Рецензии

Актуальная драма с Джонни Деппом об экологической катастрофе

В Москве на этой неделе представят драму с диковинным для русского уха названием «Минамата» – по имени японского залива, куда химический завод Chisso сбрасывал ядовитые отходы, включая тяжелые металлы и ртуть. Впервые о загрязнении воды стало известно в 1920-х, когда в больших количествах стала гибнуть рыба. К середине столетия последствия ощутили на суше: сначала животные, а затем и жители окрестных деревень начали страдать от потери зрения и конвульсий. Местным активистам потребовалось еще два десятка лет и помощь нью-йоркского фотографа Юджина Смита, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме.

Начинающий режиссер Эндрю Левитас и в своем дебютном фильме брался за сложные темы: в драме «Колыбельная» он размышлял об эвтаназии, а также моральных и правовых нюансах, связанных с этой процедурой. В «Минамате» тоже ощущается его активная гражданская позиция: сам сюжет картины завязан на остервенелой борьбе – с болезнью, преступлениями, несправедливостью и замалчиванием проблем.

В своем втором фильме постановщик по-прежнему использует классический арсенал художественных средств и не стремится привнести что-то новое в уже существующий киноязык. Содержание для него важнее формы, хотя в некоторых эпизодах есть удачные эксперименты с цветом и светом – не то подражание свойственной некоторым азиатским режиссерам палитре, не то попытка добиться сходства с цветной пленкой Fujifilm. Хороша и съемка с ручной камеры, с дотошной точностью стилизованная под хронику, – в кульминационные моменты именно она добавляет размеренному темпу картины динамики.

В остальном же происходящее скорее медитативно. Герой Деппа – страдающий от кошмаров алкоголик и странный чужак, которого и дома не очень-то принимают, – постепенно осваивается в новом культурном пространстве (начиная, конечно, с местной выпивки). Он знакомится с местными жителями, страдающими от страшной болезни, периодически беседует по телефону с требовательным и слегка нервным боссом (Билл Найи), снимает полицейские рейды и жесткие стычки активистов с органами правопорядка.

Из-за неспешного темпа и печального, слегка абсурдистского юмора, «Минамата» не выглядит тяжеловесной и претензионной драмой, каковой она могла бы быть, встань у руля другой режиссер. Выразительность и деликатность при этом никуда не деваются – обыденный ужас, с которым люди сталкиваются день за днем, показан и без преуменьшений, и без прикрас. Без вычурности передан и момент создания одной из самых известных фотографий для журнала Life – «Томоко Уэмура в ее ванной комнате». Эпизод приобретает оттенок едва ли не религиозной чистоты и непорочности, а эмоциональная композиция – очевидная ссылка на Пьету – срабатывает все так же мощно, как и 50 лет назад.

Парадоксально то, что выдержанная натуралистичность дает сбой в финале: нотки, которые проскальзывают перед самыми титрами, воспринимаются едва ли не воплощенной в жизнь сказкой. В мире циников давно привыкли, что добро редко побеждает зло, а потому в героя, не поступившегося моральными принципами, поверить так же сложно, как и в злодея, произносящего патетическое «мы должны заплатить за то, что сделали». Даже несмотря на плашку про реальные события и множество документальных свидетельств.

Впрочем, от этого неверия в победу добра над злом, хоть глобальным, хоть местечковым, необходимо избавляться. «Минамата» – в том числе и об этом. И это чертовски актуальное высказывание – стоит только взглянуть на Дальний Восток, где спустя десятилетия вновь разворачивается экологическая катастрофа.

Фильм «Минамата» покажут в рамках фестиваля Amfest 31 октября. В российский прокат лента выйдет 19 ноября.

Читать также: Что покажут на Amfest

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

33 минуты назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад