Фото: Евгения Безрук
Имя Андрея Максимова зазвучало после выхода сериалов «Фишер» и «Слово пацана», а прямо сейчас его можно увидеть в переосмыслении советской классики «Москва слезам не верит». И эта популярность в кино совпала с блестящей карьерой актера в театре: у Андрея знаковые роли в МТЮЗе, Театре наций и МХТ имени Чехова, к труппе которого он официально присоединился в этом сезоне. «КиноРепортер» встретился с новой звездой, чтобы убедиться – его слава не случайна, а заодно выяснить, чем живет и как добился успеха этот 27-летний парень со столь харизматичной внешностью.
Знаю, ты очаровался театром уже в пять лет и сразу декларировал это родителям. Они сразу смирились с таким повышенным интересом?
– Поначалу велась двойная работа. Они, с одной стороны, очень сильно меня поддерживали, всячески помогали выбирать театральные студии, проходить какие-то кастинги. С другой – папа (известный телеведущий и драматург Андрей Максимов, – КР) пытался меня увести в сторону журналистики или режиссуры. Но мне это было неинтересно. Хотя в детстве я чем только не занимался – карате, футболом, греблей, вокалом, играл на гитаре и фортепиано.
Как же ты успевал все, да еще и постоянные занятия в театральной студии?
– Очень мешало учебе это увлечение! Особенно в старших классах. Я оказывался на каком-то предмете типа черчения и не понимал, что я вообще там делаю. Возникал холодящий ужас внутри, потому что я знал: мне эти занятия ничего не дают, ничего во мне не развивают, кроме усидчивости и дисциплины. А у меня были совершенно другие интересы. И вот тут как раз очень поддержали родители – перевели меня в частную школу, потому что я очень много репетировал, снимался. В государственном учреждении, конечно, никто с этим мириться не хотел.
Не самое очевидное решение – поступать именно в Школу Райкина, почему ты выбрал именно его систему?
– Меня очаровал Константин Аркадьевич. На конкурсе он сам оценивал абитуриентов, и нигде, ни в каких театральных институтах – а у меня было еще несколько конкурсов в других местах, – меня не слушали так, как слушал он. Меня это невероятно впечатлило и по-человечески порадовало. Я увидел его заинтересованность во мне и поэтому пошел к нему.
А само прослушивание как прошло, помнишь?
– У меня была ужасная программа – набор клише, каких-то кошмарных стихотворений. Проза, правда, была хорошая – я читал «Осколки московской жизни» Чехова. Это было любопытно. Хотя бы смешно! А все остальное – штампы. И ощущения, что все дороги открыты, не было. Плюс некоторые пути закрывала моя внешность – был период, когда я очень любил ставить себе кок. Сейчас смотрю на свои фотографии с поступления и думаю, что если бы я набирал курс, то такого человека просто отправил в психиатрическую лечебницу. И огромная удача, что я вообще куда-то прошел.
И все же что-то в тебе Константин Аркадьевич разглядел?
– Нужно понимать, что сам Райкин – человек как бы вне типажа. И он всегда берет таких же людей. Конечно, у нас на курсе были мальчики-герои, девочки-героини. И было несколько вот таких, как я, которые хрен пойми что. (Улыбается.)
Теперь твоя внешность, давай честно, впечатляет. А самому какой типаж ближе?
– Вообще я очень люблю играть разные уродства – как физические, так и моральные. А если говорить о жанре, то отлично чувствую себя в комедии. Потому что она предполагает сиюминутную реакцию зрителей – это дыхание зала тебя внутренне подогревает. Хотя в основном, конечно, я занимаюсь драмой.
И играешь глобальные состояния: что в «Фишере», где Сергей Головкин – абсолютное зло, что в «Чайке», где Тригорин – воплощение циничной скуки. Ты выходишь на сцену, и по залу сразу идет определенная энергетическая волна.
– Мой мастер Кама Гинкас учил, что артист всегда должен играть пиковое состояние. И где это возможно, где позволяет материал, стараюсь его играть. Очень приятно, что ты говоришь про эту волну, но изначально такой цели у меня не было. Актеры все-таки выполняют режиссерские задачи, и если, слушая их, получается сделать так, что в зрителе что-то меняется, – здорово!
В прошлом сезоне ты ушел из МТЮЗа, которому посвятил 8 лет и был там звездой. Зрители ходили на тебя, особенно на «Собачье сердце» и «Кошку на раскаленной крыше». Рада, что продолжаешь их там играть, хоть и как уже приглашенный актер. В итоге МХТ стал новым домом?
– Да, теперь я служу в Московском художественном театре и очень благодарен за это Константину Хабенскому. Первым моим спектаклем там был «Чрево» на Новой сцене. Потом «Чайка», и только после этого худрук узнал, что я ушел из МТЮЗа, и пригласил в труппу. Я не представляю свою жизнь без театра, поэтому мне было очень приятно. Один из лучших театральных режиссеров Юрий Бутусов говорил, что театр – это не все. Я понимаю, что это действительно так, и вне сцены существует много других забот. Но все равно не согласен с этим высказыванием. Для меня театр – это все.
Кстати, твой Тригорин в «Чайке» – беллетрист. Как к этому ремеслу относишься, ведь у тебя в роду тоже есть писатели?
– Я периодически пишу, у меня есть какие-то рассказики, есть сценарий полного метра. Но в основном все это идет в стол. Жду подходящего момента.
Еще тебя можно видеть в Театре наций, где ты играешь в спектакле Антона Федорова «Дон Кихот». И весьма экстравагантно выглядишь – дреды, татуировки…
– Я обожаю такое! Сейчас в театре все стало очень удобно: все тихо говорят в микрофоны, иногда еще и камера тебя снимает. А театр – это уход от себя, какие-то костюмы, парики, маски, кривляния. Антон Федоров вообще считает, что у этого слова не должно быть негативного оттенка. И в этом мы с ним похожи – в театре замечательно валять дурака. Поэтому, когда у меня есть такая возможность, стараюсь ее не упускать и надеваю на себя все что угодно.
Режиссеры не останавливают такой полет фантазии – мол, это уже слишком?
– Нет, у Антона «слишком» не бывает. (Улыбается.) В «Дон Кихоте» мы долго искали финальный образ: у меня были длинные шорты ниже колен, и в какой-то момент он предложил их укоротить до размера трусов. Я пришел в восторг.
Вместе с Антоном Павловичем – какое театральное имя! – вы работаете и в «Собачьем сердце» в МТЮЗе. И там тоже непривычная трактовка классики.
– Да, наш спектакль сильно расходится с советской экранизацией, к которой все так привыкли. Но все равно там все по Булгакову, просто через призму нашего взгляда. Мой Шариков там, кстати, не абсолютный негодяй, а скорее заброшенный ребенок.
Ты похож на своих героев?
– Чаще стараюсь выбирать роли на сопротивление, но иногда материал просто не располагает к этому. Было бы странно, если бы я в «Чайке» что-то придумывал и шел не от себя. Но вообще я никогда не заглушаю свою природу, наоборот, стараюсь в каждой роли доставать что-то изнутри. Даже если визуально отхожу от своего привычного образа. Считаю, что человек – это очень интересная и сложная субстанция, внутри которой можно много чего найти. Просто надо уметь правильно копаться. И чтобы рядом были правильные люди.
Это в театре, а в кино?
– Зависит от режиссера и тех задач, которые он ставит. Если режиссер хороший, то ставит задачи, которые, во-первых, сложно формулируются, а во-вторых, сложно реализуются. И мне такое очень нравится. И такие режиссеры, слава богу, были в моей жизни. А если перед тобой стоит задача попроще, то играешь как бы от себя. Органично. Кстати, вот это слово мне кажется ужасным для театра, не понимаю, когда его произносят в качестве похвалы. Нет ничего хуже, чем играть органично. Это значит играть обыкновенно. А это скучно.
Ты сейчас много снимаешься в кино, не напрягает, что, в отличие от театра, там все непредсказуемо, роль может измениться при монтаже, да просто могут вырезать?
– Я воспринимаю это как часть профессии. В «Фишере» очень много подвальных сцен вырезали из-за того, что боялись напугать зрителя. Там все было гораздо жестче. Или вот сейчас я закончил один большой проект, и мне сказали, что, возможно, моего героя полностью переозвучит другой артист. Тут можно либо сойти с ума и рыдать, либо принять это как данность. Я никак не могу на это повлиять, поэтому не вижу смысла особенно переживать по этому поводу. От моих переживаний, к сожалению или к счастью, ничего не изменится.
А ты удивился, когда тебе предложили второй сезон «Фишера»?
– Обрадовался – можно денег заработать! (Смеется.) Пожалуйста, я готов в каждом сезоне сидеть в тюрьме, разговаривать про свою нелегкую жизнь и есть пирожки.
На премьере нового сезона ты тоже был в приподнятом настроении. И в бомбере с цветочками. Под настроение надел?
– Да, захотелось надеть что-то повеселее. Меня все почему-то воспринимают мрачным и серьезным человеком, которым я совершенно не являюсь. Хотя на площадке я действительно тихий и закрытый. Недавно одна моя партнерша сказала: «Вау, Андрей, ты улыбаешься. Даже не представляла, что ты умеешь улыбаться!»
В сериале «Москва слезам не верит. Все только начинается» ты тоже ломаешь стереотип – наконец играешь положительного героя.
– Уже не впервые – в сериале «Нормальный» я играю еще более положительного персонажа. Такого добряка с психическим отклонением, который живет в больнице, никогда не выходит за ее пределы, но однажды встречает человека, который помогает ему сбежать оттуда и как-то приспособиться к реальному миру. Но кинопроизводство устроено так, что сериал Жоры Крыжовникова выйдет чуть раньше.
Ожидаешь от фильма такого же успеха, как от «Слова пацана»?
– Мне бы хотелось, чтобы у «Москвы» тоже было много зрителей, потому что все делалось с большой любовью и друг к другу, и к советскому фильму. Про съемки можно многое рассказать, но хочется, чтобы люди сами все увидели.
Ты же там поешь?
– Да, было интересно попробовать. Тем более что мой педагог по вокалу в институте говорила, что у меня никогда не получится. И теперь я утер ей нос. Она будет смотреть, плакать и переживать, что так меня обижала. (Улыбается.)
Ты на Маяковского жутко похож сейчас! Еще не вышел из образа после съемок о нем в «Лиле»?
– Съемки еще идут. Изначально мое знакомство с Маяковским было на уровне школьной программы. А все, что меня заставляли учить, мне не нравилось. Любовь к так называемым школьным авторам пришла позже. И в основном благодаря фильмам или спектаклям по их произведениям. Так было с «Евгением Онегиным» и «Бегом» в Театре Вахтангова, «Гамлетом» того же Бутусова в МХТ. Как это часто происходит в школе, когда детей заставляют зубрить факты, которые на самом деле ничего общего с жизнью этих людей не имеют. Если бы нам на уроках рассказывали, сколько женщин было у Пушкина и сколько дуэлей у него должно было состояться, в голове возникал бы более точный образ человека, чем при упоминании имени его няни.
Владимир Маяковский тоже был для тебя незнакомцем?
– Да абсолютно чуждым человеком! Но потом, когда я прочитал сценарий и начал готовиться к роли, очень сильно его полюбил. Понял, что у нас много пересечений: в отношении к женщинам, в отношении к жизни, в ощущении этой внутренней несостоятельности, в каком-то одиночестве. И сейчас это одна из важнейших фигур в моей жизни, потому что за полгода съемок он стал мне совсем родным. Мы ничего не придумывали, но жизнь Маяковского, и в особенности его жизнь с Бриками, была настолько удивительна, что там и добавлять ничего не надо.
И твой почти двухметровый рост пришелся кстати.
– Слава богу, что сейчас технологии развиваются, и в кино как-то научились снимать высоких людей. Потому что в подростковом возрасте – а я буквально за одно лето очень сильно вырос – мне сказали на «Мосфильме», что я никогда не буду сниматься с таким ростом. Потому что операторам будет неудобно, а если снимать все снизу, то кадр получится некрасивый. Но все как-то разрулилось, как оказалось, все не так и страшно.
Понятно, что, став звездой, ты уже можешь более придирчиво выбирать предложения. И что же решающее – творческий поиск или материальная сторона вопроса?
– Я за творческий движ, но вопрос гонорара тоже важен. Актерская профессия, как и любая другая, должна быть оплачена. Я на себя трачу не очень много денег, но стараюсь делать комфортнее жизнь близких. У меня есть ребенок (5-летний сын Савва от актрисы Софии Сливиной, – КР), хочу, чтобы он ни в чем не нуждался. Но в моей жизни были ситуации, когда мне предлагали очень большой гонорар, втрое больше обычного, но то, что там планировалось, мне совсем не нравилось, и я отказывался.
Моральные табу?
– Есть режиссеры, с которыми я не буду работать ни за какие деньги. Не буду лукавить – именно потому, что они портят кино и представление о профессии в том виде, который мне близок и дорог. Ты, наверное, хочешь спросить, с кем именно. Но все творческие люди обладают очень тонкой душевной организацией, и мне бы никого не хотелось обижать.
А есть проект, в котором ты очень хочешь сняться?
– Хочу сняться в сказке, чтобы мы с сыном вместе посмотрели ее на премьере. Он понимает, чем я занимаюсь, ему нравится. И, может быть, я выскажу непопулярное мнение, но был бы рад, если он тоже захочет стать актером. Я лично считаю, что это одна из лучших профессий, которая делает тебя невероятно счастливым.
Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Грандиозный финал «Вампиров средней полосы», Градовы под санкциями,…
Серия полуфантастических-полуисторических приключенческих фильмов «Мумия», бодро стартовавшая в 1999 году, но заглохшая на триквеле в 2008-м (это если не считать…
Кто-то уверенно строит карьеру, кто-то собирает аплодисменты, кто-то не подстраивается под чужие стандарты. Но мало кто сохраняет спокойствие, когда в…
Никита Михалков провел творческую встречу с выпускниками и студентами высших учебных заведений в Национальном центре «Россия». Мероприятие состоялось в рамках комплекса…
Ян Кунен заявил о себе на стыке тысячелетий. Сначала он выпустил «Добермана» с Касселем и Беллучи, затем потрясающую документалку «Другие…
Кинокомпания Paramount Pictures запустила в разработку новый игровой фильм о приключениях квартета боевых черепах-мутантов. Курировать предприятие будет Нил Х. Мориц,…