррора?

«Все страхи Бо» (2023)

Ари Астер постоянно экспериментирует, так что его обещание снять 4-часовую черную комедию все восприняли всерьез. Но ведь он и из «Солнцестояния» собирался делать слэшер. И все-таки ему удалось: «Все страхи Бо» – это абсурдистская трагикомедия с элементами хоррора и вместе с тем сатира на общество потребления (чтобы понять фильмы Астера, кстати, у нас есть целый список рекомендаций).

Главный герой Бо Вассерман, во-первых, тот самый «сорокалетний девственник», который боится умереть во время оргазма, как его отец (такая вот наследственность). Во-вторых, он страшится потерять близких – и именно смерть матери выманивает беднягу из дома. В-третьих, мужчина боится опасностей. Едва он выходит из дома, с ним только они и случаются. Четвертый и пятый пункты, как вы понимаете, тоже будут о страхах.

Астер описывал «Все страхи Бо» потрясающими аллегориями. «Кошмарная комедия», «еврейский «Властелин колец», но Бо просто отправляется в дом своей мамы», а еще: «если бы вы накачали 10-летку «Золофтом» и отправили его за продуктами». В общем, это все о страхах Бо, которые настигают его везде и сразу. Занятно, что, изображая главного героя, Ари в некотором роде ориентировался на свои «темные стороны».

«Мой характер таков, что если я кому-то нравлюсь, я склонен терять уважение к ним. Но если у кого-то есть проблемы со мной, я начинаю относиться к ним серьезно, – признался Ари. – Это не здорово. Это всего лишь неврозы». Любопытно, что неврозы в фильмах Астера так или иначе связаны с семьей, хотя сам он утверждает, что у него всегда все было в порядке с родными.

Хоакин Феникс в фильме «Все страхи Бо» (2023)

А вот у Бо не все в порядке. Он проживает расставание с матерью в чрезвычайно зрелом возрасте, на всех девяти кругах по Данте, но завершить процесс никак не может. Так что в какой-то момент история мистера Вассермана становится для зрителя такой же мучительной, как и для него самого. Гротескность его переживаний зашкаливает, а хоррор-элементы порой сопровождаются комическим сеттингом, смущая и раздражая одновременно, – трудно выбрать между двумя противоположными эмоциями.

Но ведь к этой хитрости Астер прибегал и в «Солнцестоянии»: недаром в одном из недавних интервью он сказал, что его второй фильм – на самом деле шутка. Просто пока еще ни одна его картина не содержала столько наслоений абсурда. И ни одна не выглядела как гипотетическая последовательность галлюцинаций пациента психиатрической клиники. Самое главное здесь – не катарсис бедного Бо, а продолжительная насмешка над веком ОКР и прочих разновидностей тревоги, которую не унять ни походом к терапевту, ни аллегоричным «убийством» матери.

Похоже, Астер не только зрителей, но и всех своих главных героев доводит до истерик. Тони Коллетт, Алекс Вулф, Флоренс Пью… Вот и до Хоакина Феникса очередь дошла: актер признавался, что перед съемкой одной из самых сложных сцен (в ванной) ему пришлось буквально поорать, дабы окончательно себя унизить и тем самым раскрепостить.

«Я просто начал кричать. Издал самый сильный гортанный крик боли, который смог, прежде чем мы начали снимать, потому что мне нужно было полностью унизиться, – поделился Феникс. – А раз уж это случилось, ты не можешь выглядеть глупее, чем в тот момент. И тогда приходится просто отпустить ситуацию. Не знаю почему, но меня переполняла потребность сделать это. Думаю, что это, вероятно, заставило всех чувствовать себя неловко. Мы не были в одной комнате, но у меня возникло чувство, что всем на площадке стало очень некомфортно».

Кадр из фильма «Все страхи Бо» (2023)

Чего Ари раньше действительно не делал – так это разнообразных спецэффектов. На этот раз его долгий фильм (вместо 4-х обещанных – 3 часа) включает ротоскопическую анимацию, вручную нарисованные фоны и полноразмерные декорации-диорамы от мастеров стоп-моушн мультипликации Кристобаля Леона и Хоакина Косиньи.

«Мы хотели создать нечто такое, о чем нельзя было бы точно сказать, как оно сделано: какой элемент нарисован, а какой – создан при помощи покадровой анимации. Это была огромная лаборатория для работы с действительно талантливыми людьми и совмещения техник», – поделился Леон.

Такие технические особенности не могут не повлиять на бюджет. Который, кстати, оказался рекордным не только для Астера, но и для студии A24. $35 млн – небывалая сумма для независимого псевдоужастика. Естественно, фильм пока не окупил даже половины своей стоимости (и шансов на это, прямо скажем, мало). Но это все еще любопытный, захватывающий и выводящий из зоны комфорта трип, созданный так, будто мы попадаем прямиком в воспаленное сознание Вассермана и варимся там вместе с его страхами, мечтами и травмами. И мало кому это приходится по душе. Так что «Все страхи Бо» на данный момент еще и самая неоднозначная картина Ари: он экспериментирует, и это заметно.

«Эддингтон»

Несколько лет назад в диалоге с фанатами Астер поведал об одной задумке – вероятно, это будет его следующий фильм.

«Был период, когда я думал, что «Солнцестояние» станет моим дебютом. А в другие времена полагал, что сценарий под названием «Эддингтон» может стать первым. Около пяти лет я пытался снять эту черную комедию в стиле вестерн-нуар. Я, кстати, все еще очень хочу ей заняться», – рассказал Ари.

Вопрос – найдет ли он путь к зрительскому сердцу в следующий раз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

4 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

18 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

20 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

21 час назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

24 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад