Впечатляющая эволюция глубоководных хищников, ставших важными героями летних блокбастеров.
В мае в российском прокате появится триллер «Мегалодон», где огромная кровожадная акула тиранит мирных курортников. Акулами на экране, как и драконами, динозаврами и прочей нечистью, нынче никого не удивить. Но задолго до чудищ, созданных посредством компьютерной графики, и механических кукол акулы в кино были абсолютно реальны. Что порой приводило к плачевному исходу и заставляло задуматься: нужна ли подобная натуралистичность, если окрашена она не искусственной, а самой что ни на есть настоящей кровью?
В этом материале мы нырнули в воды мирового кинематографа и выудили на свет божий пятерку картин, в каждой из которых использовался свой способ изображения клыкастых хищников. А заодно рассказали о хитростях, позволявших даже фальшивым акулам выглядеть пугающе реалистично.
Реальные акулы
«Акула!» (1969)
С незапамятных времен в кино нередко снимали живых акул. В 1910-х затейник Дж. Эрнест Уильямсон сконструировал особую трубу с операторской кабинкой на конце, так называемую «фотосферу»: с ее помощью можно было вести подводные съемки. Во время одного из подобных опытов удалось запечатлеть сражение акулы с каскадерами, а затем – и с самим Уильямсом. Он героически прикончил хищника и в 1914-м выпустил об этом ленту, озаглавив ее Thirty Leagues Under The Sea.
Через 55 лет фильм с лаконичным, но выразительным названием «Акула!» снял радикал Сэмюэл Фуллер, которого обожали режиссеры французской «новой волны», а в качестве харизматичного актера задействовали Стивен Спилберг, Деннис Хоппер и Вим Вендерс. На сей раз тяга к экспериментам сыграла с Фуллером злую шутку. Съемки «Акулы!», где фигурировали торговцы оружием, охотники за сокровищами, красивая женщина в лице бунюэлевской фаворитки Сильвии Пиналь и брутальные мужчины во главе с Бертом Рейнольдсом, проходили в Мексике. И обитатели местных глубин оказались не очень дружелюбно настроены по отношению к понаехавшим киношникам.
В один ужасный день во время съемок с участием реальных акул трагически погиб каскадер. До сих пор доподлинно неизвестно, что именно там произошло. Кто-то утверждал, что большая белая акула просто прорвалась в вольер из сетей, где находились ныряльщики. Другие уверяли, что животное неправильно усыпили, и оно пробудилось в самый неподходящий момент.
Как бы то ни было, шокированный Фуллер ушел из проекта и потребовал убрать свое имя из титров, а продюсеры на волне общей шумихи сменили название фильма с «Кейн!» (по фамилии главного героя) на, собственно, «Акулу!». Что касается 32-летнего каскадера Хосе Марко, то записей нападения на него акулы не сохранилось – как и сведений о его пребывании в больнице, где он скончался два дня спустя. Дело ясное, что дело темное.
Реальные акулы / механические модели
«Челюсти» (1975)
Это сейчас первый в мире блокбастер считается жемчужиной в карьере Стивена Спилберга и одним из наиболее почитаемых и цитируемых триллеров всех времен. Но в далеких 1970-х съемки картины казались рискованной авантюрой. А молодого постановщика они могли скорее похоронить (во всех смыслах), чем вознести до небес. Спилберг решил работать на реальных морских локациях, но из-за погодных условий производственный график непростительно затянулся. Вырос и бюджет – с $4 млн до $9 млн, из которых $3 млн пришлось на возню с акулами. Вдобавок актеры страдали от морской болезни, а технические сложности подкидывали авторам все новые заковыристые задачки.
Ладно хоть от настоящей белой акулы отказались: ее место заняли три механические модели. Со открытыми правой и левой сторонами, где располагались хитрые приспособления для приведения конструкции в действие, а также отсутствующим брюхом. Последняя использовалась для общих планов. В длину они достигали порядка семи метров и носили одно на всех имя Брюс – в честь спилберговского юриста. Команда из сорока мастеров трудилась над Брюсами на протяжении несколько месяцев, подыскивая надежный материал для акульей кожи и разрабатывая механизмы управления моделями на воде.
Акулы, зафиксированные на специальных подводных креплениях, приводились в движение стараниями более десятка человек и постоянно ломались. Поэтому Спилберг и снимал своего монстра лишь намеками, что по счастливому совпадению только усиливало саспенс. Одновременно в Южной Австралии запечатлели кадры с реальными акулами – сравнительно маленькими, четырех метров в длину. Участвовавший в съемках каскадер тоже был небольших габаритов, что и создало устрашающую иллюзию. А позднее четвертый Брюс, отлитый из оргстекла, стал популярным экспонатом парка развлечений Universal.
Реальные акулы / механические модели / компьютерная графика
«Глубокое синее море» (1999)
Этот акулий блокбастер снял гуру хлеба и зрелищ Ренни Харлин, автор второго «Крепкого орешка», «Скалолаза», «Острова головорезов» и прочих знаменитых экшен-лент 1990-х. Справедливо рассудив, что банальные акулы-убийцы уже никого не возбуждают, Харлин превратил их в генетически модифицированных, чертовски сообразительных существ, с которыми борются незадачливые сотрудники подводной лаборатории. Мрачным источником вдохновения для сценариста Дункана Кеннеди послужил жуткий эпизод, свидетелем которого он стал в детстве: на его глазах акула разорвала на куски человека, и останки вынесло на берег неподалеку от его дома.
На площадке, к счастью, никто не пострадал, хотя актер Томас Джейн долго не мог оправиться от шока после съемок с реальными акулами на Багамах. Он сидел в клетке, а вокруг плавали устрашающие создания, которые потом мерещились ему в кошмарах (Кеннеди тревожили сны с подводными тварями, читавшими его мысли). Основные акулы в кадре, правда, были аниматронными. За минувшие с выхода «Челюстей» 24 года технологии шагнули далеко вперед, так что с оживлением чудищ в «Глубоком синем море» проблем не возникло. Они плавно двигались и стремительно нападали, что весьма правдоподобно выглядело и на крупных, и на общих планах.
На постпродакшене же на помощь также пришла компьютерная графика. Конечно, самоуверенные высказывания Харлина о том, что виртуальных акул в его ленте не отличить от настоящих, сейчас могут вызвать скептическую ухмылку. Но на закате 1990-х они смотрелись недурно. А эпизод, где героя Сэмюэла Л. Джексона пожирает появившийся откуда ни возьмись монстр, сам артист называл любимой смертью в своей фильмографии. Молодой студии визуальных эффектов Hammerhead Productions помогали мастера из Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса, что служило неоспоримым гарантом качества.
Компьютерная графика
«Отмель» (2016)
Этот монотриллер Жауме Кольет-Серры («Черный Адам») – прекрасное доказательство, что Блейк Лайвли и без звездного супруга Райана Рейнольдса воспринимается как самостоятельная величина. Актерская – уж точно. Фигуристой блондинке досталась роль серфингистки, которая однажды решила оседлать волну у берегов Мексики и столкнулась с голодной акулой, собравшейся ею перекусить. Большая часть действия ленты разворачивается на крошечном островке, куда выбралась серфингистка, чтобы уберечься от хищника.
Выглядит происходящее довольно правдоподобно, хотя львиную долю эпизодов снимали в студии на хромакее. Непосредственно на локациях – роль мексиканского пляжа исполняло побережье Австралии – запечатлели лишь 10% кадров. По словам режиссера, в каждой сцене есть всего один реальный кадр, но он-то и вводит зрителя в заблуждение, отвлекая внимание от 99% виртуальных изображений. Акулу тоже рисовали целиком на компьютере, причем допиливали ее впопыхах, дабы хоть что-то продемонстрировать в трейлере. В итоге даже профессиональные биологи заявили, что хищник и его агрессивное поведение показаны в целом реалистично, хотя без чисто киношных вольностей, конечно, не обошлось.
«На протяжении года я испытывал страх, – признается Кольет-Серра, не видевший главного антагониста картины до завершения постпродакшена. – Когда я приступал к монтажу, акула была просто красной точкой. Вы ставите ее на экране, и она перемещается слева направо, справа налево… Потом переходите к следующему этапу, где уже присутствует приблизительная анимация. И даже когда видите приличный кадр в трейлере, где акула выпрыгивает из воды, то понимаете: «Что ж, неплохо. Осталось еще 100 шотов».
Анимация
«В поисках Немо» (2003)
Акулы нередко встречаются и в детских мультфильмах – от старенького сериала 1970-х «Ябберджау» до французского «Зиг и Шарко» (2010–…). Самой же популярной анимационной акулой назовем, пожалуй, Брюса из оскароносного «В поисках Немо»: очевидная, но восхитительно ироничная отсылка к «Челюстям». Почему ироничная? Все просто – Брюс является… вегетарианцем! Конечно, память предков никто не отменял. И стоит Брюсу учуять запах свежей кровушки, как он мигом слетает с катушек. Но в целом этот товарищ – дружелюбный насмешник, который преспокойно тусуется с мирными обитателями океанских глубин.
Работавшие над «Немо» аниматоры прошли специальный курс океанографии, занимались дайвингом и прилежно посещали лекции: все ради того, чтобы сделать движения рыб максимально естественными. А для их дополнительного «одушевления» мимику героев с плавниками синхронизировали с человеческой. Возвращаясь к «Челюстям», упомянем забавную фанатскую теорию, согласно которой Брюс из «Немо» является сыном того самого Брюса из творения Спилберга. Тот, дескать, бросил отпрыска в младенчестве (большие белые акулы действительно так поступают), а воспитала его добросердечная матушка, строго наказав не брать пример с кровожадного папани. Послушный сынок, ничего не скажешь!
Комментарии