В широкий прокат фильм «Минамата» выйдет в феврале 2021 года.
В Москве на этой неделе представят драму с диковинным для русского уха названием «Минамата» – по имени японского залива, куда химический завод Chisso сбрасывал ядовитые отходы, включая тяжелые металлы и ртуть. Впервые о загрязнении воды стало известно в 1920-х, когда в больших количествах стала гибнуть рыба. К середине столетия последствия ощутили на суше: сначала животные, а затем и жители окрестных деревень начали страдать от потери зрения и конвульсий. Местным активистам потребовалось еще два десятка лет и помощь нью-йоркского фотографа Юджина Смита, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме.
Начинающий режиссер Эндрю Левитас и в своем дебютном фильме брался за сложные темы: в драме «Колыбельная» он размышлял об эвтаназии, а также моральных и правовых нюансах, связанных с этой процедурой. В «Минамате» тоже ощущается его активная гражданская позиция: сам сюжет картины завязан на остервенелой борьбе – с болезнью, преступлениями, несправедливостью и замалчиванием проблем.
В своем втором фильме постановщик по-прежнему использует классический арсенал художественных средств и не стремится привнести что-то новое в уже существующий киноязык. Содержание для него важнее формы, хотя в некоторых эпизодах есть удачные эксперименты с цветом и светом – не то подражание свойственной некоторым азиатским режиссерам палитре, не то попытка добиться сходства с цветной пленкой Fujifilm. Хороша и съемка с ручной камеры, с дотошной точностью стилизованная под хронику, – в кульминационные моменты именно она добавляет размеренному темпу картины динамики.
В остальном же происходящее скорее медитативно. Герой Деппа – страдающий от кошмаров алкоголик и странный чужак, которого и дома не очень-то принимают, – постепенно осваивается в новом культурном пространстве (начиная, конечно, с местной выпивки). Он знакомится с местными жителями, страдающими от страшной болезни, периодически беседует по телефону с требовательным и слегка нервным боссом (Билл Найи), снимает полицейские рейды и жесткие стычки активистов с органами правопорядка.
Из-за неспешного темпа и печального, слегка абсурдистского юмора, «Минамата» не выглядит тяжеловесной и претензионной драмой, каковой она могла бы быть, встань у руля другой режиссер. Выразительность и деликатность при этом никуда не деваются – обыденный ужас, с которым люди сталкиваются день за днем, показан и без преуменьшений, и без прикрас. Без вычурности передан и момент создания одной из самых известных фотографий для журнала Life – «Томоко Уэмура в ее ванной комнате». Эпизод приобретает оттенок едва ли не религиозной чистоты и непорочности, а эмоциональная композиция – очевидная ссылка на Пьету – срабатывает все так же мощно, как и 50 лет назад.
Парадоксально то, что выдержанная натуралистичность дает сбой в финале: нотки, которые проскальзывают перед самыми титрами, воспринимаются едва ли не воплощенной в жизнь сказкой. В мире циников давно привыкли, что добро редко побеждает зло, а потому в героя, не поступившегося моральными принципами, поверить так же сложно, как и в злодея, произносящего патетическое «мы должны заплатить за то, что сделали». Даже несмотря на плашку про реальные события и множество документальных свидетельств.
Впрочем, от этого неверия в победу добра над злом, хоть глобальным, хоть местечковым, необходимо избавляться. «Минамата» – в том числе и об этом. И это чертовски актуальное высказывание – стоит только взглянуть на Дальний Восток, где спустя десятилетия вновь разворачивается экологическая катастрофа.
Фильм «Минамата» покажут в рамках фестиваля Amfest 31 октября. В российский прокат лента выйдет 19 ноября.
Читать также: Что покажут на Amfest
Комментарии