Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Все оттенки «Грусти» и другие экранизации романов Франсуазы Саган

Все оттенки «Грусти» и другие экранизации романов Франсуазы Саган

17 июня 2025 /
Все оттенки «Грусти» и другие экранизации романов Франсуазы Саган
Кадр из фильма «Здравствуй, грусть», 2024

Собрали все фильмы по книгам французской писательницы – от самой первой «Здравствуй, грусть» с юной взбалмошной Джин Сиберг до самой новой с неожиданно строгой Хлое Севиньи.

Романы Саган – идеальное чтение на лето: на бортике бассейна под палящим солнцем или в купе поезда, везущего куда-то к морю. Экранизации ее романов прекрасно передают то же самое настроение расслабленной меланхолии, робких надежд и романтических разочарований.

«Здравствуй, грусть» (1958)

Американцы подсуетились первыми: всего через 4 года после выхода романа, его экранизировал Отто Премингер. Он сделал ставку на юную Джин Сиберг, которую только что снял в роли Жанны Д’Арк. Для актрисы, которой не было еще и 20, это блестящее начало карьеры. Впрочем, американцам, как и французам, фильм не понравился: первым сюжет показался надуманным, вторым – карикатурным.

Действительно, получилась классическая мелодрама эпохи «золотого Голливуда» – с гротескной игрой актеров и бальными платьями  известных дизайнеров (например, Сиберг одевал Юбер де Живанши). И самое главное – в фильме начисто пропала скандальная эротическая составляющая, которая и сделала имя автору и книге: достаточно сказать, что только после публикации романа Саган во Франции решились опубликовать «Лолиту» Набокова.

Для Джин Сиберг, впрочем, фильм оказался крайне удачным: во-первых, во время съемок на французской Ривьере она познакомилась со своим будущим мужем. А во-вторых, от экранизации пришел в восторг Жан-Люк Годар и немедленно ангажировал актрису на главную роль в свой дебют «На последнем дыхании», заявив, что она будет играть там ту же героиню, только 3 года спустя.

«Уверенная улыбка» (1958)

В Голливуде снова решили экранизировать «Саган без Саган», убрав из сюжета все пикантно-романтические подробности, за которую ее обожали во Франции. В романе «Смутная улыбка» студентка Сорбонны Доминика встречается со своим однокурсником, но неожиданно втягивается в безнадежный и довольно пошлый роман с женатым взрослым адвокатом.

В фильме адюльтер показан так, словно его и не было. Посмотрев фильм, писательница была в ярости и немедленно отреклась он него, заявив, что «это написано по какой-то другой, не моей книге». Саган было тем более обидно, что «Уверенную улыбку» она считала самой личной своей книгой: хотя свое имя она подарила обманутой жене адвоката (Джоан Фонтейн), Франсуаза считывается в главной героине.

«Любите ли вы Брамса?» (1961)

Сага

Если сюжетная коллизия романа «Здравствуй, грусть» лишь намекала на то, что автор читала «Опасные связи» Пьера Шодерло де Лакло, то «Любите ли вы Брамса?» уже уверенно настаивает на этом. Любовная связь между 40-летней красавицей Полой и 25-летним Филиппом (Энтони Перкинс) буквально повторяет любовную связь маркизы де Мертей и Вальмона. И также, как в «Опасных связях», эта любовь обречена.

В фильме солирует Ингрид Бергман, ведущая партию главной героини с тактом и чувством меры. Ее Пола – потерянная и одинокая, не умеющая выйти из, как сказали бы сейчас, абьюзивных отношений. Ее любовник Роже (Ив Монтан), которого она действительно любит, ей постоянно изменяет.

Любимые герои Саган – взрослая пара: инфантильный мужчина и женщина 40+, слишком умная, чтобы быть счастливой. Прекрасный черно-белый Париж, платья Кристиана Диора и музыка Брамса за кадром, которую американцы не оценили – в США фильм шел под названием «Снова прощай».

«Смятение» (1968)

Экранизация самого романтичного романа «Сигнал к капитуляции». Люсиль (Катрин Денев), содержанке 40-летнего Шарля (Мишель Пикколи), статус не доставляет особых проблем. Она наслаждается красивой жизнью, шампанским и платьями от Ива Сен-Лорана. Лишь ненадолго она отвлекается на роман с ровесником – бедным как церковная мышь, зато невероятно красивым (юный Роже Ван Хол).

«Смятение» тянет мостик к «Завтраку у Тиффани» (1961) и «Дневной красавице» (1967), но не обременяет излишним психологизмом. Как и все прочие экранизации Саган, это прежде всего очень красивое кино. Кстати, кадр с Катрин Денев на съемках стал официальным символом фестиваля в Каннах в 2023 году.

«Немного солнца в холодной воде» (1971)

Саган

У романа «Немного солнца в холодной воде» много общего с дебютным романом Саган «Здравствуй, грусть». Это и вынесенное в название поэтическая строчка Поля Элюара, и самоубийство главной героини, не сумевшей пережить предательство любимого мужчины.

Книга была опубликована в 1969-м, а уже через 2 года ее экранизировал Жак Дере, на этот раз без звезд, зато с музыкой Мишеля Леграна. Но публика уже несколько подустала от мелодраматических сюжетов француженки, которые, как и персонажи, «кочевали» у нее из книги в книгу. Картина, в соответствии с названием, была принята прохладно, в следующий раз Саган экранизируют только через 16 лет.

«Устав от войны» (1987)

Саган

В романе «И переполнилась чаша» Саган попыталась войти на территорию «взрослых» драматических сюжетов: книга рассказывала о любовном треугольнике в разгар Второй Мировой войны. Но критики отмечали неуместность традиционной для писательницы на фоне ужасов Холокоста. Роман мало кому понравился, а вслед за ним и фильм, второго «Жюля и Джима» не случилось, несмотря на шикарную Натали Бай в главной женской роли.

«Недвижимая гроза» (1995)

Все та же романтически-трагическая связь между страдающей умной женщиной, и эгоистичным инфантильным мужчиной – только перенесенная в XIX век (странно, что не в XVIII, связь с Шодерло де Лакло была бы очевиднее). Франко-бельгийский телефильм с итальянкой Лаурой Моранте в роли условной маркизы де Мертей.

«Удар судьбы» (1997)

Испанский эротический триллер, в котором сюжет, и без того фривольный, пускается во все тяжкие: связь между молодым испанцем Хулио и порочной француженкой Мари показана во всех интимных подробностях. Неизменным остаются живописные локации и красивые актеры, на которых приятно смотреть во всех ракурсах, в одежде и без. Особенно хорош Эдуардо Норьега, для которого роль Хулио стала одной из первых.

«Здравствуй, грусть» (2024)

Здравствуй, грусть Саган

У режиссера-дебютанта Дурги Чю-Бозе сюжет Саган получил совершенно новое прочтение. Действие происходит на той же французской Ривьере, но в наше время, они слушают музыкальные подборки на Spotify и не носят кутюрные платья. Впрочем, это не главное – спустя 70 лет создателям картины удалось подарить роману второе дыхание: историю 17-летней Сесиль, вступающей во взрослую жизнь не только с первым чувственным опытом, но и с первым серьезным предательством, эмоционально пропускаешь через себя.

Во многом благодаря актерским работам: «взрослую» пару в новом фильме играет Клас Банг (Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите») и Хлое Севиньи. Герои существуют не в безвоздушном пространстве, как у Саган, у них есть прошлое, и это прошлое тем интереснее, что рифмуется с недавним временем. В какой-то момент Сесиль надевает синюю майку с контрастной окантовкой, в которой безошибочно узнается майка Хлое Севиньи в фильме «Детки» (1995) Ларри Кларка – Анна была когда-то таким же бунтующим 17-летним подростком.

Вообще, кинематографические оммажи – важная составляющая фильма Чю-Бозе: она передает привет и французской «новой волне», и фильмам Эрика Ромера, и «Любовнику» Жан-Жака Анно по роману Маргерит Дюрас, и дебютной роли Сандрин Боннэр в «За наших любимых» Мориса Пиала, и, конечно, самому первому фильму по роману «Здравствуй, грусть»: когда новая Сесиль надевает желтый купальник, мы узнаем в нем тот, что был на героине образца 1958 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: