Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Алиса в стране чудес»: Музыкальная головоломка о любви и вдохновении

«Алиса в стране чудес»: Музыкальная головоломка о любви и вдохновении

22 октября 2025 /
«Алиса в стране чудес»: Музыкальная головоломка о любви и вдохновении

На больших экранах – звездный каст, эпичные драки и даже сход лавины.

В прокат выходит новая «Алиса в стране чудес», вдохновленная одноименным аудиоспектаклем на стихи Владимира Высоцкого. Музыка для фильма Юрия Хмельницкого («Лед 3») при этом была написана с нуля, а многочисленные волшебные персонажи обзавелись «антипятами» из мира реального. Поменялся и возраст главной героини (Анна Пересильд): Алиса заканчивает среднюю школу, но характерного эскапизма не теряет, что приводит к заваленному ОГЭ и скандалу воспитательного характера, во время которого накопившееся раздражение мамы (Ирина Горбачева) выливается на голову не самой школьницы, а ее излишне снисходительного отца (Милош Бикович).

Что касается самой Алисы, дополнительным отвлекающим фактором для нее становится симпатичный парень (Олег Савостюк) из другой параллели. Как выясняется, буквально: Костя непосредственно связан со Страной чудес, куда девушка проваливается, проследовав, как и полагается, за Белым кроликом (Андрей Федорцов). Именно Додонов успевает дать ей дельный совет – не обманываться знакомой внешностью: жители страны, где время остановилось, оказываются людьми если не сумасшедшими, то как минимум своеобразными.

Алиса в стране чудес

В частности из-за этого самого временного вопроса: если часы стоят на месте, значит никакое развитие, в том числе личностное, невозможно. Все застревают в одной точке, зацикливаются на единственной цели, и даже если сердцем чувствуют, что возможны иные варианты, предпочитают ничего не предпринимать.

Еще один нюанс: в мире, где нет времени, нет и смерти. И к ее упрощенному концепту окружающие относятся легко и беззаботно. Например, в понимании Герцогини (Паулина Андреева), не выносящей аляповато-музыкальной круговерти и четко настроенной на результат (в виде государственного переворота), одно «навсегда» просто сменит другое. В волшебной стране никто не думает о последствиях, и даже к казни относятся как к бытовому неудобству – в худшем случае отрубленную голову придется носить в руках. 

Алиса в стране чудес

Появление Алисы ставит это мышление под угрозу, и предчувствие катастрофы разливается в воздухе. Хотя детское отношение к жизни пытаются перерасти и «свои». Среди романтиков и бунтарей выделяется Безумный шляпник (тоже Милош Бикович) – пророк в родном отечестве, явно побывавший по ту сторону. Он рассказал о существовании времени остальным и расплачивается за эту ошибку бесконечным чаепитием. А еще Чеширский кот (Илья Лыков), чей богемный вид напрямую отсылает к французскому bohème в значении цыганского кочевания. Весь его вид кричит об абсолютном принятии абсурда жизни и умении им наслаждаться.

Наряды героев действительно хочется рассматривать, как и сам антураж. Создатели «Алисы» ориентировались на собственные вкусы и веяния нового времени, отчего практически любые пересечения с «каноническими» деталями сходят на нет: даже платье главной героини сменило цвет с классического голубого на розовое. Графика при этом не бросается в глаза – почти все экшен-сцены, за исключением самой очевидной, поставлены по старинке, а масштабные декорации, реквизит и костюмы выглядят до невозможности осязаемыми.

Алиса в стране чудес

Профессионально сделан и звук – начиная от грамотного липсинка (песню захлебывающейся под водой Мыши (Полина Гухман) специально перезаписывали, чтобы она звучала не слишком студийно) и заканчивая работой с вокалом. И если Пересильд уже доказала свою состоятельность на этом поприще, то таланты других исполнителей, в том числе юных, действительно удивляют. Желание добавить образам индивидуальности – от мимики до деталей костюмов – они перенесли и на поле музыкальных экспериментов.

Задиристый ревнивец Попугай (Артем Кошман) поет с низкой хрипотцой, Мышь почти переходит на ультразвук, а в песнях Шляпника слышится легкий акцент Биковича. Сами композиции звучат непривычно, если сравнивать с оригинальной пластинкой 1979-го, но задора им точно не занимать. Практически не выбивается из общей тональности даже песня Дмитриенко и Пересильд на титрах, хотя, конечно, по силе содержания «Силуэт» работам прошлого уступает.

Алиса в стране чудес

Обилие танцевально-музыкальных номеров (а также самих героев, многие из которых получают всего по паре минут экранного времени) непосредственно влияет на хронометраж и потенциально может утомить младших школьников. Хотя монтажными ножницами здесь явно поработали, о чем можно судить и по закадровым фотографиям, и по вербальным намекам. Работа аккуратная: основная линия не потеряла стройности. Баланс между ключевыми героями – редкий случай, когда все на своих местах, – тоже выдержан.

Новая «Алиса в стране чудес» – это в хорошем смысле продюсерский проект, в котором при достаточно правдоподобном изображении параллельного мира все равно сохраняется эффект игры и «ненастоящести». Иносказательность, характерная для 1970-х, проявлена парой экивоков, зато смысловые пласты, усиленные единственным авторским нововведением, множатся на глазах. Что опять же грозит затруднениями самым юным зрителям (рейтинг у картины 6+). Поскольку оставшиеся за кадром события, которые приходится додумывать самостоятельно, логика определенных персонажей и даже художественные допущения могут вызвать вопросы даже у зрелой публики.

Алиса в стране чудес

С одной стороны, просмотр оставляет вопросы, на которые невозможно найти ответ. Как в мире без любви может существовать ревность? Кому антиподы поют песенки про свою природу, если чужаки – явление исключительное? И почему сами антиподы есть не у всех героев? С другой, если вспомнить, что и смысла (особенно если каждый вкладывает свой), и бессмыслицы в Стране чудес может быть бесконечно много, происходящее воспринимается уже не так критично.

В число спорных моментов можно включить и явный упор на романтику, способный заставить маленьких зрителей заскучать. Но в подростков картина попасть должна: во-первых, здорово, на уровне «Сто лет тому вперед», хоть и конспективно, показаны школьные реалии. Во-вторых, создателям удалось не свалиться в откровенный цирк: художник-постановщик Анна Стрельникова говорит, что Алиса должна была чувствовать себя комфортно в мире со странными взрослыми, и это ощущение безопасности передается через экран даже с учетом всех карикатурных преувеличений. В-третьих, давление ответственности не прорывается из реального мира в волшебный, вызывая дополнительный хаос: потребность принимать взвешенные решения рождается внутри главной героини и зреет постепенно.

Алиса в стране чудес

Взрослых же явно не оставят равнодушными пасхалки (например, отсылка к «Берегись автомобиля») и оригинальные визуальные находки – биполярная колыбельная, бриллиантовые эполеты, шляпы, надетые друг на друга. Не говоря уже о ярких актерских работах, масштабных сценах и вечно актуальном, но постоянно теряющемся из поля зрения трюизме, о котором говорил другой британский классик: «Особую ценность имеет только то, что не вечно».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: