На дворе 1990-е. Бритый под 0,3 Руслан (Олег Чугунов) слоняется с братками по богом забытому городку в поисках то ли лишней монетки, то ли забвения. Сердце юноши же беспокойно мечется в мыслях о девушке, что тот видел давным-давно и лишь однажды. Когда Руслан, будучи девятилетним мечтателем, вместе с папашей-шулером (Кирилл Полухин) и мамой-сообщницей (Дарья Екамасова) побывал на бандитской свадьбе и влюбился в неприкаянную красавицу-невесту (Мария Мацель). А потом, повзрослев и не сумев выкинуть ее из страждущей души, нашел свою зазнобу и всех окружающих на страницах старой дедовской книжки со сказками. Вот и разберись, было ли оно на самом деле, или все это просто сон.
Согласитесь, не самый стандартный синопсис для очередной кинозарисовки о лихих временах, что за последние несколько лет в каких только формах и стилях не были отрефлексированы на отечественном киноландшафте. Однако, как наглядно доказал, среди прочих, Федор Кудрявцев в очаровательном «Ровеснике», 1990-е вполне можно показать и без излишнего насилия и давящей безысходности, зато с невымышленными надеждами на прорывы и свершения нового миллениума.
В ту же светлую степь смотрит и Роман Михайлов, бывший писатель и титулованный математик, а ныне инди-режиссер, что выдал ни много ни мало 7 полнометражек за 3 года. И сейчас уверенно залетел в сериальное производство с пятичасовым трактатом о нынче модной эпохе, взяв за основу собственный роман «Дождись лета и посмотри, что будет». Роман, по заявлению постановщика, любовный, хоть любовь здесь и неуловима, как редкое сновидение, и произрастает она на почве отравленной и плодородной только в далекой перспективе.
При всей самобытности кинопутешествия Михайлова и его авторской оптики пугающие атрибуты тех лет не устраняются из повествования, оставляя место лишь гипертрофированно оптимистичным интонациям и томной философии. На солнечной арене – все те же бандиты, рэкетиры и беспризорники, балующиеся запрещенными веществами в перерывах от бокса и стрелок. Не живут, а выживают они посреди обветшалых заброшенных заводов, опустевших квартир и пропахших спиртом кабаков, что держат местные авторитеты. И серьезные проблемы, стучащиеся к ним в дверь, уже знакомы зрителю, не нюхавшему пороху 1990-х, по недавнему «Аутсорсу» или «Быку» с Юрой Борисовым.
Недаром ослепленная отчаянием героиня Екамасовой справедливо отмечает, что вместе со сгоревшими складами тогда сгорало и будущее их хозяев. А молодые и прекрасные, что на тусовках играли не в мафию, а в «похороны», уходили от безнадежной реальности в мир иной. Впрочем, герой Михайлова – и, сдается, его альтер-эго – занимается несколько иным видом эскапизма. Руслан теряется в смутных воспоминаниях из детства, где его с распростертыми объятиями ждет распрекрасная невеста без имени и явок. В несбыточных грезах о жизни с ней, о ней и для нее – с виду безвредный мир делириума, с царством смерти не граничащий.
Приглашая чуткую публику отправиться вместе с ним в иллюзорный вояж, Руслан со всем запалом сбегает и в сказки. Именно там чудесным образом находятся все люди из его прошлого, настоящего и будущего – семья, Невеста, дельцы вроде Алладина (Сергей Двойников), что затягивают парнишку в мир криминала, где черным-черно и небезопасно, и его горе-друзья. Первым в сказочном мире обнаруживается Ласло – тихий чудак в блистательном исполнении Марка Эйдельштейна (вероятно, лучшая его роль). Он присоединяется к книжному расследованию Руслана и на пару с приятелем реставрирует полотно, где шероховатые линии реальности переплетаются с призрачными образами из мифов.
Именно этот робкий и одновременно пленительный танец были и небыли отличает мини-сериал Михайлова от прочих опусов о десятилетии, которое теперь с таким изяществом поддается анализу и декомпозиции. Но вместе с этим обрастает предсказуемо токсичными коннотациями в поп-культуре. Постановщик разделяет пространство вымысла, имитирующего жизнь, и, собственно, саму жизнь, идущую у персонажей не по маслу, в том числе визуально. Воздушные замки в головах Руслана и Ласло благодаря точечному использованию искусственного света облачаются в солнечно-желтые краски, в то время как блатной и зависимый мир вокруг них исполнены в холодном синем, гнетущем сером и в конце концов черном тонах.
Симпатии автора подчеркнуто остаются на стороне героя, что мечется между диаметрально противоположными (ир)реальностями, пытаясь осознать себя в стремительно меняющемся общественном порядке и в нежности своего возраста. И даже когда Руслан пускается во все тяжкие, осознанно (или не слишком) попадая в психиатрическую клинику, Михайлов не демонизирует паренька, что есть лицо эпохи. Ведь даже обитатели психушки в свободное от бесед о синхроничности по Карлу Юнгу и алхимической природе любви время занимаются созиданием – смотрители и душевнобольные ставят в ее стенах спектакли.
Надо признать, однако, что легко потеряться в калейдоскопе броских, но весьма грубоватых портретов, сказочных и религиозных символов, а также психологических и культурных аллюзий разного калибра (не обошлось и без упоминаний традиций Индии, так обожаемой Михайловым). И будет совсем не легко по возращении в сознание найти обрывок сюжетной нити, по всей видимости, сознательно оставленной режиссером где-то на полпути в угоду раскручивания борьбы сознательного и бессознательного в голове Руслана. Но сюжет здесь и правда вторичен, ведь «Путешествие» в первую очередь про уникальный опыт и настроение. Совсем не упадническое, хоть и не без разочарования и пасмурной тоски, но с отчетливыми проблесками надежды и упоением хитросплетениями судьбы.
Мало того что кровавые разборки и смерти, насильственные или же форсированные самими героями, по большей части остаются за кадром или пеленой самоцензуры. К слову, некоторые продолжительные реплики, в том числе пылкий монолог Льва Зулькарнаева, запиканы полностью – только и остается гадать, какие мерзости и темные материи в них обсуждались. Так еще и весь сериал дышит юмором, пусть местами и черным, как обшарпанные коридоры заброшек, но все еще ободряющим и остроумным. Нашлось место и метаиронии – герои, например, припоминают некий фильм под названием «Тарковский», где природа якобы так же печально захудала, как и у них за городом.
Жанровое своеобразие сериала несет на своих выносливых плечах не в пример одаренный актерский ансамбль. Уже не раз проявившие себя молодые звезды вроде Эйдельштейна, Зулькарнаева, Чугунова и Мацель (последние двое – уже, считай, главные трудовые лошадки Михайлова) слаженно работают с кипой мастодонтов, включая фактурных Екамасову и Полухина, а также грозных Федора Лаврова и Виталия Коваленко, сыгравших питерских тузов. Режиссер, словно умелый дирижер, грамотно дает раскрыться таланту каждого из них, что сглаживает несколько убийственный эффект персонажного разнообразия, торжествующего на безумном поле его ретро-экспериментов.
При этом, если по количеству узнаваемых лиц сериал явно превосходит всю фильмографию Михайлова, то в техническом и нарративном аспекте едва ли. Подобные световые и монтажные решения – включая обилие теплых оттенков желтого и джамп-каты – равно как и исследование проблематик лудомании и прочего криминала, духовных и семейных конфликтов, стройно умещались и в предыдущие работы постановщика. Но так может показаться только в том случае, если относиться к «Путешествию» как к поездке выходного дня, а не масштабной киноодиссее о потерянном времени и коллективных травмах целых поколений.
Компилируя уже фирменные визуальные примочки и мотивы разной степени тревожности в одном мини- по форме и макси- по содержанию сериале, автор представляет публике opus magnum своей карьеры и тем самым доказывает теорему собственного успеха. Золотым ключиком к которому является не что иное, как волшебная способность Михайлова оторваться от земли и привычных землянам форм и сконструировать свое фантастически непосредственное видение все тех же земных проблем и путей их решения. Даже смутные 1990-е он препарирует сквозь призму мечты и сказочных аллегорий с прелестными нимфами, что совершают омовения в затянутых дымкой озерах, и еще не оперившимися принцами, летящими за ними сквозь время под флагом любви.
Солнцем, вынесенным в мелодичное название сериала, видится то самое всеобъемлющее чувство, о котором сотни народов мира с древности слагали легенды, а психологи и философы вроде того же Юнга или Эриха Фромма позже составляли нетленные монографии. Выходит, автор справедливо назвал свой роман любовным – этим же настроением пронизана и его адаптация. За дешифровкой ее смыслов можно провести немало часов, благо влюбленные часов не наблюдают. А влюбленные в кино готовы с толком и расстановкой внимать даже настолько неординарному опыту. И, поверьте, обратно вы вернетесь пусть и не другим человеком, переосмыслившим бытие или узнавшим все о 1990-х, но уж точно преисполненным светом, тенью и магией между ними.
Очередное лето осталось позади, самое время начинать готовиться к следующему... Граждане, что из года в год якобы пытаются привести себя…
14 сентября завершился 50‑й международный кинофестиваль в Торонто. Главную награду (приз зрительских симпатий) получила драма Хлои Чжао «Хэмнет», вымышленная история Уильяма…
В Лос-Анджелесе завершилась 77-я церемония вручения телевизионной премии «Эмми». Главным триумфатором вечера стала «Киностудия», забравшая 13 статуэток. Помимо технических номинаций…
Опять сентябрь, как тьму времен назад. Сентябрь всегда наступает внезапно. Вроде вчера еще цвел май, и все лето было впереди,…
Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Воспоминания и размышления о «Братьях», сказочный блокбастер про…
Киану Ривз и Алекс Уинтер – прославленный актерский дуэт из серии культовых фантастических комедий о приключениях Билла и Теда –…