Интервью с новым главным режиссером Театра Российской Армии.
В декабре 2023 года народный артист России Александр Лазарев был назначен главным режиссером Театра Российской Армии. Через месяц после назначения мы поговорили с ним о первых впечатлениях и планах нового художественного руководителя (уже не секрет – грандиозных), а также о том, с чего начинается рабочий день в одном из самых больших театров страны.
Александр Лазарев – истинный «человек театра», продолжатель актерской династии, выросший за кулисами и с ранних лет выходивший на сцену. Он впитал в себя театральные традиции Театра им. Маяковского и «Ленкома Марка Захарова»… Так что и разговор мы решили начать с детства, откуда все родом.
Каким было ваше самое яркое детское воспоминание, связанное с театром?
— Первый «сценический урок» получился довольно серьезный. Мне было 12 лет, и в первой своей роли, на втором спектакле («Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Андрея Гончарова, – КР) я опоздал на сцену… Перепутал мизансцены, все поломал в прямом и переносном смысле: споткнулся, что-то свалил, главный герой не должен был меня видеть, но увидел. А роль была со словами, серьезная. С тех пор такого не случалось, перед выходом на сцену я собран, не опаздываю и всегда очень волнуюсь.
Наверное, после такого опыта словно стали старше на 10 лет. А были еще какие-то увлечения? Традиционные детские мечты?
— Как большинство мальчишек, хотел стать гитаристом или хоккеистом. Шайбу гонял всю юность.
С чего начали первый рабочий день на новом месте?
— Первый день – это как раз официальное представление труппе, получается. С первых дней распределили время для знакомства и общения с каждым из артистов, руководством цехов, и вот до сих пор знакомлюсь… Труппа мощная по количеству и по качеству.
Театр Российской Армии Вам не чужой. Более тридцати лет назад вы проходили здесь службу. Можно сказать, вернулись в родные пенаты?
— Да, мы с командой актеров-военнослужащих делали все: собирали и разбирали декорации, помогали вести спектакли, до сих пор помню много технических особенностей сцены. Если везло, играли в массовке, если очень везло – получали роль. В свободное от этой «основной работы» время чистили, убирали, подметали сцену, лестницы, стилобат. Однажды лазили к флагу на крышу и нас чуть не сдуло… Историй, связанных с этим молодым периодом, очень много. Всегда вспоминаю с теплотой, как в прямом смысле прожил здесь два года, и это одни из лучших воспоминаний.
У театра есть своя специфика, заложенная в названии и сложившаяся за его почти 95-летнюю историю. Планируете продолжать традиции, дело предшественников или есть мысли двигаться в ином направлении?
— Я человек традиционный, и мой девиз: сохранять и передавать традиции, не разрушать. Театр Армии имеет колоссальную историю, сохраняя его ценности, нужно идти вперед, развиваться. Сейчас появляется столько технических возможностей, технологий. Театр обладает огромными сценическими ресурсами, машинерией, нужно не бояться с этим работать.
Как вы формулируете свои задачи на новом посту?
— Ставить хорошие спектакли – это основа любого театра. В первую очередь познакомлюсь с труппой, художественно-постановочной частью, цехами. Дальше – начнем репетировать. Хочу использовать все возможности Большой сцены, и чтобы на огромной лестнице, ведущей к Центральному входу, собирались люди и спрашивали лишний билетик.
Будете ли привлекать актеров из других театров или работать со своей труппой?
— Буду, намерен. Приглашать близких мне по духу людей, единомышленников.
Есть ли режиссеры, с которыми вы хотите поработать?
— Совершенно точно не буду ничего узурпировать, однозначно буду приглашать. Сейчас над постановкой уже работает Павел Сафонов, репетируют молодые режиссеры, зрители любят спектакли Андрея Бадулина (заслуженный артист России, режиссер Театра Армии, – КР). Ежегодно проходят режиссерские лаборатории, по итогам которых лучшие эскизы вырастают в спектакли репертуара.
Как режиссер вы даете жесткий рисунок или больше свободы?
— Здесь есть тонкая грань, чаще это все-таки совместный поиск, сотворчество, долгие разговоры, споры, в которых рождается или зарождается истина. С этой стороны рампы теперь понимаю многие актерские особенности. Смотрю на себя со стороны и думаю, как меня режиссеры выдерживали. (Смеется.)
Кто для вас главные люди в профессии?
— Семья в первую очередь. Отец, который всему меня научил, мама до сих пор со мной, в каждом моем спектакле, решении. Безусловно, мои мастера Александр Александрович Калягин и Алла Борисовна Покровская, которые приумножили то, что дали родители. Огромный след во всем моем творчестве, веха – Марк Анатольевич Захаров. Такой роскошный набор, учителя мечты, я бы сказал.
С такой школой не страшно Театр Армии брать в свои руки!
— Огромная ответственность. В кабинете портрет и книги Алексея Дмитриевича Попова, идеолога Театра Армии, мысленно веду с ним диалог.
Кто для вас патриотичный человек?
— Тот, кто делает. Искренне, честно. Патриотизм в делах и поступках. Те, кого я уважаю, не любят шумихи, молча едут «за ленточку», помогают всем, чем возможно, провизией, техникой, средствами.
В этом году вы поставили «Бег» Михаила Булгакова. Поставить именно эту пьесу было для вас настоящей мечтой, которая осуществилась. Через некоторое время поступило предложение возглавить театр. Нужно ли бояться мечтать?
— Когда увидел «Бег» в постановке Андрея Гончарова, впервые по-взрослому ощутил, осознал, что хочу быть в профессии, – такое оглушительное это было впечатление. До сих пор осталось ощущение такой «громадины», которая на меня свалилась, я сразу будто повзрослел. Смотрел его много-много раз, знаю спектакль наизусть. Тем волнительнее было прикоснуться к Булгакову уже в качестве режиссера. К счастью, собралась команда мечты и репетиционный процесс приносил радость. Да, не нужно бояться мечтать. Мечтать и делать. Мечты материальны.
Художественным руководителем мечтали быть?
— Не буду врать, мечтал. Намечтал. (Смеется.)
Чем руководствуетесь при принятии решений – разумом или чувством?
Сложный для меня вопрос. Мгновенно не принимаю решения. Все-таки разумом и чувством руководствуюсь в равной степени: какие-то вопросы взвешиваю, рассуждаю логически. Но, как Марк Анатольевич говорил «то, что вещует сердце», – это не менее важно.
Комментарии