Реж. Саймон Кертис, 2011
История рассказана от лица Колина Кларка, ныне покойного работника британского телевидения, написавшего по мотивам своих воспоминаний о кратковременном знакомстве с голливудской дивой целую книгу. Тогда он был еще совсем молод и только пытался найти свое место в индустрии. Обратившись в лондонскую студию Лоуренса Оливье (Кеннет Брана), молодой человек, в исполнении Эдди Редмэйна, устраивается одним из помощников режиссера на съемки «Принца и танцовщицы». Там он знакомится с Мэрилин.
Монро в исполнении Мишель Уильямс — чрезмерно ранимая особа. В интерпретации актрисы ключевым в этом образе становится непостоянство Мэрилин, ее умение жить и работать по наитию, подчиняясь эмоциональному заряду. Она может как с пятого раза сыграть настолько естественно, что зааплодирует вся площадка, так и впасть в депрессию, услышав всего одно нелестное замечание. Монро в фильме Кертиса представлена как видение чистой красоты, этакая мечта, немного преувеличенная, но добрая и уязвимая. Впрочем, к судьбе одной из величайших экранных блондинок также обратился режиссер Эндрю Доминик. В этом году выйдет иной взгляд на ее судьбу, с Аной де Армас в главной роли.
Реж. Джон С. Бейрд, 2018
Лирическая история трогательной дружбы одних из наиболее важных комиков немого периода кино от режиссера скандальной «Грязи». Название фильма обыгрывает тот факт, что узнавали актеров чаще всего по фамилиям — Лорел и Харди. В исполнении Стива Кугана и Джона Си Райли (изрядно преобразившегося с помощью пластического грима), перед зрителем предстает та часть их взаимоотношений, что оставалась за пределами площадки. Сюжет позволит приблизиться к пониманию тягот, которые выпали на финал их карьер — от переполненных кинозалов к тщетным попыткам запустить новую комедию: вариацию легенды о Робин Гуде.
Отношения героев фильма не покинула обида из-за случившейся в конце тридцатых годов размолвки на почве неподписанного контракта со студией Fox. Они не молоды, Харди не рекомендовано перегружать себя после сердечного приступа, но он все-равно продолжает выходить на сцену и исправно повторять заученные трюки и гэги. Во многом картина держится на обаянии Кугана и Райли, они играют двух преданных друг другу и жанру людей, которые за долгие годы так и не смогли представить себя за пределами успешного дуэта. Общая меланхолия последнего турне, где оба с улыбками танцуют, спотыкаются и падают на сцене на потеху публики, поймана очень точно. К сожалению, наградами «Стэн и Олли» был отмечен скромно, получив больше внимание на родине в Великобритании (три номинации на BAFTA), чем в США (одна на «Золотой глобус»).
Реж. Ричард Аттенборо, 1992
До байопика, посвященного легендарному комику, Ричард Аттенборо успел снять фильмы и про Ганди, и про молодые годы Уинстона Черчилля. Картина, в которой Роберт Дауни-мл. работает во всю силу своего актерского таланта, органично перевоплощаясь, то в чуткого «бродяжку», то в пожилого гения, охватывает все ключевые события в жизни Чаплина — от детства до почетного «Оскара». Красивой, как символически, так и художественно, эта история получилась и благодаря операторской работе Свена Нюквиста. Повествование обходится без эпизодов на съемках, в большей степени опираясь на сцены из частной жизни актера. Концептуально это оправдывается прологом, в котором главный герой смывает с себя грим, и фильм из монохромного становится цветным. Зрителю предлагают увидеть все, что находилось под устоявшейся маской. Мать Чаплина в фильме играет его настоящая дочь Джеральдина, а в основу сценария легли мемуары комедиографа под названием «Моя биография». В прокате «Чаплин» провалился, но свои номинации на главные кинопремии Дауни-мл. получил. Что примечательно, в 1993 году, вместе с «Хроносом» Гильермо Дель Торо, «Чаплин» участвовал в основном конкурсе ММКФ.
Реж. Марк Райделл, 2001
Путь этого проекта до экранов занял более десяти лет. Еще в начале девяностых на студии Warner Bros. планировали снять масштабный полнометражный байопик, посвященный звезде «Бунтаря без причины». Кандидатом на роль Дина видели Леонардо ДиКаприо, а пост режиссера попеременно занимали разные постановщики — от Майкла Манна до Денниса Хоппера. Конечно, интересно было бы увидеть, каким икону Голливуда представил «беспечный ездок» Хоппер, чья карьера как раз начиналась с «Бунтаря» Николаса Рэя.
Но проекту было суждено найти воплощение на принадлежащем Warner телеканалу TNT. «Джеймс Дин» стал одной из последних работ Марка Райделла, прославившегося «Рекой» и «На золотом пруду». Но несмотря на скромные телевизионные ресурсы «Дин» стал достаточно популярным и всплывает в разнообразных списках, посвященных байопикам, по сей день. Роль Дина на заре карьеры исполнил Джеймс Франко, а фильм примечателен не только игрой будущей звезды, за которую его наградили «Золотым глобусом», но и достаточно подробным освещением съемок «Бунтаря без причины», творческого метода Рэя и его взаимоотношений с Дином. Пускай к финалу Райделл и перебирает с мелодраматизмом, фильм — хорошая возможность получить представление о том, почему образ Дина-актера стал каноническим.
Реж. Крэйг Брюэр, 2019
Этому фильму Эдди Мерфи обязан триумфальным возвращением после череды коммерческих и творческих провалов, которые преследовали комика на протяжении последних тринадцати лет. Долемайт, культовая фигура для блэксплотейшена.
Говоря о картине «Меня зовут Долемайт» стоит упомянуть не режиссера, а сценаристов, заслуженных авторов самых разных байопиков: Скотта Александера и Ларри Карацевски, писавших и для Бертона («Большие глаза», «Эд Вуд») и для Формана («Народ против Ларри Флинта», «Человек на луне»). «Долемайт» продолжает магистральную тему вышеназванных фильмов: творчество их во многом маргинальных или недооцененных героев может казаться наивным, странным, вызывающим, но оно самобытно и сделано с большой любовью к искусству. Такому, каким они его видят. Вот и Руди Рэй Мур, стендап-комик из гетто в Лос-Анджелесе, становится популярным сначала за счет эстрадного образа Долемайта, а после снимает с командой энтузиастов полнометражную ленту о нем.
Реж. Эдмунд Элиас Меридж, 2000
Поскольку любой байопик — это в большей степени миф, который увековечивает образ актера, а реальные факты могут быть изменены или приукрашены, стоит упомянуть и абсурдистскую картину Эдмунда Э. Мериджа, посвященную съемкам классического фильма ужасов «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау.
У оригинального «Носферату», вольного переложения романа «Дракула» Брэма Стокера, права на который Мурнау так и не смог приобрести, богатая судьба, которая не позволяет этой истории угаснуть на протяжении века. К ней возвращался и Вернер Херцог, сделавший ремейк с Клаусом Кински, а в нулевых свой взгляд представил Меридж, на тот момент звезда независимого кино, благодаря своему экспериментальному фильму «Порожденный». «Тень вампира» — абсурдистская драма, в которой Макс Шрек (Уильям Дэфо), нанятый Мурнау (Джон Малкович) для роли вампира, сначала кажется глубоким актером, исследующим характер персонажа по системе Станиславского, а на деле является настоящим кровососом, который, как раз следуя сюжету, всерьез намерен поживиться кровью актрисы Греты Шредер. Что важно понимать — лента основана на популярной байке, которая ходила вокруг исполнения этой роли Максом Шреком еще с момента съемок.
Реж. Петр Буслов, 2011
Роль Высоцкого исполняет Сергей Безруков — в силиконовой маске, усиливающей внешнее сходство с прототипом. В большей степени этот трюк способствовал коммерческому успеху (споры о том, кто же скрывался под пластическим гримом не утихали вплоть до выхода фильма в прокат), чем художественным достоинствам картины.
Но и концептуально, определенная монолитность и неорганичность этого образа, по сравнению с экспрессивностью и эмоциональностью остальных (и второстепенных) героев, только подчеркивает мифическую природу звезд в Советском Союзе. Эпизод с клинической смертью, которую Высоцкий пережил ровно за год до своей трагической кончины, только усиливает инфернальное ощущение от почти что восковой фигуры на экране. Отдельно стоит отметить художественный мир фильма: насыщенный деталями, подробный, вплоть до узоров на обоях, антураж позволяет в истории о нескольких днях жизни Высоцкого увидеть еще и срез эпохи семидесятых.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…