Бескомпромиссно честная производственно-бытовая драма, деконструирующая культ вокруг артистов.
Не секрет, что жанр душераздирающих историй о том, как тяжело и неказисто живется разного рода артистам, придумали сами артисты исключительно для того, чтобы цену себе повыше набить. Чтобы все думали, какие они несчастные, какая работа у них непростая, и надо их, значит, пожалеть. Так вокруг них сформировался культ, который особо пышным цветом расцвел у нас в стране, где им даже стали специальные звания выдавать. Притом что спроси кого, чем народный артист от заслуженного отличается и что вообще это все означает, и вряд ли услышишь осмысленный ответ.
Сериал «Актрисы» – еще одна душераздирающая история о тяжелой и неказистой жизни артистов. Точнее, не одна, а целый ворох таких историй. Придуманных, конечно же, артисткой – Паулиной Андреевой. На первый взгляд как будто бы никаких откровений. Но если приглядеться, то совсем по-иному сериал воспринимается. Как завуалированная деконструкция этого порочного культа. Очень притом своевременная.
Вы, наверное, замечали, что в последние годы с артистами нашими ненаглядными явно неладное происходит, причем в массовом порядке. То и дело какую-то дичь творят, фортеля выделывают, несут несусветную ахинею. Расчехляются, что называется, один за другим и удирают с высоко задранными носами и поджатыми хвостами за бугор. Откуда продолжают нести ахинею, творить дичь и выделывать фортеля. А общественность всякий раз неизменно возмущается и недоумевает: да как же так-то, нормально ведь сидели (на государственных бюджетах и личных средствах сограждан).
Так вот, «Актрисы» дают вполне развернутое и внятное объяснение, почему так. Оно, разумеется, не претендует на статус абсолютной истины и уж тем более не тянет на великое открытие, но что-то в этом, определенно, есть. Объяснение такое: дело в том, что у большинства артистов психика весьма подвижна, а интеллект, прямо скажем, не слишком развит, к тому же связь с реальностью значительно ослаблена. Звучит, положим, резковато. Но если здраво рассудить, никто ведь не будет с этим спорить, правда?
Оно бы и ничего, так было всегда и никому обычно не вредило. Но потом человечество вступило в эпоху соцсетей и всепроникающего информационного шума, а следом глобальные потрясения, включая пандемию, стали на голову валиться. В результате у людей с подвижной психикой, не слишком развитым интеллектом и ослабленной связью с реальностью окончательно в голове все разболталось и хлынуло наружу, прямо в медиапространство.
Описанный процесс, собственно, и продемонстрирован во всех подробностях сериалом «Актрисы». Начинается он с трагического события, от которого три главные героини, подружки-актрисы, испытывают глубокое эмоциональное потрясение. И далее мы наблюдаем за тем, как складываются их судьбы на протяжении трех временных периодов: в 2014 году, 2017-м и 2020-м. Как они ссорятся, чинят друг дружке подлянки, предают, обманывают, строят свои карьеры с переменным успехом, лицемерят, закатывают истерики, курят, матерятся, с кем-то спят, от кого-то рожают и так далее.
Зрелище не самое увлекательное, но если немного потерпеть, привыкнуть, то можно втянуться и получить довольно незаурядный опыт. Подобный сидению перед террариумом с экзотическими насекомыми в течение нескольких часов. С поправкой на то, что копошатся насекомые не абы как, а высокохудожественно, с нервом, с надрывом. Сам Федор Бондарчук копошения эти срежиссировал, на высочайшем уровне, как он умеет. Периодически насекомые перестают копошиться и принимаются красиво плясать. Особенно красиво пляшет насекомое в исполнении Сергея Гилева в паре с гигантской белочкой.
Вы только не подумайте, что сравнение с террариумом и насекомыми – это упрек из желания оскорбить кого-то. Вовсе нет. Оно, судя по всему, так и задумано. Потому что в «Актрисах» объективно нет ни одного героя, который бы вызывал что-то, помимо смеси омерзения и энтомологического интереса. Кроме, может, третьестепенного персонажа Лолиты Милявской (который к артистической братии имеет отношение опосредованное).
Тем самым Андреева, Бондарчук и примкнувший к ним Валерий Тодоровский, также в списке создателей фигурирующий, будто заявляют: вот какие эти ваши артисты театра и кино, ваши кумиры, на самом деле. Убогие создания, только на то и годные, что тексты чужие вслух зачитывать да руки заламывать. А вы им еще претензии какие-то предъявляете.
Повторимся: в том нет великого открытия. Еще Анатолий Мариенгоф нечто подобное сто лет назад писал про артистов: «Само их жалкое искусство приближает все существо их к животному». И Филипп Янковский отца своего в том же духе цитировал: «Артист должен говорить только чужой текст». Андреева, Бондарчук и Тодоровский просто это лишний раз удостоверяют и наглядно иллюстрируют. А уж им-то должно быть виднее, чем Мариенгофу, поскольку сами являются представителями того сообщества, которое так нещадно бичуют.
Нам же с вами остается поверить на слово (потому что не верить оснований нет) и сделать соответствующие выводы. Чтобы в следующий раз, когда очередной Назаров или Смольянинов вбросит в инфополе очередную возмутительную глупость, снисходительно это проигнорировать. Ну, подумаешь, чего-то там брякнул. Актер же, что с него возьмешь. И если мы не будем обращать внимания на то, что актеры говорят вне своих мест работы, то жить всем станет гораздо спокойнее.
Комментарии