Новые планы и легендарное наследие – в высказываниях композитора.
В этом году исполнилось 30 лет Театру Алексея Рыбникова. В честь важной даты прославленный композитор и художественный руководитель сразу двух культурных учреждений (в феврале он возглавил «Градский Холл») рассказал о долгой жизни своих знаменитых спектаклей, планах на будущее и о том, как поддерживать талантливую молодежь.
От подвального театра к фурору в США
«В 1990-е случилась катастрофа – все театры в кризисе, замечательные актеры работают гардеробщиками, кто-то уезжает. В принципе, нужно было смириться и перестать заниматься творчеством. Но вместо этого я использовал те небольшие возможности, которые у меня были. В доме, где я жил, был подвал, принадлежавший военному госпиталю. Мне удалось взять его в аренду – поначалу там устраивались спектакли для своих, куда не продавали билеты. Но уже через 2 года, мы, маленький частный театр, поехали на гастроли в США и очень достойно представили страну», – вспомнил композитор о первых годах своего театра.
О новых мультимедийных проектах
На пресс-конференции представили трейлер мультимедийного шоу «Литургия оглашенных» – именно этой постановкой в свое время открылся Театр Алексея Рыбникова. Сейчас спектакль обретает новую форму – в марте художественный руководитель планирует сделать его иммерсивным и соединить с собственным художественным фильмом на эту тему.
В такой же манере выйдет представление «Дух Соноры», рассказывающее о жизни Хоакина Мурьеты – легендарной фигуры времен калифорнийской золотой лихорадки 1850-х. В постановку будут включены стихи Юлия Кима, написанные 5 лет назад, когда Алексей Львович снимал одноименный фильм. Однако на этот раз история главного героя будет рассказана еще глубже и реалистичнее.
Захаров, Вознесенский, Караченцов
В числе будущих проектов Алексей Рыбников особенно отметил постановку, которую он задумал 20 назад, – либретто к ней написали Марк Захаров, Григорий Горин и Андрей Вознесенский, а сыграть ее планировали на сцене Большого театра. Посвящена она русскому композитору Максиму Березовскому – человеку трагической судьбы.
А вот другой спектакль «Юнона и Авось» (известный по легендарной постановке на сцене «Ленкома», которую осуществил Захаров на стихи Вознесенского в 1983-м) в интерпретации Театра Алексея Рыбникова останется в собственной канонической версии 2009 года.
О культурном фронте
В часовой беседе Алексей Рыбников несколько раз затронул тему любви к Родине, добавив, что его театр «крепко стоит на российских ногах». А отвечая на вопрос о том, насколько целесообразно запрещать искусство и вводить цензуру, ответил:
«Очень просто уничтожить, запретить и закрыть то, что не нравится. Создать что-то – гораздо сложнее. Нужно найти талантливых людей, придумать интересную публике идею, вложить деньги… Когда появляется что-то настоящее, ненастоящее само отмирает. И для этого нужна система, нужно финансирование. Реальные дела нужны, убедительные. А не штатная отработка тем. Надо сделать так, чтобы зрители ходили и восхищались, и тогда это будет культурный фронт».
Образцом победы на культурном фронте композитор назвал спектакль «Юнона и Авось», сыгранный его труппой на сцене Донецкого музыкально-драматического театра.
«Они весь зал подняли на ноги и сделали это в совершенно немыслимых условиях – невозможно даже представить, как сложно им это далось», – подчеркнул композитор.
О массовой культуре и талантах
Финализируя, Алексей Рыбников подчеркнул, что уровень массовой культуры сейчас упал по всему миру. Все гонятся за быстрыми деньгами, при этом не выражают собственное мнение, а работают по указке, фактически в рабских условиях. Но настоящих талантов, по словам Алексея Львовича, и не может быть много.
«Талантов много быть не может! Это божий дар. Если за век появится 10 великих людей – уже будет замечательно».
Комментарии