Пандемия COVID-19 нанесла сильнейший удар по киноиндустрии. Кинотеатры закрылись, фестивали отменились, производство приостановилось, а прокат большинства блокбастеров отложили до лучших времен. Индустрия потеряла миллиарды долларов и уже никогда не будет прежней: зрители по всему миру могут не вернуться в кинотеатры даже в будущем, предпочитая смотреть удобные и более доступные стриминг-сервисы. К началу зимы тысячи кинотеатров по всему миру по-прежнему не работают, а остальные вынуждены ограничить количество продаваемых на сеансы билетов до 25–50%. Главным вопросом остается то, сколько из них разорятся и, возможно, даже уже не откроют свои двери никогда. По оценкам аналитиков, эпидемия обошлась кинематографу и кинопрокату примерно в $24 млрд, а мировой индустрии в целом — $160 млрд.
Бурный рост количества и качества стриминговых платформ, совершенно неизбежный в современных реалиях, получил сильнейший толчок в период повсеместного карантина, когда их главный конкурент — кинотеатральные сети — прекратили работу, а главные потребители оказались запертыми дома. Чтобы подстегнуть и без того возросший интерес, онлайн-компании — и за рубежом, и в России — ввели бесплатный период и специальные сниженные тарифы. И хотя часть клиентов, клюнувших на эту наживку, позже ушла, аналитики отмечают огромный прирост аудитории стриминговых платформ. В нашей стране он составляет порядка 30%, что, безусловно, повышает как прибыльность проектов, так и привлекательность этого сегмента для инвестиций и качество производимого контента.
Китайский рынок полностью восстановился после пандемии и впервые в истории обогнал американский, а местные мультиплексы начали приносить крепкий доход. Китайские врачи и политики смогли сдержать вирус, и зрители не побоялись возвращаться в залы. Сейчас их заполняемость дошла до 75-процентной отметки. В десятку самых кассовых фильмов года попали 4 китайских блокбастера: военные эпики «Восемь сотен» и «Подвиг», антология «Мой народ, моя родина» и анимационное фэнтези «Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении». Более того, «Восемь сотен» стали самым кассовым релизом года, обогнав триквел «Плохих парней» и «Довод».
Формат, придуманный и активно продвигаемый Тимуром Бекмамбетовым, во время пандемии оказался как нельзя кстати — ведь большая часть жизни перешла в онлайн, на экраны компьютеров, планшетов и телефонов. Screenlife получил отдельную секцию на ММКФ, а каждый уважающий себя стриминг-сервис обзавелся на карантине собственным Screenlife-сериалом. Premiere снял «СидЯдома» и «Окаянные дни», ivi — «Изоляцию», «Кинопоиск HD» — «Беезумие», Start — «Безопасные связи». Фактически формат подарил возможность не останавливать производство контента даже в карантин.
Год ознаменовало покорение новых горизонтов: и в России, и за рубежом снимают фильмы в космосе. У нас подобный проект совместно с «Роскосмосом» и Первым каналом разрабатывает режиссер картин «Холоп» и «Салют 7» Клим Шипенко. Сюжет ленты «Вызов» предусматривает полет на Международную космическую станцию осенью 2021 года. Исполнительницу главной роли и ее дублершу выберут по итогам Всероссийского открытого конкурса. В Голливуде же с актером определились сразу: им станет Том Круз. Режиссер «Грани будущего» Даг Лайман снимет звезду фильма «Миссия: невыполнима» в боевике, производством которого займутся компания Илона Маска SpaceX и агентство NASA.
Запрет на проведение массовых мероприятий в период карантина, конечно, сказался и на престижных кинофестивалях. Первым пострадал ММКФ, который должен был стартовать в апреле. Однако он все же состоялся в октябре, хотя и не без ограничений. Та же участь вскоре постигла и Канны, но то, что в итоге было устроено осенью, фестивалем назвать трудно — скорее его пробником. Основной массив мероприятий перенесся на следующий год. Решение о переносе приняло и руководство Карловых Вар, а вот Венецианский кинофестиваль, который традиционно стартует в последних числах августа, смог пройти — пусть и с масками и шахматной рассадкой — в привычные даты, пришедшиеся ровно между первой и второй волной пандемии.
Устроители многих мероприятий, пришедшихся на карантин, приняли решение не переносить их, а провести онлайн. Так, например, впервые подобным образом прошел один из главных кинорынков мира — Каннский. Студиям и кинопрокатным компаниям было предложено сформировать виртуальные стенды, где все заинтересованные лица смогли бы ознакомиться с предлагаемыми проектами, и также пообщаться с его создателями. А первой киновечеринкой, проведенной онлайн, стала знаменитая White Party. Этот торжественный прием «КиноРепортера», который традиционно проходит в рамках ММКФ, был запланирован на апрель, но фестиваль отменили. Тогда звезды и друзья издания надели белые наряды и сняли себя на фото и видео танцующими и со словами поддержки кино и фестиваля. Видеоролик с участием артистов оказал большую моральную поддержку всем представителям кино- и телеиндустрии.
Американскую киноакадемию, вручающую «Оскара», скандалы сотрясают не первый год. В попытке угодить представителям всевозможных общественно-политических движений и хотя бы замедлить стремительное падение рейтингов трансляции церемонии академики предприняли целый ряд шагов. Прежде всего расширение гендерного, национального, расового и возрастного многообразия своих членов. Однако их последняя инициатива вызвала явно не ту реакцию, на которую они рассчитывали. По новому своду правил на главные статуэтки теперь могут претендовать лишь картины, где соблюден целый ряд политкорректных установок. По мнению кинематографистов, эти перемены по сути прямая цензура и пагубно скажутся на искусстве.
Закрытие кинотеатров и изоляция внесли серьезные коррективы в планы студий по прокату их самых крупных релизов. На более поздние сроки были передвинуты новый фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать», «Форсаж 9», «Черная Вдова», «Дюна», «Миньоны: Грювитация», «Топ Ган: Мэверик», «Зверопой 2», «Миссия: невыполнима 7», «Матрица 4» и многие другие. Та же участь постигла и ряд российских картин: с весны на осень, например, переехали «Стрельцов» и «На острие». Главной же сенсацией стало решение выпустить ряд фильмов прямиком онлайн, минуя кинозалы.
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…