Статьи

Амплуа матрешки: Творческий путь Роберта Паттинсона

Семидесятилетняя Клер Дени — ярчайшая представительница французского сinéma d’auteur, учившаяся у классиков вроде Жака Риветта и Вима Вендерса, и сама ставшая классиком при жизни. Ее фильмы — чистый артхаус, для многих невыносимый: в ленте «Что ни день, то неприятности» главные герои занимались каннибализмом, а зрители, зажав рот, выбегали из зала. Кресла на показах «Высшего общества» тоже нередко пустели…

Казалось бы — где она и где Роберт Паттинсон, красавчик-вампир из «Сумерек», звезда светской хроники, чье расставание с Кристен Стюарт обсуждалось всем миром? Но в том-то и дело, что сегодняшний Паттинсон имеет мало общего с Эдвардом Калленом, зато роль потерявшегося в вечности астронавта в поисках себя подходит ему лучше, чем кому-то еще.

Это не первый выход актера в открытый космос. Пять лет назад один российский (sic!) астроном назвал в честь него небесное тело — астероид 246789 Pattinson обречен вечно кружить вокруг Солнца, он никогда не сблизится с Землей. Но пять лет назад Паттинсон был всего лишь звездой вампирской саги — в этом качестве его знали все, включая жену астронома, которая и попросила мужа о таком подарке. Интересно, что сказала бы она сейчас, посмотрев «Высшее общество»?

За последние пять лет Паттинсон не снялся ни в одном народном блокбастере, ни в одной картине с бюджетом больше $20 млн. Как и его подруга по «Сумеркам» Стюарт, он сделал выбор в пользу артхауса — по большей части европейского: «Меня страшно бесит, когда люди считают: «Если фильм не популярен, значит, он не удался». На мой взгляд, если ты сыграл в чем-то особенном, рассказал историю, непохожую на сотни других, и хотя бы один человек в зале сказал: «Да, это мое кино», значит, ты все сделал правильно. По крайней мере, в моем случае это работает гораздо лучше, чем если бы я веселил толпу».

Между прочим, он сам написал Дени, что хочет у нее играть. «Я не поняла, что этому парню от меня надо, — вспоминает режиссер. — Он был слишком молод для этой роли. И слишком красив. И вообще — из другой Вселенной. Я боялась с ним встречаться». Роль одинокого астронавта, который несчастен примерно так же, как астронавт из «Луны 2112», но все-таки по-своему, предназначалась Филипу Сеймуру Хоффману. Когда тот умер от передозировки в феврале 2014 года, Дени посчитала, что с фильмом покончено. И ошиблась — одной встречи с Паттинсоном было достаточно, чтобы взять его на эту роль.

Одним «Высшим обществом» дело не ограничится — режиссер хочет снимать его и дальше: «Этот парень — как русская матрешка, в нем сидит еще один парень, а в том парне еще один, и еще. Он никогда не показывает себя полностью, только часть, и это страшно интригует. Хочется открыть в нем еще что-то новое, и еще».

Клер Дени — далеко не первая, да и не последняя, кто увлекся этой головоломкой английского происхождения. Как правило, если артхаусные режиссеры соглашаются с ним работать, то приглашают его еще не раз. Так было, например, с Дэвидом Кроненбергом — Роберт отметился в его фантасмагории «Космополис», а через пару лет вернулся ради «Звездной карты». Или австралиец Дэвид Мишо — сначала актер сыграл в его «Ровере», в этом году появится у него же в исторической драме «Король».

Интересной особенностью Паттинсона является отсутствие какого-либо амплуа. Перестав регулярно бриться и, наоборот, убрав романтическую лохматую шевелюру а-ля Байрон, которая так заводила старшеклассниц в «Сумерках», он вдруг стал похож на всех сразу: и на пресыщенного миллиардера («Космополис»), и на инфантильного бандита с большой дороги («Ровер»), и на джанки («Хорошее время»), и на Лоуренса Аравийского («Королева пустыни»).

«Я жадный до работы, не умею выключаться, — говорит Паттинсон. — Я из тех больных на всю голову актеров, которые, заканчивая один фильм, уже думают о следующем». Но самое интересное, что в отличие от большинства своих коллег актер не придумывает стратегию, не строит планов, вроде «сначала блокбастер, потом артхаус с прицелом на «Оскара». Он не ищет славы и денег. Ищет материал.

Паттинсон решил сыграть у братьев Сэфди («Хорошее время»), лишь увидев афишу их предыдущей картины «Бог знает что», на которой была изображена лежащая девушка с грязными волосами в неоново-розовом свете. Бог знает, что там такого особенного увидел актер, но чутье у него было верным: «Хорошее время» удостоилось шестиминутной овации в Каннах, а его игру критики сравнивали с работами Джека Николсона и Аль Пачино.

Хотя, да, ради этой роли мелкого преступника-наркомана Роберту пришлось осветлить волосы пергидролем и в буквальном смысле слиться с толпой: во время съемок в Нью-Йорке (режиссеры применили принцип cinema verite и снимали прямо на улице с массовкой из обычных прохожих) его не узнала ни одна живая душа.

Со своим статусом секс-символа Паттинсон расправился также быстро. И жестко — на экране не он соблазняет, а его соблазняют, а чаще — используют (как Жюльет Бинош в «Космополисе») или вообще игнорируют (как Миа Васиковска в феминистском вестерне «Девица»). Кстати, от Бинош ему так и не удалось отделаться: в «Высшем обществе» они снова вместе и снова в нестандартных партнерских отношениях: героиня Жюльет, самка из далекого космоса, использует биологический материал Паттинсона, чтобы сделать ребенка. Он не в силах ей отказать.

Ему вообще, судя по всему, нравятся не только экстремальные фильмы, но и экстремальные женщины. После разрыва со Стюарт актер встречался с Кэти Перри, французской певицей Соко (у которой тоже был роман с Кристен, представьте себе), внучкой Элвиса Пресли Райли Кио и с дочкой Шона Пенна Дилан. Он даже чуть не женился на другой певице FKA Twigs (она взяла такой псевдоним из-за хрупких суставов), но вовремя сбежал. Брак — это же как 100-миллионный блокбастер про вампиров, нужно сначала решить, потянешь ли ты его в будущем и, главное, захочешь ли ты его тянуть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Как Квентин Тарантино и Роберт Родригес создали «От заката до рассвета»

Танец Сальмы Хайек со змеей, первая «звездная» роль Джорджа Клуни на большом экране, сценарий, написанный Квентином Тарантино за гонорар всего…

11 часов назад

«Тетралогию» Алексея Рыбникова впервые целиком исполнят в Москве

Впервые все части «Тетралогии» Алексея Рыбникова – масштабного цикла, сопоставимого по сложности и колоссальности замысла с «Кольцом Нибелунгов» Рихарда Вагнера,…

13 часов назад

Джейсон Стэйтэм и Гай Ричи выпустят боевик «Да здравствует безумие»

Продолжительные рабочие отношения Гая Ричи и Джейсона Стэтхэма в скором времени принесут новые плоды: британцы вновь объединятся для съемок боевика…

14 часов назад

Второй сезон «Лихих»: Семейный кодекс под давлением обстоятельств

Во второй главе криминальной саги Юрий Быков продолжает раскрывать мрачный мир «лихих» 1990-х – эпохи, где моральные ориентиры растворились в…

16 часов назад

Неизвестный Иван Янковский: Супергерой, оперный певец и… Тарковский

«Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Аутсорс», «Топи»… Казалось бы, как можно было уместить в своей актерской копилке центральные роли…

21 час назад

Алексей Розин: «Искать опору надо в корнях, в фольклоре»

Обаяние Алексея Розина абсолютно. Его герои располагают своей надежностью и мощным мужским началом. На счету актера достаточно фестивальных жемчужин и…

2 дня назад