Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Эксперименты, классика и трэш: Любимые фильмы режиссера Рашида Нугманова

Эксперименты, классика и трэш: Любимые фильмы режиссера Рашида Нугманова

12 августа 2019 /
Эксперименты, классика и трэш: Любимые фильмы режиссера Рашида Нугманова

В рубрике «Супер 8» автор культовой «Иглы», которая на день вернется в кинотеатры в годовщину смерти Виктора Цоя, рассказывает, какие ленты на него повлияли.

«Человек с киноаппаратом»

Реж. Дзига Вертов, 1929

«Жизнь врасплох», «кино-глаз», кинематограф без помощи сценария, литературы и театра — все эти принципы гениального первооткрывателя-документалиста в полной мере нашли свое отображение в моем фильме «Йя-Хха». С одной разницей: я перенес их из документального кино в игровое. Вот почему многие ошибочно принимают «Йя-Хху» за документальный фильм. Однако все там — постановка, за исключением двух репортажных кадров и экрана телевизора.

«Семь самураев»

Реж. Акира Куросава, 1954

Современное прочтение исторических сюжетов. Тончайший эклектизм, заметный только внимательному глазу и уху. Отображение канонических историй шекспировского калибра, к которым возвращаешься снова и снова, сквозь годы — и в будущем, уверен, сквозь столетия. Мой «Дикий Восток» в ряду многих интерпретаций, которые были, есть и будут. Нетленка.

«На последнем дыхании»

Реж. Жан-Люк Годар, 1959

Водораздел в кинематографе. «Отныне существует кино до и после Годара» — полностью разделяю это мнение. Во, всяком случае, для меня это именно так. Нет другого режиссера, который настолько кардинально перевернул бы мое представление о природе «седьмого искусства». Его влияние пронизывает все мои работы, особенно «Иглу» — прямой годаровский выкормыш. Как и термин «казахская новая волна», который я просто скопировал с «французской».

«Фотоувеличение»

Реж. Микеланджело Антониони, 1966

Когда некоторые критики сравнивали мои кадры с образами Антониони, я, разумеется, не жеманился и не возражал. Влюбился с первого взгляда в его неторопливый, отстраненный, сдержанный стиль, в его ритм, построение мизансцены, манеру работы с актерами. Деликатес.

«Амаркорд»

Реж. Федерико Феллини, 1973

Впервые увидел этот фильм еще будучи студентом архитектурного факультета. Знал и любил Феллини и до этого, но тут сразу загорелся идеей снять ретро-фильм о собственном детстве, стилягах и хулиганах 60-х. Неосуществленный сценарий «Король Брода» и воплощенный на экране персонаж Моро (главный герой «Иглы» — прим. «КР») именно оттуда. Есть жизнь врасплох, есть минимализм, есть революция и вызов, но Феллини — это жизнь, бьющая через край. Это сбежавшее молоко, когда тебе хочется не выключать огонь, а любоваться, как оно пригорает на плите.

«Дикие сердцем»

Реж. Дэвид Линч, 1990

Люблю все творчество Линча, но открыл его для себя именно с этого фильма. Потом заворожат и «Синий бархат», и «Голова-ластик», и «Твин Пикс», и «Человек-слон», и «Малхолланд Драйв», и все остальное. Сюрреалист и шаман номер один в современном кинематографе, Дэвид Линч в некотором смысле олицетворяет для меня ренессансного «универсального человека», насколько это возможно в наше время: режиссер, сценарист, художник, фотограф, музыкант, философ.

«Матрица»

Реж. Сестры Вачовски, 1999

Другой пример открытия постфактум. В 1990 году, еще при жизни Виктора Цоя, мы написали для него сценарий («Цитадель смерти» — прим. «КР») вместе с «отцом киберпанка» и вдохновителем «Матрицы», знаменитым американским фантастом Уильямом Гибсоном. В «Матрице» оказалось все, чего не хватало до этого в экранизации «Джонни Мнемоника»: точное попадание в персонаж Киану Ривза, идеально выстроенная драматургия, инновационные спецэффекты, захватывающее зрелище, стильный изобразительный ряд и естественно интегрированная в сюжет философия. «Матрица», наряду с «Китайским кварталом» Полански, представляет собой идеальный пример для иллюстрации принципов конструкции киносценария в моей системе «Драматикон». Все и одновременно ничего лишнего.

«План 9 из открытого космоса»

Реж. Эдвард Вуд, 1959

Список любимых фильмов можно продолжать бесконечно, но если есть строгое ограничение, то нельзя напоследок не упомянуть и «любовь к козлу». Один из моих кумиров Сальвадор Дали не зря втемяшил мне в голову еще со студенческих архитектурных лет идею о том, что искусство кончается там, где начинается высокий вкус. Да, всем нам травится трэш, но не все имеют смелость в этом признаться. Из моей первой поездки в Америку в 1989 году я привез с собой, среди прочих кассет, набор из трех самых плохих фильмов в истории кино: «План 9 из открытого космоса», «Робот-монстр» (черно-белый сайфай Фила Такера, выпущенный в 1954 году — прим. «КР») — и «Санта Клаус побеждает марсиан» (снятая в 1964-м сайфай-комедия Николаса Уэбстера — прим. «КР»). Первый из них оставил особенно неизгладимое впечатление. Это тот самый случай, когда настолько плохо, что хорошо. Главный урок в том, что невозможно создать что-то выдающееся, если относиться к себе слишком серьезно. Сомнение, наряду со страстью, всегда отличает большого художника. Когда Тим Бертон снял фильм «Эд Вуд» в 1994 году, я стоя аплодировал этой дани великому в ничтожном.

Кинотеатральная сеть «КАРО» проведет показы отреставрированной версии фильма «Игла» в день памяти Виктора Цоя 15 августа. В московском киноцентре «Октябрь» фильм представят и обсудят со зрителями режиссер Рашид Нугманов, сценаристы Бахыт Килибаев и Александр Баранов, актеры Александр Баширов и Марина Смирнова. Билеты на встречу можно приобрести здесь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: