Интервью

Алексей Рыбников: «Не бойтесь начать жить с нуля»

Настоящей легенде, человеку, написавшему лучшую рок-оперу на русском языке «Юнону и Авось», композитору, чья музыка звучала в «Большом космическом путешествии», «Приключениях Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатом няне», «Том самом Мюнхгаузене», «Вам и не снилось…» и десятках других фильмов, — три четверти века! В это сложно поверить, а уж глядя на него, и подавно. Алексей Львович поражает и заражает своей энергией и любовью к жизни. Мы встретились в его загородном доме в Истре, куда он перебрался с любимой женой и верным соратником Татьяной лишь на период карантина, а теперь не хочет возвращаться назад в Москву.

— Мы с вами общались три года назад, когда вы уже закончили работу над своим режиссерским кинодебютом «Дух Соноры» и во всю работали над следующей картиной «Литургия оглашенных», держа в голове третью — «Потерянный», которая тогда называлась «Потерянный рай». Почему название изменили?

— Захотелось просто четче обозначить, про кого это. Герой фильма потерян в нашем мире, не может принять ни одну из установок. Он хотел бы предложить людям свою систему ценностей, но у него такой возможности нет. Мне кажется, это название наиболее точно выражает состояние героя, и рая он, собственно, так и не видел.

— После третьего фильма энтузиазм не иссяк?

— Ну, просто так я фильмы снимать, конечно, никогда не планировал и не буду. В нашем театре сейчас ставлю спектакль по «Войне и миру» про князя Андрея (Болконского, одного из главных героев романа Льва Толстого, — КР), и если он получится, можно будет снять и музыкальную киноверсию. Сейчас у нас два акта минут по 50, в которых в симфоническую музыку вплетена электроника и самые разные способы сочетания музыки и слов — и мелодекламация, и речитатив, и классическое пение, и актерское… А в нереализованных планах — «Юнона и Авось». Сколько было желающих, сколько проектов, но никак! Никому не удалось пока найти ключ — как снять, чтобы получился блокбастер, и в то же время опера осталась оперой. А я думаю, решить эту проблему можно очень просто. История русского путешественника Николая Резанова сама по себе достойна телевизионного сериала. И можно неделю показывать несколько серий про его жизнь, а в конце показать фильм-оперу.

Фото: Алексей Ковалев

— Прекрасная идея! Ведь в сериале будет звучать ваша музыка, которая любима миллионами.

— Там может звучать и старая, и новая музыка. Причем оперу можно снять параллельно с теми же актерами, которые сыграют в сериале, в тех же костюмах и декорациях.

— Композитор — одиночка. Режиссеру, наоборот, приходится работать с огромным творческим коллективом. Как эти две ипостаси в вас уживаются?

— Я уже лет двадцать возглавляю собственный театр со штатом в 60 человек, где ставлю спектакли как режиссер. Так что композитор-затворник — это точно не про меня. (Смеется.) Кроме того, я сделал то, на что мало кто из режиссеров вообще способен — сам построил театр, оборудовал, нашел деньги… К тому моменту, когда я вышел на площадку «Духа Соноры», мною был проделан очень большой путь. А что касается управления людьми на площадке, тут, конечно, пока не будет крика и мата, ничего не происходит. Если их не ругают, люди считают, что режиссера на площадке нет. (Смеется.) Но я еще в театре открыл один секрет: совершенно не обязательно раздражаться и проявлять негативные эмоции — достаточно уметь работать голосом.

— Что у ваших фильмов с прокатом?

— Я с самого начала понимал, что нужно придумывать какой-то свой вид проката, потому что фильм-опера, какой бы он ни был, прокатывать практически невозможно — народ на такое массово не ходит. Поэтому у нас и не снимают музыкальные фильмы. А мы сейчас пробуем показывать это в театрах, добавляя туда сценическое действие: живые музыканты и актеры — благо в фильме снималась труппа нашего театра. У нас на сцене громадный черный экран 16×10 метров, который, в отличие от обычного белого, поглощает свет, поэтому яркость картинки должна быть такой, чтобы ничего не потерялось. У нас стоят два очень мощных проектора, и они дают изображение с совершенно поразительной глубиной красок. Сейчас уже первые пробы пошли, и это очень интересно. Некий новый жанр возникает: мы назвали его аудиовизуальным пространством, где смешиваются приемы театра, концерта и кино. Несколько таких показов могут за месяц окупить фильм, потому что в театре совершенно другие цены, нежели в кино, а бюджеты моих фильмов небольшие.

Алексей Рыбников представлял свои фильмы-оперы «Дух Соноры» и «Литургия оглашенных» на Берлинале, 2018

— По описанию в чем-то напоминает «Метаморфозы» Академии Никиты Михалкова.

— Я очень люблю этот театр, у него свой театральный язык! Там кино не показывают, но, в принципе, то же самое — сочетание проекций на сетку и сценического действия… Мне кажется, сейчас вообще в этом направлении театр движется.

— Вы уже три года возглавляете Союз композиторов России. Что бы вы назвали своим главным достижением на этом посту?

— Это легко — Союз был мертвый, а теперь живой. (Улыбается.) Нас взял под свое крылышко Российский музыкальный союз, удалось добиться от министерства культуры небольшого увеличения финансирования. Сейчас музыкальных конкурсов и фестивалей проводится достаточно много, то есть у композиторов есть масса способов заявить о себе. И никто талантливый не останется в тени. Есть адресная финансовая поддержка тех, кто оказался в затруднительном положении. Это стало особенно важно в период карантина, когда некоторые оказались вообще без средств к существованию. В этом помогли РАО и Российский союз правообладателей. Очень ценна для меня позиция Андрея Борисовича Кричевского, который является одним из руководителей этих организаций, — его абсолютно неравнодушное, искренне заинтересованное отношение к нам. Композиторы перестали быть брошенными, никому не нужными. Теперь Союз композиторов живет и… наглеет, надо сказать. (Смеется.) В общем, если нам удастся вернуться к тому положению, которое занимал Союз во времена СССР, — а тогда это было одно из самых мощных и уважаемых творческих объединений, — я буду считать свою задачу выполненной.

Свой третий фильм «Потерянный» Алексей Рыбников представил в рамках Международного кинорынка в Каннах. С женой Татьяной, 2019

— Можете назвать себя счастливым человеком?

— Да, потому что я всегда делал то, что хотел. Не подстраивался, не писал по принуждению. У меня был симфонический период, потом увлекся роком, затем снова вернулся к симфониям. Писал духовную музыку. Это ли не счастье, когда делаешь то, что хочешь, и ни на кого не оглядываешься?

— Вы провели карантин в Истре и, насколько я вижу, это не назовешь заточением…

— (Смеется.) Знаете, произошла страшная вещь — я настолько здесь освоился… Сравниваю себя с Человеком-амфибией, который так привык дышать жабрами, что на воздухе начинал задыхаться. Вот и я так привык здесь находиться, что, попадая в Москву, начинаю задыхаться — мне вообще там некомфортно и хочется обратно. Скоро начнется работа, репетиции, и, конечно, никуда не денешься, но база моя, думаю, теперь навсегда здесь. Потому что без леса, без этого воздуха мне уже не обойтись.

— А уж вашим собакам и подавно!

— Да, это собачий рай. Их все любят, и они нас, им есть где побегать и, что очень важно, есть компания — их же четверо! Они дружат, ссорятся, мирятся — в общем, нормальная такая, нескучная собачья жизнь. Хотя собаки непростые: европейская овчарка Космос, тибетский мастиф Джина, помесь мопса с непонятной породой Красавчик Чико и такса Немо.

Алексей Рыбников с женой Татьяной и главным редактором «КиноРепортера» Марией Лемешевой в составе российской делегации на Международном кинофестивале в Индии, 2017

— Но главное, как отнеслась к переезду хозяйка дома. Много лет наблюдаю ваш трепетный союз. Все это особенно приятно говорить сейчас, когда столько рассказов о том, что карантин стал для многих семей большим испытанием. В чем, по-вашему, секрет семейного счастья?

— Мы всегда вместе — дома, на работе, в поездках. Мы же не только супруги, но еще и соратники по общему делу. В титрах Татьяна числится как супервайзер, и для жены это потрясающее определение. Чем бы ты ни занимался, есть супервайзер, который над тобой стоит и говорит, что надо делать. (Смеется.) Практически мы очень редко разлучались, и это воспринималось как что-то ненормальное. Поэтому новым опытом для нас карантин уж точно не стал. Наоборот, сейчас любое воздействие внешнего мира воспринимается как помеха спокойной жизни. Секрет? Любовь любовью, но еще очень важны характер и образ мышления. И еще одинаковое чувство юмора! Если смешно разное, это тяжело.

— Как вы настраиваетесь на рабочий лад?

— Должен сказать, что творческий настрой меня вообще никогда не покидает, и в этом моя большая проблема. Люди жалуются, что со мной бывает трудно разговаривать. Очень часто я отстраняюсь, витаю в своих мыслях и практически не слышу, что мне говорят. Так что днем, ночью, в любом момент мозги настроены, и все зависит лишь от того, чтобы было время и физическая возможность сесть и поработать. Это для меня пока мечта. Вот я все проекты доделаю, и можно будет сесть за инструмент и спокойно о чем-то подумать.

— Откуда в вас столько энергии и жизненной силы?

— Сложно сказать!.. В своем состоянии, в восприятии мира, в ощущении себя я не чувствую разницы уже последние лет 50. (Смеется.) А энергия должна прокачиваться. Надо все время радоваться, страдать — должна быть смена эмоций. И не беречь себя! Мы с Татьяной познакомились, когда мне было 54 года, и я чувствовал себя студентом во всех смыслах — мы начинали жить с нуля абсолютно. Это было после кризиса 1998 года, когда обвалился рубль, я потерял все. Нам негде было жить, не было ни копейки… А в 70 лет, когда я взялся снимать кино, начался новый виток. Не покидало ощущение, что ничего не было до сих пор, я новую профессию получил и опять начал жить сначала. Так что, если вы хотите секрет, то вот он: не бойтесь начинать жить с нуля, терять все. Уж точно не будет скучно. Скука высасывает энергию.

Фото: Алексей Ковалев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

20 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад