Легендарный композитор представил 18 и 19 мая свою музыкальную драму «Le prince André. Князь Андрей Болконский» на сцене театра Et Cetera.
Своей идеей превратить роман Льва Толстого «Война и мир» в оперу Алексей Рыбников будоражил умы давно. Еще год назад в интервью он рассказывал о том, что заканчивает свой труд, а идея пришла ему в голову и вовсе 10 лет назад.
И подобный проект – это, безусловно, вызов. Вызов скептикам, самому себе… даже Толстому, если хотите. Лев Николаевич не любил собственный роман. «Как я счастлив, что писать дребедени многословной вроде «Войны и мира» я больше никогда не стану», – написал он однажды в письме Афанасию Фету. Более того, не любил Толстой и оперу, считая ее неестественным жанром. Рыбников взялся доказать, что великий писатель был не прав.
Задача амбициозная, тем более что композитор хотел максимально отдалиться и от оперы Сергея Прокофьева. И сделать это удалось, смешав жанры. «Le prince André. Князь Андрей Болконский» – по сути, музыкальная драма, в которой актеры по большей части произносят прозаические монологи, перерастающие в мелодекламацию и пение. Причем не только на русском, но и на французском. Кроме того, в спектакле немало и танцевальных сцен – тот же первый бал Наташи Ростовой, на котором она знакомится с Болконским.
Вместить в себя весь монументальный роман спектакль не мог – Рыбников сконцентрировался в нем на трагической судьбе князя Андрея. По словам композитора, едва ли не каждый из центральных персонажей книги достоин отдельного рассказа, но никто его так не увлек, как Болконский.
История его воинских походов, несчастной любви к Наташе, поисков себя и, наконец, мучительной смерти рассказана на фоне глобальных политических потрясений. Не зря в спектакле немалое место занимают фигуры Наполеона и Александра I, а в либретто, которое Рыбников написал сам, помимо романа, вплетены манифест российского императора, а также дневники Наполеона и его речь на коронации в соборе Парижской Богоматери.
Декораций минимум – в отдельных сценах появляются оттоманка, стол и кресла, диваны, театральные ложи… Основной визуальный эффект достигается за счет проекций на экран, натянутый позади сцены (прием, знакомый нам по «Метаморфозам» – серии спектаклей Академии Никиты Михалкова). Особенно это впечатляет в сцене схватки на Бородинском поле. По принципу театра теней на кроваво-красном фоне бьются черные фигуры солдат, проносятся кони, грохочут взрывы…
Немалое значение для постановки играет и световое решение. Сцена заполняется то синим, то красным, то в полной тьме луч прожектора выхватывает одинокую фигуру героя… Прием помогает передать настроение и невероятно украшает действие.
Ну и конечно, как вишенка на торте – прекрасные костюмы героев: офицерские мундиры, сюртуки, вечерние платья. Наташа в первых сценах вся в белом, что подчеркивает ее юность и чистоту. По большей части в белом и Болконский. Он величаво расхаживает по сцене, и от того тяжелее сознавать, что этому блестящему молодому человеку не так уж много отмерено судьбой.
При разговоре о «Le prince André. Князь Андрей Болконский» неизбежно возникают параллели с самым известным театральным произведением Рыбникова – рок-оперой «Юнона и Авось». Помимо самого композитора, почерк которого в его новом произведении угадывается безошибочно, постановки объединяет тема несчастной любви – Ему и Ей не суждено было быть вместе: сначала их развели обстоятельства, а потом и смерть.
Знание сюжета романа, входящего в школьную программу, и прежде всего того, что хеппи-энда не будет, нисколько не портит удовольствия от спектакля. Он уверенно затягивает зрителя в водоворот событий, и, надо сказать, использовать в либретто исторические документы в этом смысле оказалось прекрасным решением.
Кстати, тех, кто пришел на премьеру в Et Cetera, к этому готовили еще до начала спектакля. В фойе театра была развернута экспозиция «XIX век. Начало. Время героев», в которую вошли картины, гравюры, предметы того времени. Гости могли даже полистать роскошное трехтомное издание романа «Война и мир», выпущенное в 1912 году к столетию Бородинской битвы.
Выставка не будет сопровождать постановку на гастролях, но планы у Рыбникова, недавно отметившего 75-летний юбилей, грандиозные: Алексей Львович намерен показать свой спектакль в 70 городах.
Комментарии