Кино

«Бассейн»: В тихом омуте Ален Делон водится

Сдается, что за всю свою историю европейский кинематограф не видел настолько узнаваемого и обожаемого многими секс-символа, как Ален Делон. В прошлом году актер оставил нас ради лучшего из миров, зато сейчас можно нырнуть в его чарующие глаза на экранах кинотеатров – в повторный прокат вышла культовая лента «Бассейн», в которую мы решили погрузиться с головой. И разобрать все ее жаркие интриги, скандалы и расследования.

Возможно, криминал

Жак Дере, Ален Делон и Роми Шнайдер на съемках «Бассейна»

В 1960-х, когда Делон был на пике, к его славе хотели прикоснуться главные мэтры Европы. Ален не по одному разу снимался у Лукино Висконти («Рокко и его братья»), Жан-Пьера Мельвиля («Самурай») и Рене Клемана («На ярком солнце»). Но самой плодотворной стала работа актера с Жаком Дере – их совместное наследие насчитывает целых девять лент. «Бассейн» 1969 года оказался первой и главной из них.

«Дере – режиссер, с которым мы удивительно близки», – рассказывал артист. Имя постановщика вряд ли знакомо широкой публике, не сильно погруженной в творчество Делона и его детективных похождений на экране. Дере снимал в основном криминальные опусы о полицейских и гангстерах, включая отличные картины «Борсалино», «Вне закона» и «Одиночка» (помимо Алена, Жак часто сотрудничал с Жан-Полем Бельмондо). «Бассейн» же в его фильмографии занимает особое место, причем прославиться ему помог не только Делон – воду в него запустил сценарист и драматург Жан-Клод Каррьер, известный как соавтор Луиса Бунюэля. Позже и Дере еще десяток раз с ним поработает, в том числе над упомянутым «Борсалино». В общем, «жаркая» лента стала важным этапом в жизни всех троих – режиссера, сценариста и главной звезды.

Страсти на ярком солнце

В центре сюжета «Бассейна» – на первый взгляд влюбленные друг в друга писатель Жан-Поль (Делон) и его сексапильная подружка Марианна (Роми Шнайдер), что на солнышке плавятся на летней вилле своих друзей близ Сен-Тропе. Чинно и страстно проводят время, в том числе, собственно, купаясь в бассейне, пока внезапный гость не нарушает видимый покой голубков. Приезжает к ним Гарри (Морис Роне), который вроде как дружбу с Жан-Полем водит и с Марианной тоже знаком.

И приезжает не один, а с 18-летней дочуркой Пенелопой (Джейн Биркин), что отчаянно стремится выпрыгнуть из статуса ребенка. Четверо отдыхающих потихоньку организовываются в любовный квадрат: Жан-Поль начинает поглядывать в сторону юной нимфы, а Гарри – флиртовать с Марианной. И вообще степень знакомства последних вызывает неприятные вопросы, выводя Жан-Поля из себя и заставляя совершать необдуманные поступки.

Идиллический фасад любви и благополучия этих двоих трещит по швам, ведь на деле за ним таится хитросплетение недосказанностей, обид и подозрений. Что подобно тикающей бомбе скоро обнажит свою разрушительную сущность. И кардинально изменит жизни всей четверки, а в чьей-то жизни, может, и вовсе поставит кровавую точку. Но не будем приоткрывать завесу этой тайны.

Летний домик с белыми ставнями

При просмотре ленты Дере бросается в глаза ее удушающая камерность. События разворачиваются исключительно в стенах шикарной виллы и прилегающей к ней территории, включая злосчастный бассейн. Герои лишь на короткие мгновения покидают летнее пристанище, в основном сосредоточивая свои фатальные недомолвки в пределах домика (к слову, никому из них не принадлежащего).

Декорации – одинаковые, на манеже – все те же: Делон, Шнайдер, Роне и Биркин (за исключением пары сцен с массовкой). Экшена нет, радикальные сюжетные твисты находятся в единственном экземпляре (зато каком!), но это не мешает Дере разгонять напряжение до невиданных оборотов. Все благодаря мастерству золотого актерского состава и, конечно, едким диалогам и психологическим завихрениям, грамотно выстроенным постановщиком на пару с Каррьером.

Главная жанровая особенность «Бассейна» – проложение тревожного криминального лейтмотива через мелодраматический скелет. Те, кто включил картину только ради истории несчастной любви персонажей Делона и Шнайдера, наверняка расстроились, поняв, что их ожидает кое-что другое. Ведь после экспозиции фильм перетекает то ли в детектив, то ли в саспенсовый триллер, где о любви, включая любовь к себе, речи не идет.

Жаркие закулисные интриги

Где любовь была, так это, по всей видимости, в жизни. Как известно, Делон и Шнайдер несколько лет были помолвлены и даже считались красивейшей актерской парой 1960-х. Но при этом заслужили они и нелестное прозвище «ужасные любовники», ведь союз их был неоднозначным и болезненным для обоих. Так и расстались красавцы в 1964-м, 4 года спустя воссоединившись для съемок «Бассейна». По инициативе, кстати, Алена, угрожавшего не сняться у Дере без Роми.

Готовы поспорить: если бы не романтический бэкграунд актеров, ставка на их экранный дуэт вряд ли бы сыграла так явно. Между Жан-Полем и Марианной буквально ощущается это наэлектризованное напряжение и груз недомолвок, терзающих самих актеров. По слухам, Делон тогда отчаянно пытался вернуть расположение Шнайдер, уже успевшей к тому времени обзавестись семьей, но та непреклонно отказывала. Эта железная выдержка определенно читается в образе статной красотки, что отдыхает у бассейна.

В образе Жан-Поля же нашла отражение импульсивность Делона и интенсивность его реальных любовных похождений – за вниманием Пенелопы его персонаж начал охотиться с первого дня их пребывания на вилле. Поэтому, по другим слухам, на местного Казанову косо поглядывал Серж Генсбур. Дере же умело воспользовался этими интригами из жизни и заметил потенциал перчинки, которую они добавили в кадре. Искусство как всегда имитирует жизнь.

Эти глаза напротив

Большую часть информации о героях фильма сообщают не столько их реплики, сколько взгляды и, как ни парадоксально, молчание. Никто не спешит разрешить скандал, что вот-вот окропит бассейн кровью, словами. Спешат здесь только надумать что-то за другого и хорошенько на него обидеться. Бессознательно накапливая в себе злобу и боль.

Во взглядах этих видна глубокая потерянность персонажей в отношениях как друг с другом, так и с самими собой. Жан-Поль, прежде потерпевший крах в карьере, не находит покоя рядом с Марианной, которую считает лишь красивой куклой, удобной для его рук. Та же на своего любовника вроде бы и рассчитывает, но вмиг отстраняется, когда видит с его стороны опасность для себя. Гарри – хитрый нарцисс, желающий владеть всем и всеми. Включая свою же дочь, что напоминает опустошенную версию набоковской Лолиты.

И всем четверым становится, мягко говоря, неудобно, когда они видят друг в друге отражение своих грехов и терзаний. Дере не проговаривает это устами героев, оно опять же читается лишь между строк и между пар глаз, подозревающих адюльтер и прочие обманы разной степени криминальности. Возможно, ввиду отсутствия субтитров вроде «сомневается» или «презирает» с первого раза прощупать эту канву будет сложно. Но актеры доносят ее красноречивее некуда.

На Лазурном Берегу без перемен

Казалось бы, живописные ландшафты юга Франции должны располагать к более спокойному и дружелюбному времяпрепровождению. Но Дере справедливо напоминает, что на солнышке легко перегреться, а температура может скакнуть вверх так стремительно, что спалит все вокруг. Так и за наружной прелестью человека могут скрываться такие демоны, что в любой момент сожрут всех окружающих. И тогда тихий омут вскипит от страстей.

Кульминация «Бассейна» превращается в поистине фатальное событие, причем без манипуляций в виде громких возгласов или нагнетающей музыки. А под нож деконструкции попадает не только завлекающий туристов Лазурный Берег, но и сам образ Делона, привлекательного мужчины, прежде превращенного в социопата в «На ярком солнце» Рене Клемана – первом фильме о прохиндее Рипли. Где, кстати, Ален впервые сыграл в паре с Роне, поборовшись с ним за место под тем самым солнцем. И у Клемана, и у Дере Делон не постеснялся предстать в не самых комплиментарных амплуа, что в теории могло повлечь за собой неприятные ассоциации для его персоны, но на практике позволило ему блеснуть мастерством перевоплощения.

Манящая водная гладь

К наследию «Бассейна» ближе всех подошли видные европейские постановщики нашего времени Франсуа Озон и Лука Гуаданьино. Первый в 2003-м представил вольное переосмысление оригинала: Шарлотта Рэмплинг сыграла писательницу, в стенах летней резиденции которой творятся делишки не менее опасного характера. Гуаданьино же снял более близкий ремейк («Большой всплеск» 2015-го), разве что перенес действие на юг Италии. И героев – в главных ролях Тильда Суинтон, Рэйф Файнс и Дакота Джонсон – перепрошил, очертив им другие предыстории. Оба режиссера, конечно, подрастеряли былую таинственность и недосказанность, но их ленты все равно достойны внимания.

А от шедевра Дере даже спустя более чем полвека в жилах стынет кровь, в то время как персонажи «Бассейна», напротив, все еще разгорячены до предела. Постановщик и звезды фильма не дожили до наших дней, но след в истории точно оставили исключительный. Впоследствии никто из кинематографистов не смог подойти к бассейну так лихо, как Дере, хотя бомбочкой в него кто только не прыгал. А Делон и Шнайдер будут вечно сиять с экранов тех, кто чтит их память.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Принцесса и сердцеедка: Почему мы безумно влюблены в Орнеллу Мути

Сегодня 70 лет исполняется актрисе по имени Франческа Романа Ривелли, украсившей итальянский кинематограф своей неземной красотой и детской непосредственностью. Правда,…

3 часа назад

«Мелочи жизни»: Киллиан Мерфи в сдержанной драме по мотивам страшных событий

1985 год, депрессивный городок на окраине Ирландии. В канун Рождества Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи), тихий и добрый человек, развозящий по…

7 часов назад

Ксения Трейстер: «Сумела заново себя воспламенить»

Ксения Трейстер запоминается сразу. Необыкновенного оттенка синие глаза, улыбка смущенная и лукавая одновременно. Но премию Художественного театра актриса получила не…

1 день назад

Кристина Риччи получила звезду на «Аллее славы»

Кристина Риччи – новая обладательница именной звезды на голливудской «Аллее славы». Артистка, недавно отметившая 45-летие, разделила торжественный момент со своей…

1 день назад

Гений чистой красоты: 10 новых фильмов о женской доле, снятых женщинами-режиссерами

Сегодня весь мир празднует день весны, тюльпанов и шоколадных конфет. Шутим, конечно! Мир отмечает день солидарности женщин в борьбе за…

1 день назад

«Танго на осколках»: Психотерапия танцевальная и не только

Принцип «Ничего личного, это просто бизнес» – ее жизненное кредо. Когда-то Нора буквально делила с мужем Ваней одну картофелину, потому…

2 дня назад