Аэрофобия – распространенный страх, который легко объяснить. В самолетах вечно что-то происходит: турбулентность, штормы, теракты… 11 ноября 2021 года состоялась премьера российского хоррора «Ряд 19» о том, что страх полета – не единственная причина выбрать наземный маршрут. Мы решили не отказываться от фобий, а как следует погрузились в них и собрали несколько мощных триллеров о том, что на борту самолета действительно может произойти что угодно.
Это первый советский фильм-катастрофа, который оказался полноценным блокбастером, вышедшим далеко за рамки своего десятилетия. Картина Александра Митты во многом стала новаторской: от первой в советском кино эротической сцены до эпизодов со взрывами. Хотя изначально ленту снимали ради импортозамещения: популярный в Голливуде «Аэропорт» (1970) не мог попасть на советские экраны, и необходимо было снять что-то аналогичное – свое.
«Экипаж» рассказывает не столько об ужасах в воздухе, сколько о кошмаре на земле. Но начинается все, конечно же, с самолета. Стоит ему приземлиться в аэропорту, как тут же начинается землетрясение. За ним следует извержение вулкана. Далее – второй толчок, который окончательно рушит надежды прибывших: взлетная полоса непригодна, все вокруг горит, начинается паника… Кое-как поднявшись в воздух, члены экипажа вздыхают с облегчением. Но на этом потрясения не заканчиваются, так что людям на борту приходится предпринять нечеловеческие усилия, чтобы спастись.
Фильм с Николасом Кейджем про перевозку заключенных давно стал классикой. «Воздушная тюрьма» – это специальный борт, который полиция США использует для перевозки опасных преступников, чтобы те не сбежали. Сюжет сосредоточен на Кэмероне По (Кейдж), который возвращается домой после 8-летнего заключения. Однако его радость омрачает преступник-рецидивист Сайрус (Джон Малкович), захвативший самолет.
По готов остановить негодяя и просит помощи у полиции, которая ожидает борт на земле. Однако разве кто-то готов поверить вчерашнему уголовнику? Только один смельчак – шериф Ларкин (Джон Кьюсак) – берется за дело и вступает в ожесточенную схватку с системой, чтобы не позволить опасным преступникам бежать и не дать начальству взорвать самолет. Итог всем известен, но от этого фильм не становится менее захватывающим. Да и на Кейджа в расцвете сил приятно лишний раз полюбоваться.
Интересно, что боевик «Турбулентность» с аналогичным сюжетом вышел ранее в том же 1997-м, но на фоне «Воздушной тюрьмы» несколько потерялся.
Каждый из фильмов этой знаменитой франшизы для многих зрителей стал воплощением классических фобий – от полетов до американских горок – и даже породил новые. Теперь те, кто видел сиквел 2003 года, больше всего боятся оказаться на шоссе за грузовиком с огромными бревнами. Но, естественно, сначала был самолет.
События первого фильма начинаются с жуткого видения одного из героев, из-за которого он истерит, вынуждая часть пассажиров выйти вместе с ним из салона. Еще бы, когда видишь в подробностях, как погибают твои друзья, разве можно спокойно сидеть на месте? И спустя пару мгновений буквально на его глазах самолет взрывается в воздухе. Все, можно не продолжать! Однако для тех, кто остался на земле, борьба только начинается: у смерти имелся свой план, и ребята его только что нарушили. Не стоило ли остаться в самолете?
Вылет самолета задерживается – с кем не бывает? Главная героиня Лиза (Рэйчел МакАдамс) возвращается домой в Майами и совсем не прочь потянуть время: слишком уж попутчик обаятельный попался (Киллиан Мерфи), да и поговорить с ним есть о чем. Когда самолет все-таки отрывается от земли, девушка совсем не рада. Но дело тут не в аэрофобии. Новый знакомый занял место прямо рядом с ней, да еще и ведет себя крайне навязчиво. Ну что ж, странный тип в соседнем кресле – всем знакомая проблема. Главное, чтобы не напился.
Повезло: не напился. Зато стал всерьез угрожать, причем не самой Лизе, а ее отцу, если она откажется сотрудничать. Дело в том, что ее попутчик – Джексон Риппнер – террорист. Ему нужно содействие Лизы, ведь она работает в том самом отеле, где проживает его цель. Тихая, но жестокая борьба между соседями по ряду не останавливается ни на минуту: девушка отчаянно пытается обойти требования негодяя, но каждый раз он оказывается на шаг впереди.
Удивительно, что порой фильмы на одну тему и к тому же в одном жанре удаются в равной мере – и выходят с разницей в полгода. «Иллюзия полета» последовала за «Ночным рейсом», действие обоих фильмов разворачивается на борту самолета, однако это два принципиально разных проекта. Любительница психологических триллеров Джоди Фостер уже блеснула в «Комнате страха» (2002) Дэвида Финчера, так что «Иллюзия полета» стала для нее логичным следующим шагом. Порой эти фильмы даже путают. Потому что есть женщина, ее ребенок и схожие проблемы.
Кайл Пратт с дочерью Джули летят домой. Рейс предстоит длительный. Все хотят спать. Но когда женщина просыпается, ребенка она не обнаруживает. Более того, никто не видел и не слышал девочку, ее как будто и не было вовсе. В какой-то момент Кайл совсем теряет уверенность в своей адекватности. Но мысль о том, что где-то на борту прячется ее напуганная 6-летняя дочь, заставляет женщину, преодолевая страхи и сомнения, перевернуть весь самолет вверх дном.
В этом триллере с незамысловатым названием встречаются две главные человеческие фобии: высота и змеи. А отправной точкой – что бы вы думали! – становятся террористы. Но на этот раз их цель – не город, не страна, не навязывание идеологических убеждений. А всего-навсего свидетель по делу об убийстве. Незадачливые преступники тайком протащили на борт огромное количество ядовитых змей и распылили феромоны, так что ползучие симпатяшки отправились истреблять все живое.
И как же хорошо, когда на борту летит кто-то вроде Сэмюэла Л. Джексона. Он уже не Джулс Винфилд («Криминальное чтиво»), но еще не Ник Фьюри («Мстители»), а значит, пока можно заняться спасением людей от змей и террористов. И двухэтажный самолет, полный паникующих людей и агрессивных змей, идеально для этого подходит. По сути, это просто боевик с элементами хоррора, местами абсурдный и даже смешной – он не тянет на что-то выше категории B. Хотя адреналина в нем тоже хватает. В общем, для любителей пощекотать нервы (и поржать) – подходящий вариант.
Что будет, если посадить на один самолет террористов, одинокую мать и… монстра? Правильно, захватывающий экспериментальный триллер. Помимо простых человеческих страстей, которые то и дело заставляют героев бурно реагировать, кричать, драться, убегать и убивать, есть еще целый ряд отягчающих обстоятельств. Например, террористам, среди которых есть отъявленный маньяк, не нужны заложники, и они не прочь истребить половину экипажа, которому так или иначе суждено погибнуть.
Или вот: у главной героини опасное заболевание, из-за которого ей очень нужно попасть в Нью-Йорк. И она совершенно точно готова на все, чтобы добраться в пункт назначения. Чем закончится эта история, предугадать сложно: это весьма энергичное и кровавое действо, которое захватывает и не отпускает до финальных сцен. Фильм облетел кинотеатры стороной, отправившись прямиком на стриминги, однако оказался вполне достойным проектом на стыке боевика и хоррора.
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…