25 мая народному артисту РФ и главе Союза театральных деятелей исполняется 80 лет.
У Александра Калягина масса регалий: народный артист РФ, худрук театра Et Cetera, председатель СТД, лауреат двух Государственных премий… Хотя главная все же – один из самых известных и любимых зрителями российских актеров. За более чем полвека творческой деятельности он сыграл в кино и театре несметное количество ролей и смог при всей своей фактурности избежать проклятия одного амплуа. По случаю большого юбилея большого артиста мы собрали галерею максимально разных образов, воплощенных Калягиным на экране.
Железнодорожник Ванюкин
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Александр Калягин начал сниматься в 1967 году, но не будет преувеличением сказать, что его кинокарьера сделала мощный рывок лишь 7 лет спустя благодаря встрече с Никитой Михалковым. В дебютной режиссерской работе Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» Калягин сыграл пособника налетчиков – железнодорожника Ванюкина, показав настоящий мастер-класс. Всего за пару минут на экране он создал потрясающе выразительный и узнаваемый портрет суетливого маленького человека, сходство которого с клопом усиливает говорящая фамилия.
Через год вышел второй фильм Михалкова – драма «Раба любви», где Калягин вновь появился в небольшой роли – режиссера по фамилии… Калягин. И снова продемонстрировал, как приковать к себе внимание зрителей при минимуме материала. «Есть хочется, худеть хочется, все хочется», – вздыхает он и уже в следующей сцене почти сладострастно нарезает яблоко.
Деревенский учитель Платонов
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Зато в своей третьей картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалков отдал Калягину уже главную роль. Деревенский учитель Платонов – филигранная работа выдающегося артиста.
Мечущийся герой ранней чеховской пьесы «Безотцовщина» – типичный для великого писателя злой шарж на провинциального русского интеллигента – одного из тех, про кого он с презрением писал: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр…»
Начальник гестапо Франц Маггиль
«Вариант «Омега» (1975)
Еще до «Неоконченной пьесы» Калягин сыграл в популярнейшем телесериале про разведчиков – «Вариант «Омега». Там ему достался один из ключевых персонажей – начальник таллинского гестапо, штурмбаннфюрер Франц Маггиль. И это еще одна поразительная работа актера, в которой все построено на диссонансе внешности и содержания.
Маггиль, похожий на ленивого немолодого кота (неудивительно, что в том же году Калягин озвучил мультипликационного кота Леопольда), производит впечатление безобидного и добродушного человека. Но это огромное заблуждение. Гестаповец – умный, хитрый и беспощадный служака, и тем, кто попался на эту обманку, ошибка стоила жизни. Особенно интересно наблюдать, как по-театральному Калягин работает «без мяча» – то есть в те моменты, когда, например, солирует майор разведки Шлоссер. Маггиль вертит в задумчивости какую-то вещь, взятую на столе, разглядывает картину или теребит мочку уха. Его много, даже когда мало.
Безработный Бабс Баберлей
«Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975)
Едва ли Виктор Титов, работая над телефильмом «Здравствуйте, я ваша тетя!» по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тетка Чарлея», мог представить, что эта незатейливая, ни на что не претендующая буффонада обретет такую бешеную славу! За последующие без малого полвека картина повторялась в эфире разных каналов сотни раз, но ее продолжают смотреть, даже зная наизусть. И в первую очередь из-за Александра Калягина, для которого фильм стал настоящим бенефисом.
Его Бабс Баберлей – безработный прохиндей, чей образ вдохновлен Чарли Чаплином, и оммаж маленькому бродяжке (а заодно Бастеру Китону и Гарольду Ллойду) в начале фильма – отдельный перформанс. Впрочем, основная, травестийная часть комедии, где Бабс в силу обстоятельств переодевается в женское платье, сбривает усы и выдает себя за «тетушку Чарли из Бразилии, где в лесах очень много-много диких обезьян», тоже целиком и полностью пропитана духом немого кино. И кажется, если бы герои говорили только с помощью титров, это все равно было бы смешно.
Король
«Принцесса на горошине» (1976)
Фильм Бориса Рыцарева – на самом деле экранизация не только «Принцессы на горошине». Помимо нее, в сюжет вплетены еще три сказки Андерсена – «Свинопас», «Дорожный товарищ» и «Самое невероятное». Главный герой – красивый, умный и храбрый, но бедный принц скитается от королевства к королевству, сватаясь к местным принцессам, но по разным причинам безуспешно.
Александр Калягин играет самого обаятельного героя сказки – короля из части, основанной на истории «Дорожного товарища». Это добродушный и полный жизни монарх, глубоко опечаленный тем, что его дочь сводит в могилу всех, кто к ней сватается. С порога он закидывает принца предложениями – пострелять по воронам, искупаться в фонтане, сыграть в съедобные шахматы… И даже странно, что гость не соглашается. Такому прекрасному королю невозможно отказать.
Начальники Куропеев и Муравеев
«Назначение» (1980)
Комедия Сергея Колосова «Назначение» поставлена по одноименной пьесе выдающегося советского драматурга Александра Володина и рассказывает о талантливом, но слишком мягком специалисте Алексее Лямине в исполнении Андрея Миронова, которого повышают до руководителя учреждения. Новая должность требует от него непростых решений в отношении подчиненных, на что интеллигентный Лямин просто не готов.
Создатели фильма придумали интересный ход: Александр Калягин играет тут сразу две роли – Куропеева и Муравеева, двух приспособленцев, мало считающихся с нуждами других. Их внешнее сходство – прием, подчеркивающий простую мысль: все подобные люди одинаковы, они олицетворение того, с чем необходимо бороться. В обществе и себе. И Калягин делает все, чтобы его герои вызывали омерзение с первой минуты.
Раб Эзоп
«Эзоп» (1981)
В 1981 году Олег Рябоконь снял телеспектакль «Эзоп» по мотивам пьесы бразильского драматурга Гильермо Фигейредо «Лиса и виноград», в который привлек не только Александра Калягина, но и Олега Табакова, Валентина Гафта, Любовь Полищук и других. При всей незатейливости постановки, с минимумом декораций и актеров, фильм стал настоящим хитом советского телевидения, а адресованная его чванливому господину фраза Эзопа «Выпей море, Ксанф» – крылатой.
Лысый, обезображенный огромным родимым пятном на лице, в дырявом холщовом мешке вместо одежды, мудрец и острослов Эзоп, чьи изречения и басни Ксанф (Табаков) кропотливо записывает и выдает за свои, вызывает огромную симпатию, и то, что жена Ксанфа, прекрасная Клея (Полищук), воспылала к нему любовью, ничуть не удивляет. Калягин играет человека, чья внутренняя красота сильнее внешнего уродства.
Сотрудник НИИ Любомудров
«Прохиндиада, или Бег на месте» (1984)
Поразительно, но в один год Александр Калягин сыграл и главного героя комедии Виктора Трегубовича «Прохиндиада, или Бег на месте», сотрудника НИИ Сан Саныча Любомудрова, и авантюриста Чичикова в экранизации гоголевских «Мертвых душ», созданной Михаилом Швейцером, – двух, во многом похожих героев. Это предприимчивые прохиндеи и приспособленцы, умеющие устраиваться по жизни. Что, конечно, в известной мере, тоже талант.
Вообще, главный талант Любомудрова – умение дружить с «правильными» людьми. В стране, где ничего не достать просто так, все решают связи, а у Сан Саныча на любой случай есть имя в записной книжке. И потому он вечно на бегу. С утра он приезжает в институт, вешает пиджак на свой стул и уезжает по личным делам. Где Любомудров? Где-то тут – вышел, вот пиджак же висит.
Вождь мирового пролетариата В.И. Ленин
«Так победим!» (1987)
Завершает галерею портретов Владимир Ильич Ленин из спектакля «Так победим!», поставленного Олегом Ефремовым во МХАТе по одноименной пьесе Михаила Шатрова (одного из авторов сценария фильма «Тегеран-43»). Премьера спектакля состоялась в 1981 году, а на заре перестройки, в 1987-м, вышла его телевизионная версия.
До Александра Калягина Ленина играли множество раз – и в театре, и в кино, да и записи его выступлений сохранились, так что образ вождя – как он говорил, как двигался, хорошо всем известен. Калягин использует и характерные жесты Ленина, и его фирменное грассирование, но не превращает это в шарж, а главное, не ставит во главу угла. Его основная актерская задача – передать кипучую энергию, его острый ум, тактические способности, решительность. В общем, все то, благодаря чему он и возглавил революцию 1917 года.
Комментарии