«КиноРепортер» поговорил с автором «Осторожно, модерн!» и клипов «Ленинграда» о ее дебютной комедии, изменах и женском пути.
На экраны выходит дебютная комедия Анны Пармас «Давай разведемся!», взявшая сразу два приза на прошедшем летом «Кинотавре». По сюжету от гинеколога Маши — 40-летней героини Анны Михалковой — уходит муж Миша. Супруг-домохозяин бросает трудоголичку ради молодой и инфантильной пассии из фитнес-клуба. Сначала Маша винит в этом себя и всеми силами пытается вернуть изменника, но затем переосмысливает свою жизнь и задается вопросом: «А нужен ли вообще для счастья муж?».
— Ваш успех с клипами «Ленинград» в интернете, надо думать, облегчил поиски финансирования для «Давай разведемся». После клипа «Экспонат» не было сложно запустить проект?
— Было сложно придумать про что снимать кино. Но да, «Экспонат» стал огромной удачей в моей жизни, позволив с меньшей кровью запустить дебютный полный метр. Какое-то время я топталась на месте. Просто если у тебя нет сильнейшего желания что-то рассказать, то лучше не браться. Когда у меня возникло это желание, то сразу появилась первая версия сценария, вторая, третья и так далее.
— Съемки «Осторожно, модерн!» тоже были хорошей школой.
— Я к этому проекту отношусь с нежностью и любовью. Пятнадцать лет назад я была совершенно другая, значительно наглее. Это было время абсолютной внутренней свободы. Когда вспоминаю, как мы делали шоу из палок и веревок, это, конечно, само по себе смешит. Но в этом была часть его обаяния. Тогда не было никаких запретных тем — шутили про то, про что хотели, и как хотели.
— А сейчас не шутят?
— На телевидении сейчас много чего побаиваются. Но постепенно такие проекты появляются для онлайн-платформ, что меня очень радует.
— Это личная для вас история?
— История личная, хотя нельзя сказать, что она полностью отражает мой собственный опыт. Это такой обобщенный вариант женских трагедий.
— Измены стали главной темой «Кинотавра» в этом году.
— Я сама удивлена. Сделали подборочку. Мне кажется, у нас с Нигиной (Сайфуллаевой, режиссером конкурсного фильма «Верность», в котором герою Александра Паля изменяет жена — прим. ред.) в одну сторону идет рулеж. Как я поняла «Верность», то это тоже картина про распад отношений, по окончании которых героиня становится счастливой.
— Там, правда, герой Паля не прощает жене измену.
— А она ему.
— Так он вроде ей и не изменял.
— Почему вы так уверены? Кто-то доказал, что этого не было? Он просто хорошо выкрутился.
— У вас Маша измену вроде бы прощает, однако все равно понимает, что…
— …отношения не взлетают, да. Она попыталась простить ему измену, но видно что-то развалилось в отношениях настолько, что уже никак. Дело не в прощении, она-то его простила.
— Мужчинам, получается, измену легче прощают.
— Мне кажется, что люди в целом измену либо прощают, либо нет. Это вопрос характера, а не пола. Есть люди, которые в состоянии почувствовать, подать руку «упавшему» человеку и сказать: «Ну ладно». Единственное, что этот посыл должен быть искренним совершенно. Бывает так, что прощаешь, а потом понимаешь, что все-таки нет, не простил. Начинаешь припоминать.
— Вы пересматривали какие-либо фильмы про измену в рамках подготовки?
— Да нет (задумывается). Хотя нет, пересматривала «Разбирая Гарри» Вуди Аллена. Это, конечно, очень смешно.
— А кого еще вы могли бы назвать в качестве ориентиров в кино?
— Мои любимые авторы — это всеми любимые авторы: братья Коэны, товарищ Тарантино, Мартин Скорсезе. Наш оператор Леван Капанадзе спрашивал меня о референсах, но я ему сказала, что пойдет от материала. Для меня главным было не мешать истории. Зачастую всякие изобразительные штуки только мешают юмору. Если хочешь рассмешить, то сделай проще — будет смешнее. Если все слишком сложно, то смешно не получится.
— В партнеры Анне Михалковой вы взяли Антона Филипенко, который на десять лет ее моложе.
— А он хорошо попробовался. Когда Михалкова увидела Филипенко, она, конечно же, спросила, в своем ли я уме вообще. Антону пришлось поправиться и отрастить усы.
Почему усы?
— Не знаю, захотелось. Единственное мужское, что Миша (неверный муж героини — прим. КР) в жизни отстоял.
— У ваших героев двое детей, но они практически не играют никакой роли в сюжете. Почему вы не стали делать акцент на детях?
— К счастью, они еще маленькие и не вовлечены в процесс. Если вовлекать детей, то это сразу станет драмой. К тому же неверно жить вместе только ради детей. Ну, это мое мнение. Может быть, оно ошибочно. Мне кажется, это травмирует самих детей в первую очередь.
— Импровизировали на площадке?
— В целом я за импровизацию. Если что-то рождается спонтанно, то это всегда живее, чем то, что придумано. Однако, в этот раз мы практически не отходили от текста.
— Вы изначально писали сценарий под Анну Михалкову?
— Да, лишь на этапе идеи я думала о некой абстрактной Маше, но сценарий не шел. Как только я поняла, что это Михалкова, все пошло. Продюсеры, правда, считали, что герои должны быть помоложе. Но я не хотела делать их моложе. Мне интересен возраст 40 плюс. Мало кто снимает о людях этого возраста. Если хочешь сделать зрительское кино, омолаживай героев до 25-30 лет. Но мне такое не очень интересно. Там отсутствует необходимая мне рефлексия. Мне было важно показать у героини чувство вины и неуверенности в себе как в женщине. В 25 лет кажется, что ты можешь все. Ну ушел бы от нее муж в 25, какая проблема? Нашелся бы другой немедленно. А мне было нужно, чтобы не нашелся. Или нашелся не сразу. Чтобы если бы Маша и собралась «брать реванш», то у нее получалось бы криво и косо. Как только я отстояла это решение о возрасте, сразу стало понятно, что это Анна Никитична.
— По сути, вы сняли анти-ромком, ведь героиня приходит к выводу, что муж ей для счастья не нужен. Было сложно протолкнуть месседж?
— Ни разу не было никакого продюсерского давления. Были рекомендации. «Хотелось бы», «может быть». Продюсеры спрашивали, нельзя ли дать в финале больше надежды. Но куда уж больше-то надежды? Они не давили и не просили.
— Никита Сергеевич, говорят, картину одобрил?
— Да, Аня показывала ему черновую сборку. Ему в целом понравилось, однако он сказал, что «финал не в менталитете».
Что он имел в виду?
— А то, что сказал. На его взгляд, в нашей стране сложно считать счастливым финал, где женщина осталась одна и ей хорошо.
— Судя по вопросам на пресс-конференции, многие так и не поняли, что у вас в принципе хэппи-энд.
— Об этих людях, собственно, и снято кино. Они считают, что знают, как быть счастливыми. Для них у нас есть реплика, которую произносит мать героини: «Бывают случаи, что и с тремя [детьми] брали». Мне кажется, что Маша в конце вполне счастлива. Недавно мы еще показали фильм в Иванове, который, как известно, город невест. 70% зрителей были женщины. Там был Q&A, и все, кажется, разделяют мою точку зрения.
— «Давай разведемся» — феминистский фильм?
— Я не очень понимаю, что такое «феминистский фильм». Я сняла не про освобождение женщин, а про женщину, которая хочет чувствовать себя счастливой. Мой фильм не призывает выйти на демонстрацию за жизнь без мужчин. Просто моя героиня чувствует себя счастливой одна в данный конкретный момент. Это тоже вариант.
— А счастье в чем?
— В ощущении мира с собой, когда тебя не раздирает желание того, чего у тебя нет. Знаете, как бывает, когда принимаешь верное решение и чувствуешь облегчение, потому что не был уверен, верно ли оно? Вот в этом ощущении и есть счастье.
«Давай разведемся!» в прокате с 21 ноября .
Читать также: Отрывок из сценария фильма «Давай разведемся», рецензия на фильм «Давай разведемся»
Комментарии