Сдается, что за всю свою историю европейский кинематограф не видел настолько узнаваемого и обожаемого многими секс-символа, как Ален Делон. В прошлом году актер оставил нас ради лучшего из миров, зато сейчас можно нырнуть в его чарующие глаза на экранах кинотеатров – в повторный прокат вышла культовая лента «Бассейн», в которую мы решили погрузиться с головой. И разобрать все ее жаркие интриги, скандалы и расследования.
В 1960-х, когда Делон был на пике, к его славе хотели прикоснуться главные мэтры Европы. Ален не по одному разу снимался у Лукино Висконти («Рокко и его братья»), Жан-Пьера Мельвиля («Самурай») и Рене Клемана («На ярком солнце»). Но самой плодотворной стала работа актера с Жаком Дере – их совместное наследие насчитывает целых девять лент. «Бассейн» 1969 года оказался первой и главной из них.
«Дере – режиссер, с которым мы удивительно близки», – рассказывал артист. Имя постановщика вряд ли знакомо широкой публике, не сильно погруженной в творчество Делона и его детективных похождений на экране. Дере снимал в основном криминальные опусы о полицейских и гангстерах, включая отличные картины «Борсалино», «Вне закона» и «Одиночка» (помимо Алена, Жак часто сотрудничал с Жан-Полем Бельмондо). «Бассейн» же в его фильмографии занимает особое место, причем прославиться ему помог не только Делон – воду в него запустил сценарист и драматург Жан-Клод Каррьер, известный как соавтор Луиса Бунюэля. Позже и Дере еще десяток раз с ним поработает, в том числе над упомянутым «Борсалино». В общем, «жаркая» лента стала важным этапом в жизни всех троих – режиссера, сценариста и главной звезды.
В центре сюжета «Бассейна» – на первый взгляд влюбленные друг в друга писатель Жан-Поль (Делон) и его сексапильная подружка Марианна (Роми Шнайдер), что на солнышке плавятся на летней вилле своих друзей близ Сен-Тропе. Чинно и страстно проводят время, в том числе, собственно, купаясь в бассейне, пока внезапный гость не нарушает видимый покой голубков. Приезжает к ним Гарри (Морис Роне), который вроде как дружбу с Жан-Полем водит и с Марианной тоже знаком.
И приезжает не один, а с 18-летней дочуркой Пенелопой (Джейн Биркин), что отчаянно стремится выпрыгнуть из статуса ребенка. Четверо отдыхающих потихоньку организовываются в любовный квадрат: Жан-Поль начинает поглядывать в сторону юной нимфы, а Гарри – флиртовать с Марианной. И вообще степень знакомства последних вызывает неприятные вопросы, выводя Жан-Поля из себя и заставляя совершать необдуманные поступки.
Идиллический фасад любви и благополучия этих двоих трещит по швам, ведь на деле за ним таится хитросплетение недосказанностей, обид и подозрений. Что подобно тикающей бомбе скоро обнажит свою разрушительную сущность. И кардинально изменит жизни всей четверки, а в чьей-то жизни, может, и вовсе поставит кровавую точку. Но не будем приоткрывать завесу этой тайны.
При просмотре ленты Дере бросается в глаза ее удушающая камерность. События разворачиваются исключительно в стенах шикарной виллы и прилегающей к ней территории, включая злосчастный бассейн. Герои лишь на короткие мгновения покидают летнее пристанище, в основном сосредоточивая свои фатальные недомолвки в пределах домика (к слову, никому из них не принадлежащего).
Декорации – одинаковые, на манеже – все те же: Делон, Шнайдер, Роне и Биркин (за исключением пары сцен с массовкой). Экшена нет, радикальные сюжетные твисты находятся в единственном экземпляре (зато каком!), но это не мешает Дере разгонять напряжение до невиданных оборотов. Все благодаря мастерству золотого актерского состава и, конечно, едким диалогам и психологическим завихрениям, грамотно выстроенным постановщиком на пару с Каррьером.
Главная жанровая особенность «Бассейна» – проложение тревожного криминального лейтмотива через мелодраматический скелет. Те, кто включил картину только ради истории несчастной любви персонажей Делона и Шнайдера, наверняка расстроились, поняв, что их ожидает кое-что другое. Ведь после экспозиции фильм перетекает то ли в детектив, то ли в саспенсовый триллер, где о любви, включая любовь к себе, речи не идет.
Где любовь была, так это, по всей видимости, в жизни. Как известно, Делон и Шнайдер несколько лет были помолвлены и даже считались красивейшей актерской парой 1960-х. Но при этом заслужили они и нелестное прозвище «ужасные любовники», ведь союз их был неоднозначным и болезненным для обоих. Так и расстались красавцы в 1964-м, 4 года спустя воссоединившись для съемок «Бассейна». По инициативе, кстати, Алена, угрожавшего не сняться у Дере без Роми.
Готовы поспорить: если бы не романтический бэкграунд актеров, ставка на их экранный дуэт вряд ли бы сыграла так явно. Между Жан-Полем и Марианной буквально ощущается это наэлектризованное напряжение и груз недомолвок, терзающих самих актеров. По слухам, Делон тогда отчаянно пытался вернуть расположение Шнайдер, уже успевшей к тому времени обзавестись семьей, но та непреклонно отказывала. Эта железная выдержка определенно читается в образе статной красотки, что отдыхает у бассейна.
В образе Жан-Поля же нашла отражение импульсивность Делона и интенсивность его реальных любовных похождений – за вниманием Пенелопы его персонаж начал охотиться с первого дня их пребывания на вилле. Поэтому, по другим слухам, на местного Казанову косо поглядывал Серж Генсбур. Дере же умело воспользовался этими интригами из жизни и заметил потенциал перчинки, которую они добавили в кадре. Искусство как всегда имитирует жизнь.
Большую часть информации о героях фильма сообщают не столько их реплики, сколько взгляды и, как ни парадоксально, молчание. Никто не спешит разрешить скандал, что вот-вот окропит бассейн кровью, словами. Спешат здесь только надумать что-то за другого и хорошенько на него обидеться. Бессознательно накапливая в себе злобу и боль.
Во взглядах этих видна глубокая потерянность персонажей в отношениях как друг с другом, так и с самими собой. Жан-Поль, прежде потерпевший крах в карьере, не находит покоя рядом с Марианной, которую считает лишь красивой куклой, удобной для его рук. Та же на своего любовника вроде бы и рассчитывает, но вмиг отстраняется, когда видит с его стороны опасность для себя. Гарри – хитрый нарцисс, желающий владеть всем и всеми. Включая свою же дочь, что напоминает опустошенную версию набоковской Лолиты.
И всем четверым становится, мягко говоря, неудобно, когда они видят друг в друге отражение своих грехов и терзаний. Дере не проговаривает это устами героев, оно опять же читается лишь между строк и между пар глаз, подозревающих адюльтер и прочие обманы разной степени криминальности. Возможно, ввиду отсутствия субтитров вроде «сомневается» или «презирает» с первого раза прощупать эту канву будет сложно. Но актеры доносят ее красноречивее некуда.
Казалось бы, живописные ландшафты юга Франции должны располагать к более спокойному и дружелюбному времяпрепровождению. Но Дере справедливо напоминает, что на солнышке легко перегреться, а температура может скакнуть вверх так стремительно, что спалит все вокруг. Так и за наружной прелестью человека могут скрываться такие демоны, что в любой момент сожрут всех окружающих. И тогда тихий омут вскипит от страстей.
Кульминация «Бассейна» превращается в поистине фатальное событие, причем без манипуляций в виде громких возгласов или нагнетающей музыки. А под нож деконструкции попадает не только завлекающий туристов Лазурный Берег, но и сам образ Делона, привлекательного мужчины, прежде превращенного в социопата в «На ярком солнце» Рене Клемана – первом фильме о прохиндее Рипли. Где, кстати, Ален впервые сыграл в паре с Роне, поборовшись с ним за место под тем самым солнцем. И у Клемана, и у Дере Делон не постеснялся предстать в не самых комплиментарных амплуа, что в теории могло повлечь за собой неприятные ассоциации для его персоны, но на практике позволило ему блеснуть мастерством перевоплощения.
К наследию «Бассейна» ближе всех подошли видные европейские постановщики нашего времени Франсуа Озон и Лука Гуаданьино. Первый в 2003-м представил вольное переосмысление оригинала: Шарлотта Рэмплинг сыграла писательницу, в стенах летней резиденции которой творятся делишки не менее опасного характера. Гуаданьино же снял более близкий ремейк («Большой всплеск» 2015-го), разве что перенес действие на юг Италии. И героев – в главных ролях Тильда Суинтон, Рэйф Файнс и Дакота Джонсон – перепрошил, очертив им другие предыстории. Оба режиссера, конечно, подрастеряли былую таинственность и недосказанность, но их ленты все равно достойны внимания.
А от шедевра Дере даже спустя более чем полвека в жилах стынет кровь, в то время как персонажи «Бассейна», напротив, все еще разгорячены до предела. Постановщик и звезды фильма не дожили до наших дней, но след в истории точно оставили исключительный. Впоследствии никто из кинематографистов не смог подойти к бассейну так лихо, как Дере, хотя бомбочкой в него кто только не прыгал. А Делон и Шнайдер будут вечно сиять с экранов тех, кто чтит их память.
Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…