Кино

Было дело на Руси: 7 известных кинобогатырей

Русские богатыри приходили в кино не по графику, а по запросу времени. В одни годы зрителям требовался масштабный миф, и появлялся Илья Муромец. В другие периоды жанр позволял себе больше свободы и выпускал новгородского буяна. Сказка постепенно училась иронии и городским интонациям. А путь богатыря от эпических сказаний до поп-культуры оказался гораздо сложнее и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. «КиноРепортер» рассказывает о семи героях, которые формировали образ русского богатыря на экране в разные десятилетия.

«Илья Муромец» (1956)

Фильм Александра Птушко задал направление богатырскому кино на десятилетия вперед. Уже с первых минут «Илья Муромец» проявляет себя как зрелище эпического масштаба. Это первая советская киносказка, снятая в широком формате, и Птушко использует возможности экрана для создания развернутого мифологического пространства. Режиссер свободно соединяет былинный канон, фольклор и историческую фантазию, выстраивая повествование с торжественной, почти летописной интонацией. Кульминационная битва вошла в Книгу рекордов Гиннесса как одна из самых массовых сцен, снятых с участием живых людей и лошадей.

В былинной Руси Илья из Мурома (Борис Андреев), долгие годы прикованный к лавке, после прихода калик перехожих встает на ноги и почти сразу оказывается втянут в большую беду: на земли князя Владимира (Андрей Абрикосов) надвигается тугарская сила, а Василиса (Нинель Мышкова) попадает в плен. Илья отправляется в путь – через заставы, княжеский двор и военные сборы – и постепенно становится ключевой фигурой обороны Киева, когда угроза из степи превращается в открытую войну и выводит на передний план самого Калина-царя (Шукур Бурханов).

«Руслан и Людмила» (1972)

К началу 1970-х Александр Птушко уже чувствовал себя хозяином жанра киносказки и в «Руслане и Людмиле» позволил себе развернуться на полную. Двухсерийная экранизация пушкинской поэмы получилась не столько литературной адаптацией, сколько большим экранным приключением. Руслан (Валерий Козинец) отправляется на поиски похищенной невесты Людмилы (Наталья Петрова), и дорога быстро превращается в череду зрелищных эпизодов. Черномор (Владимир Федоров) управляет пространством и погодой, над полями появляются гигантские образы, молнии рассекают небо, а сама сказка движется по законам киноаттракциона.

Производственный масштаб фильма поражает и сегодня. Под Александровом был выстроен полноценный «старый Киев» с крепостями, башнями, рынками и жилыми кварталами. В массовых сценах участвовали сотни местных жителей, переодетых в горожан, купцов и дружинников. Птушко лично контролировал съемочный процесс и активно экспериментировал с визуальными решениями. Одним из таких приемов стала «блуждающая маска», позволявшая на глазах у зрителя превращать реальные декорации в фантастические пейзажи. Благодаря этому путешествие Руслана выглядело непрерывным и живым, будто камера двигалась внутри иллюстраций к старинной книге.

«Финист – Ясный сокол» (1975)

Фильм Геннадия Васильева вышел в середине 1970-х как часть устойчивой традиции советской киносказки и был задуман как работа, продолжающая линию Александра Роу. В центре истории – Финист Ясный Сокол (Вячеслав Воскресенский), деревенский силач и пахарь, живущий в мире, где волшебство соседствует с повседневным трудом. Лента наглядно изображает сказочный быт: крестьянские дворы, бескрайние поля и человеческие отношения. Режиссер мастерски раскрывает образ богатыря, избегая военного или героического пафоса. В центре внимания – приключенческие и повседневные стороны сказочного мира.

Колдун Картаус (Марк Перцовский) бьет по Финисту не мечом, а хитростью: через оборотня Кастрюка он подстраивает ловушку, и богатырь в одночасье оказывается заколдован – без голоса, с чужой внешностью и с необходимостью прятаться от людей, которые вчера готовы были носить его на руках. Пока Финист перебирается по дорогам и лесным тропам, оставляя едва заметные следы и пытаясь найти того, кто знает обратное слово, по ярмаркам уже расходятся слухи о «чуде». В то время как Аленушка (Светлана Орлова) поднимает спутников, постепенно складывая маршрут к тому, чтобы вернуть Финисту человеческий облик.

«Василий Буслаев» (1982)

Один из самых непредсказуемых экспериментов с древнерусским эпосом. Георгий Васильев превращает легенду в яркое новгородское действо, полное шума, песен и озорства. Действие происходит в Новгороде. Буйного и своенравного Василия Буслаева держат под надзором: купцы и старейшины требуют, чтобы он «сидел тихо», а мать пытается удержать сына дома.

Все меняется, когда приходит весть о пропавшей дружине князя Глеба и людях, которых увели в плен. Василий, не дожидаясь решения горожан, собирает отряд и отправляется в поход. По пути к нему присоединяется Ксения, дочь князя, и у отряда появляется цель и личная мотивация. Следы ведут к Константинополю, где Василий сталкивается с чужими законами, торговлей и придворными интригами вокруг русских пленников.

«Легенда о Коловрате» (2017)

На фоне разрушительного нашествия монгольского войска под предводительством хана Батыя русская земля погружается в хаос и страдания. В центре событий – Евпатий Коловрат (Илья Малаков), который оказывается в разрушенной Рязани и собирает небольшой отряд. Его цель – атаковать тылы огромной армии врага. При этом бойцы понимают: рассчитывать на поддержку соседних князей не приходится. По пути возникает личное противостояние Евпатия с Хостоврулом (Георгий Пицхелаури), военачальником Батыя (Александр Цой). Эта линия становится ключевым источником напряжения в картине.

Режиссеры Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий обращаются к истории XIII века как к материалу для создания нового национального эпоса. Картина сознательно уходит от исторической точности, выстраивая условный, почти комиксовый мир с подчеркнутой хореографией боев и ритмичным, агрессивным монтажом. По меркам российского кино второй половины 2010-х «Коловрат» выглядит редкой попыткой собрать большой зрелищный экшен на базе узнаваемого исторического сюжета.

«Последний богатырь» (2017)

Эта картина закрепила новую модель русской киносказки: перед нами масштабное семейное кино с современной интонацией и узнаваемыми фольклорными героями. Режиссер Дмитрий Дьяченко вместо былинной патетики выбрал иронию, смешав древние мифы с антуражем современной Москвы. В центре истории – не «рожденный для подвига» богатырь, а городской ловкач, который привык зарабатывать на доверчивости людей.

Иван Найденов (Виктор Хориняк) живет в Москве и работает «белым магом» Светозаром: участвует в телешоу, ведет консультации, искусно продает клиентам «снятие порчи» и привороты. Однажды за ним гонятся люди обманутого заказчика, и Иван, спасаясь от них, прыгает в трубу аквапарка. Так он проваливается в Белогорье – сказочную страну, где обитают персонажи русских сказок и былин.

На месте выясняется, что Ивана принимают за сына Ильи Муромца (Юрий Цурило), а власть в Белогорье держится на заговоре. Княгиня Варвара (Екатерина Вилкова) вместе с Добрыней Никитичем (Евгений Дятлов) обратила богатырей в камень, и теперь именно Иван становится ключевой фигурой для их спасения. Дальше история переходит в дорожное приключение: побег из дворца, поиски меча-кладенца и цепочка с союзниками, которыми оказываются Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко), Баба-Яга (Елена Яковлева) и Водяной (Сергей Бурунов).

«Финист. Первый богатырь» (2024)

Спин-офф «Последнего богатыря» сразу задает другой ракурс: герой выходит на дорогу уже с безупречной репутацией. Финист Ясный Сокол (Кирилл Зайцев) – настоящая звезда Белогорья, первый богатырь, любимец публики и постоянный участник праздничных подвигов. Слава давно превратилась для него в образ жизни, а новые победы нужны как подтверждение статуса. Именно поэтому он уезжает из дома не по зову беды, а ради очередного громкого достижения.

Действие переносится на Восток. Финист покидает Белогорье вместе с Мелехой (Сергей Лавыгин), а в пути к ним присоединяется Баба-Яга (Юлия Пересильд). По дороге Финист отправляется выручать Злату, заточенную в башне, попадает в ловушку чудовища и временно теряет зрение. Затем героев похищают люди в черном, везут морем и продают богатому купцу Анарифу (Федор Добронравов). Тот снабжает Финиста очками, возвращающими зрение, и вскоре раскрывается как человек, охотящийся за магической силой и пытающийся поставить ее под контроль. Дальше история держится на побегах, погонях и драках, где Финисту приходится быстро разбираться, кто помогает ему по доброй воле, а кто ведет свою игру. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Новогодние праздники в Губернском театре

Московский Губернский театр подготовился к встрече праздников заранее – новогодняя кампания на его подмостках стартует 26 декабря. Юных гостей театра…

4 часа назад

Сериал «Покинутые»: Джиллиан Андерсон и лошади в мыле

Где-то на Диком Западе честным крестьянам не дает спокойно жить семья капиталистов. То скот угонят, то еще какую-нибудь пакость учинят.…

7 часов назад

«Мир потерянных животных» в Театре Маяковского

На Малой сцене Театра имени Маяковского премьера – зрелищная постановка для всей семьи «Мир потерянных животных». Спектакль, основанный на одноименном графическом…

23 часа назад

Рецензия на сериал «Тысяча «нет» и одно «да»: Любовный синдром по Островскому

«Тысяча «нет» и одно «да», спродюсированный Жорой Крыжовниковым, позиционируется как легкий курортный сериал, сделанный по подобию «турдизи» – многосерийных турецких…

1 день назад

В МХТ имени Чехова премьера – «Школа для дураков»

На Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова впервые представят спектакль «Школа для дураков». Литературным материалом для постановки послужил одноименный роман…

1 день назад

Панк в теле принцессы: Кто такая Эмма Коррин

Еще в начале тернистых 2020-х мир знать и не знал имени утонченной уроженки графства Кент, что вслед за премьерой 4-го…

1 день назад