К 40-летию актера рассказываем о его жизни и творчестве.
Антона Шагина с чистой совестью можно назвать героем нашего времени – он востребованный актер, талантливый поэт и неравнодушный гражданин. А по мнению индустриального и народного жюри, проголосовавших за него на главной премии в области просвещения «Знание», теперь еще и просветитель года. Других актуальных поводов поговорить об артисте тоже хватает, чем «КиноРепортер» с удовольствием и пользуется.
К 40-летнему рубежу Антон Шагин подошел с несколькими заметными победами. В первую очередь карьерными – за считаные недели его признали просветителем года и наградили медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В прокате прогремели две военные драмы с участием артиста – «Воздух» про женский авиационный полк, сформированный во время Великой Отечественной, и «Позывной «Пассажир» о боевых действиях в Донбассе. А еще у Антона вышел сборник «Шагомер», в который вошли не только его стихи, но и рисунки, из-за чего сам Шагин называет книгу по-настоящему авторской.
Если задуматься, во всех этих событиях проявляется не только его профессиональная и человеческая суть, но и многолетнее кредо: «Делай что должен, и будь что будет». Звучит просто, но придерживаться такого подхода удается далеко не всем.
Актер не любит давать интервью, еще меньше – откровенничать. Но два года назад он впервые поведал о своем детстве, и оно оказалось очень непростым. Антон рос с бабушкой и дедушкой в Брянской области: мать пропадала на работе, с отцом он так и не познакомился.
Фамилия досталась Шагину от отчима, но счастливого детства все равно не вышло. Спустя несколько лет семья распалась, на дворе стояли лихие 1990-е, и, чтобы выжить, его матери пришлось податься в челноки.
На криминальные разборки будущий актер насмотрелся и в своем городе, но в Москве все было еще хуже: «Мать убили на Черкизовском рынке в 1998 году. И две недели нам не сообщали даже о ее смерти. Ей было на тот момент 32 года, а мне 14», – рассказал о страшной трагедии Антон. Конечно же, она повлияла на его дальнейшую судьбу.
После девятого класса парень, будучи не самым прилежным учеником, поступил в ПТУ и выучился на слесаря. Проработал год по специальности. И решил поступать в театральный – любовь к искусству привил кружок самодеятельности в училище.
В Школу-студию МХАТ Шагина приняли с первой же попытки, а его сокурсниками стали Екатерина Вилкова и Максим Матвеев. А еще Вероника Исаева, на которой он женился сразу после окончания института. Сейчас они воспитывают двоих детей – сына Матвея и дочь Полину.
Карьерный старт тоже получился стремительным: свою первую награду, театральную премию «Золотой лист», Шагин получил за роль в спектакле «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина. Постановка быстро вошла в репертуар МХТ имени Чехова и оставалась востребованной в течение последующих 15 лет. Но после выпуска Антон вошел в труппу РАМТа и принялся покорять киноолимп.
Громким дебютом должны были стать «Стиляги» Валерия Тодоровского (2007), но съемки масштабного мюзикла откладывались, и режиссер оперативно снял триллер «Тиски» (2007), чтобы амбициозные и талантливые выпускники Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова – Матвеев, Шагин и Вилкова – не разбежались по другим площадкам.
Большее внимание на себя в картине обращал Матвеев – он сыграл диджея, в погоне за большой мечтой ступившего на кривую дорожку. Зато в «Стилягах» блистал уже сам Шагин, которому досталась роль Мэлса, примерного комсомольца, который в Москве 1950-х нашел друзей и любовь среди «идейных врагов».
Казалось бы, вот он успех, но последующие три года актер отказывался от ролей – не хотел застрять в одном образе. Что удивительно, в индустрии, в которой промедление тоже подобно смерти, пусть и в метафорическом смысле, его не забыли. Более того, он быстро занял свою нишу: в актере видели героя, несколько оторванного от реальности, но при этом готового на настоящие подвиги.
Антон же не останавливался на достигнутом: романтические комедии («Поцелуй сквозь стену», 2011) и развлекательные драмеди («Пятница», 2016) он миксовал с брутальными драмами («Молот», 2016 и «Борец», 2017) и незабвенной классикой, которой продолжал служить и на театральных подмостках уже в «Ленкоме Марка Захарова».
Одной из лучших киноработ Шагина зрители до сих пор признают мини-сериал Владимира Хотиненко «Бесы», вышедший 10 лет назад. Там артист сыграл Петра Верховенского. Угадаете с одного раза, кто был Николаем Ставрогиным? Конечно же, Матвеев – на двоих они делят уже целых пять проектов.
Также в киногалерею классических героев, сыгранных Шагиным, вошли Петр Лихонин из «Ямы» (2014) и Алексей Бессонов из «Хождения по мукам» (2017). Прототипом последнего стал Александр Блок, и тут стоит отметить, что поэтическое начало не чуждо и самому артисту.
Он пронзительно играл вымышленного поэта-метростроевца Антона Кузнецова в «Довлатове» (2018) и перевоплощался в декабриста Кондратия Рылеева сразу в двух версиях «Союза спасения» (фильм, 2019 и сериал, 2023).
Более того, актер и сам пишет стихи – помимо «Шагомера», на его счету поэтические сборники «Ее», «Антоновки», «Вопреки», посвященные супруге. А сейчас к печати готовится его книга детских стихов.
Впрочем, дети всей страны уже знают его в лицо: несколько лет назад артист сыграл Ивана-дурака в первом сказочном блокбастере «Конек-горбунок» (2021). Там герой с большим сердцем спасал Жар-птицу, вызволял Царь-девицу с лицом Паулины Андреевой из хрустально-ледяного плена и прыгал в чан с кипящим молоком. Сказочной холодной красотой отдавал и «Северный ветер» (2020), где Антон сыграл глубоко несчастного героя, у которого отобрали право любить и быть любимым.
Но сказка не всегда означает отрыв от реальности, а приверженность искусству – излишнюю рафинированность. Шагин всегда играет живых, а значит, чувствующих и рефлексирующих героев. Он не боится погружаться в другие эпохи и браться за отрицательные роли. Яркий тому пример – главарь банды в сериале «Анка с Молдаванки» (2015) о криминальной жизни Одессы 1970-х. А еще мошенник, планирующий крупное ограбление в сериале «Подкидыш» (2019).
Для актера важен не кассовый успех, а сама суть персонажа; путь, который способен вывести к новым открытиям не только героев, но и зрителей. Пусть даже материал не так прост для понимания – как это было, например, с фантастическим триллером «Петрополис» (2021), где главный герой вступает в контакт с инопланетянами, что только обостряет терзающие его экзистенциальные вопросы.
«Я никогда не гнался за длинным рублем или бесконечным мельканием по телевизору», – говорит актер. – Я занимаюсь профессией, которая отвечает на главные вопросы: для чего и ради чего ты этим занимаешься».
Однако на самом деле Шагин идет куда дальше: на его счету и просветительские проекты, и неоценимая помощь фронту. Он не раз приезжал в Донецк с сольными программами, чтобы поддержать бойцов, открывал денежные сборы для поддержки нашей армии и лично доставлял технику в зону СВО. Там уже полтора года воюет добровольцем его родной брат Константин, но что такое попасть под обстрел, Антон тоже знает не понаслышке.
Решение брата Шагин горячо поддержал, а личные переживания использовал в работе над драмой «Позывной «Пассажир». Его герой – беспечный тусовщик, который в 2015 году отправляется в Донбасс, чтобы разыскать пропавшего без вести брата, и пересматривает собственную жизнь. Константин работу уже оценил. «Сказал, что мои шальные глаза в первом бою напомнили ему о его боевом крещении», – поделился актер.
Что дальше? Новые рубежи. Сейчас Антон Шагин репетирует «Гамлета» в родном «Ленкоме». Почти для любого артиста это не просто роль мечты, но и своеобразная веха в профессии. Хотя Принца датского он уже играл в студенческом спектакле Школы-студии МХАТ. Тем интереснее увидеть, как переосмыслит образ классического персонажа спустя почти 20 лет. В любом случае получается символично.
Комментарии