Главную награду Венецианского кинофестиваля взяла экранизация комиксов DC c Хоакином Фениксом, однако среди призеров также оказались Роман Полански, Рой Андерссон и украинский режиссер Валентин Васянович.
«Офицер и шпион» / J’accuse
Реж. Роман Полански
Франция, Италия
Особый приз жюри
Офицер Альберт Дрейфус (Луи Гаррель) отправлен в ссылку на Дьвольский остров за шпионаж. Полковник Пикар (Жан Дюжарден), некогда преподававший топографию у обвиненного в Высшей военной школе, находит доказательства его невиновности и намерен идти до конца в поисках правды.
«Офицер и шпион» отличается от последних камерных работ («Резня», «Венера в мехах», «Основано на реальных событиях») Романа Полански. Это этапная в его творчестве картина, характеризующая внутреннее состояние в условиях продолжающихся многолетних обвинений в изнасиловании. Справедливость, которую символизирует переступивший через свой антисемитизм Пикар — для Полански священна. Дуэли, покушения и сокрушительная сцена сожжения книг Эмиля Золя, вступившегося за Дрейфуса и написавшего знаменитую статью «J’accuse», послужившую оригинальным названием ленты — это ударные моменты в фильме, которые не сработали бы без дотошного и последовательного расследования в первый час повествования. События происходили более века назад, но для Полански сам процесс над Дрейфусом— это настоящее и длящееся. Потому нет ничего кроме восхищения от его уверенности в торжестве истины.
«О бесконечности» / Om det oändliga
Реж. Рой Андерссон
Швеция, Германия, Норвегия
Серебряный лев за лучшую режиссерскую работу
Священник перестал верить в Бога. Отец с дочерью попали под дождь. Женщина приезжает на вокзал, куда никто не пришел ее встретить. Шестой полнометражный фильм Роя Андерссона, как и предыдущие работы шведа, состоит из коротких зарисовок. Глубинные мизансцены, в которых люди сталкиваются с самыми разными проявлениями жизни. Построение некоторых кадров опирается на картины великих живописцев — от Шагала до Рембрандта.
Подобный метод режиссер совершенствовал больше двух десятков лет работая на производстве рекламных роликов. Но авторская манера все же претерпела изменения за пять лет, прошедших со времен заключительной части «Трилогии живущего»: миниатюры сопровождает лаконичный закадровый текст, произнесенный женским голосом, начинающийся с фразы «Я видела…». Использование комментария, обобщающего сцену, зачастую меняет ее тональность на противоположную. Эти истории в концепции Андерссона — сказки Шахерезады. Безысходные моменты тянутся у автора бесконечно, будто то повседневные неурядицы, вроде сломавшегося каблука или последние моменты жизни приговоренного к смерти.
«Мартин Иден» / Martin Eden
Реж. Пьетро Марчелло
Италия, Франция, Германия
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль
Экранизация классического романа Джека Лондона о моряке, который получает образование и становится знаменитым писателем, но теряет всякую веру в человечество. Итальянский документалист Пьетро Марчелло вместе с «Мартином Иденом» делает смелый шаг в сторону художественного кино, при этом не отказываясь от своих прежних навыков: повествование он разбавляет документальными фрагментами, причем иногда грань между реальностью и выдумкой истончается до предела. Например, Иден приобретает книги у торговца, который действительно держит лавку в Неаполе и хорошо знаком с режиссером (действие книги перенесли в Италию XX века).
Кроме того, Марчелло снимает фильм на 16-мм пленку, создавая винтажный эффект. Определить время, когда разворачивается действие, практически невозможно — постоянно вмешиваются явные анахронизмы, будь то разговоры о приближающейся войне или песня Джо Дассена. А вдохновлялся Марчелло советским кино, считая своим духовным учителем Михаила Ромма. Кроме места и времени действия, режиссер мало что меняет в оригинальной истории. Он чутко следует за Джеком Лондоном, воссоздавая характер героя именно таким, каким хотел его показать писатель: очарованным жизнью в начале и разочарованным людьми — в финале. Энергия американского «дикаря», которого взяла под покровительство изящная аристократка, рвется наружу столь же неистово, сколь ярко вписывается в образ протагониста итальянская экспрессия актера Луки Маринелли, которого в прошлом году можно было увидеть в сериале «Траст».
«Молитва во имя Бога» / Gloria Mundi
Реж. Робер Гедигян
Франция
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль
У Матильды рождается долгожданная дочка Глория. Появление малышки примиряет молодую женщину с ее собственным отцом, которого она не видела много лет. Острая нехватка денег вынуждает остальных героев картины совершать нелицеприятные поступки: обманывать, угрожать, применять силу.
Отношения действующих лиц и составляют основу повествования — Матильда терпеть не может жадную сестру Аврору, с которой не может поделить родительскую любовь; их мать много лет счастлива в браке, но не скрывает нежных чувств к бывшему мужу, которого столько лет старалась забыть; супруг Авроры не упускает шанса приударить за Матильдой и другими девушками, непринужденно обсуждая свои сексуальные предпочтения с женой. Наблюдать за развитием уютной санта-барбары с социальным подтекстом довольно увлекательно, но полностью погрузится в этот процесс мешает излишний пафос, в который то и дело ударяется режиссер. Восторженных отзывов фильм Робера Гедигяна не собрал, но добился награды для француженки Ариан Аскарид, сыгравшей мать главных героинь Матильды и Авроры.
«Дом 7 по Черри Лейн» / No.7 Cherry Lane
Реж. Юньфань
Гонконг
Лучший сценарий
На дворе 1967 год. В Гонконг на учебу приезжает Зи Минг. Он останавливается в квартирке миссис Ю. В первый же вечер, поговорив с хозяйкой о Прусте и позанимавшись английским с ее дочерью, молодой человек проникается интересом к новым знакомым. Каждую из женщин он приглашает в кино, причем на разные фильмы.
Работы Юньфаня полны вуайеризма, словно сам зритель подглядывает за чужой интимной жизнью, наполненной эротическими фантазиями и извращениями. В игровых фильмах китайца этот мотив зачастую выглядел даже более эксцентрично, чем в «Черри Лейн». Органики полету воображения придает анимационная форма: коты с разноцветными глазами плавно слетают на пол; особое внимание уделяется любованию мужским телом в одежде и без, красивым тканям, цветам, шуму листвы; в какой-то момент повествование прерывается сновидением о влюбленных, скрывающихся в иных телах. Но рисовка своеобразная: замедленная, неповоротливая, идеализирующая внешность героев и старый Гонконг, оставшийся в памяти режиссера лучистым и прекрасным.
«Мафия уже не та, что раньше» / La mafia non è più quella di una volta
Реж. Франко Мареско
Италия
Специальный приз жюри
В Палермо годовщина — 25 лет со дня убийства адвокатов Джованни Фальконе и Паоло Борсалино, положивших жизнь на борьбу с мафией. Камера фиксирует настоящее «шапито» — организованный в столице Сицилии концерт по этому случаю. Горожанам особо нет дела, на сцене безголосые фрики, и на все это бесстрастно взирает фотограф Летиция Баталья, известная по снимкам, посвященным Коза Ностре.
Бесстрашие режиссера Франко Мареско восхищало уже на картине «Тото, который жил дважды», снятом в тандеме с Даниэлем Чипри — сатирической пародии на авторское кино в целом. «Мафия» косвенно продолжает другой его документальный фильм — «Берлускони. Сицилийская история», откуда перекочевал антрепренер и пройдоха Чичо Мира. Он и организовывает праздничное шоу в честь погибших адвокатов. Камера Мореско безжалостна: допрашивая недалеких героев, режиссер регулярно ставит их в тупик, заставляя лишь пожимать плечами. Каждый из опрашиваемых стоически отказывается сказать «нет мафии», участвуя в концерте против нее. Например, протеже Чичо — аутичный молодой человек, считающий, что когда он впал в кому, к нему пришли Фальконе и Борсалино, убедив стать певцом. Или другой персонаж этой вакханалии, продюсер и соратник антрепренера, по первой угрозе извне (некто подошел и потребовал закончить представление), носящийся в панике по закулисью. Соратники долго придумывают вступительную речь, на пару строк предваряющую действо, но не решаются произнести и половины ее. Зрелище одновременно уморительное и страшное.
«Молочные зубы» / Babyteeth
Реж. Шеннон Мерфи
Австралия
Премия Марчелло Мастрояни
Школьница Милла почти ничем не отличается от обычных подростков. Среди повседневных забот — уроков, игры на скрипке, споров с родителями, ей каждый день приходится бороться с неизлечимым недугом. И однажды она влюбляется в обаятельного наркомана.
Австралийка Шеннон Мерфи привезла в Венецию свой первый полнометражный проект: до этого она снимала сериалы и короткометражки. Мерфи, кстати, оказалась второй женщиной-режиссером в основной программе (еще Хаифа Аль-Мансур из Саудовской Аравии с фильмом «Идеальный кандидат»), что позволило журналистам в очередной раз посетовать на гендерное неравенство. «Молочные зубы» на фестивале выглядели немного неожиданно: обаятельная история об умирающей девочке, которая переживает первую влюбленность, вызывает ассоциации с множеством похожих сюжетов и больше подходит для уютного домашнего просмотра, а не конкурсного показа на крупном европейском кинофестивале. Впрочем, Мерфи удалось избежать излишнего мелодраматизма, без которого в Венеции не обошелся, к примеру, вышеупомянутый Робер Гедигян в «Молитве во имя Бога».
Лента делится на короткие главы — эпизоды жизни Миллы. Каждый из них строится на контрасте: герои часто смеются, но быстро переходят к слезам, романтические моменты заканчиваются ссорами и наоборот. В мире Миллы много цвета — ярких париков, красивых платьев — и хорошей музыки. Очередная мелодрама в духе «Спеши любить» или «Виноваты звезды» выгодно отличаются от других образчиков поджанра о любви смертельно больных героев благодаря ярким цветам и хорошей музыке, а, главное, актерской игре Элайзы Сканлен и Тоби Уоллеса — получившего за свою роль приз Марчелло Мастроянни как лучший молодой актер.
«Атлантида»
Реж. Валентин Васянович
Украина
Венецианские горизонты — лучший фильм
Недалекое будущее. Год после окончания войны на востоке Украины. Два бывших солдата, вкалывающие на закрывающемся сталелитейном заводе, в свободное время расстреливают мишени и страдают от ПТСР. Первый, сдавшись, прыгнет в чан с раскаленным металлом, второй успокоится, содействуя волонтерам эксгумирующим трупы военных.
Украинец Валентин Васянович, как оператор снявший «Племя» Мирослава Слабошпицкого, в своем дебюте представляет Украину утопическим, но вполне осязаемым местом: грязные, временами заминированные, слабо протоптанные грузовиками дороги, одинокие дома с аскетично обставленными квартирами. Атлантида тут, впрочем, скорее «своя» земля, страна покоя, в которой уже не оказаться. И уезжать бесполезно, и зачем оставаться не ясно. Васянович ставит очевидные вопросы, представляя войну через последствия, «память костей» давно погибших людей, непонятно, за кого и за что воевавших. Практически все эпизоды сняты на общем плане, и недвижимость камеры здесь адекватна остановившейся жизни. Шесть сцен подряд, каждая из которых могла бы быть определяющим финалом, оставляют «Атлантиду» незавершенной, и фильм окончательно теряет цельность.
Читать также: Ранее «КиноРепортер» писал из Венеции о фильмах «Джокер» (а еще — тут),«Прачечная», «Брачная история» и «К звездам».
Комментарии