Кадр из фильма «Год рождения» (2023)
У каждой эпохи свои бунтари – молодежь, которая не вписывается в общие рамки и создает собственный мир. Панк с ирокезом, разгуливающий среди мормонов, или яркий стиляга посреди серых советских улиц. Фильмы о субкультурах раз за разом показывают, что жизнь «не как у всех» оказывается самой красочной. Представляем подборку ярких картин разных лет, которые погружают в атмосферу разнообразных молодежных движений – искренне, дерзко и со своей изюминкой.
Представьте парня с ярко-синими волосами в самом сердце мормонской столицы. Герой фильма Джеймса Мерендино живет в городе, где все вокруг паиньки и верующие, а он с другом ежедневно шокирует публику своим видом и выходками. Стиво и его приятель Боб – завсегдатаи панк-вечеринок, любители драк с «чужаками» и убежденные бунтари. Они во все горло прославляют хаос и анархию, пока окружающая действительность не сталкивает их с последствиями такого образа жизни.
Стиво всерьез верит в идеалы своего движения: отрицает систему, презирает «приличный» образ жизни и норовит поддеть обывателей при каждом удобном случае. В кадре мелькают и другие течения 1980-х – от модов до скинхедов, с которыми герои принципиально враждуют. Через эти столкновения фильм и забавно, и грустно показывает, что значит быть панком на задворках консервативной Америки.
Любопытно, что даже родители героя добавляют контраста: отец Стиво сам когда-то был хиппи, но сделал карьеру адвоката и теперь настойчиво тянет сына в Гарвард. Такие «бывшие бунтари» вызывают у Стиво только сарказм – герой уверен, что никогда не станет частью «системы». Год, проведенный в панк-разгуле, преподносит героям болезненные уроки. Друг детства Стиво превращается в бездомного, лучший приятель находит любовь и неожиданно остепеняется, а затем происходит трагедия, которая заставляет Стиво задуматься, куда ведет путь вечного бунта.
15-летний школьник отправляется в турне с рок-группой 1970-х и пишет об этом для журнала Rolling Stone. Юный Уильям Миллер ездит на гастрольном автобусе с группой Stillwater, проникает за кулисы музыкального мира и знакомится с героями, о которых прежде читал в журналах. Для воспитанного в строгости парня, чья мать на дух не переносит рок-музыку, все происходящее – пугающее и в то же время удивительное приключение.
Музыкальная субкультура 1970-х в истории показана с фанатизмом и знанием дела. У этого мира есть свои легенды и мифы: харизматичные рокеры, преданные фанаты и так называемые «бенд-эйды» – девушки, которые ездят с музыкантами не только ради любви, но и ради самой музыки. Загадочная Пенни Лейн как раз из таких: она не просто группа поддержки, а настоящая муза рок-н-ролльной жизни. Через нее и глазами самого Уильяма зритель ощущает магию эпохи, когда музыка – смысл жизни, а каждый концерт – маленькая революция.
За блестящим фасадом гастрольного веселья картина показывает и обратную сторону медали. Юный журналист становится свидетелем раздоров внутри группы – музыканты то братски обнимаются, то яростно ссорятся из-за амбиций и внимания поклонников. Уильям старается остаться объективным и честным, как учил его бывалый рок-критик, но это нелегко, когда герои твоих статей становятся друзьями. Режиссер Кэмерон Кроу вложил в историю личные воспоминания о собственной юности в мире рок-журналистики.
1976 год, Манчестер. На крошечном концерте панк-новичков Sex Pistols в полупустом зале телеведущий Тони Уилсон внезапно понимает, что прямо сейчас рождается нечто великое. История начинается с легендарной сцены, когда в воздухе витает дух перемен и хулиганства. Вдохновленный увиденным, Тони собирает вокруг себя такую же безумную компанию меломанов и авантюристов. Вместе они запускают независимый лейбл Factory Records и открывают миру новые группы – от мрачных Joy Division до эксцентричных Happy Mondays.
Эта картина охватывает сразу несколько витков музыкальной революции в Манчестере. После панка приходят пост-панк и новая волна: печально-прекрасная история Joy Division сменяется танцевальными ритмами New Order. А в конце 1980-х наступает эпоха кислотного рейва – один ночной клуб становится Меккой для неформалов. Фильм в полудокументальной манере прослеживает, как один город превратился в эпицентр круглосуточного музыкального взрыва.
Главный герой регулярно рушит четвертую стену, обращаясь прямо к зрителю и остроумно комментируя происходящее. Парень может приукрасить легенды о музыкантах и вечеринках – впрочем, каждый участник той тусовки наверняка помнит ее по-своему. В этом беспорядочном, самоироничном стиле фильм органично передает дух времени: никаких правил и тормозов – только вечеринка, которая никогда не заканчивается.
Англия, 1983 год. 12-летний Шон – тихий парень из провинции, потерявший отца в Фолклендской войне – слоняется без дела и терпит насмешки сверстников. Все меняется, когда он знакомится с компанией веселых бритоголовых ребят постарше. Поначалу Шон обретает в этой разношерстной уличной семье поддержку, старшего друга и даже первую любовь. Кажется, он наконец нашел «своих» – людей, которые принимают его таким, как он есть.
Оригинальная культура скинхедов показана здесь с неожиданно теплой стороны. В конце 1960-х представители данной культуры увлекались ямайским ска и регги, проповедуя рабочее братство без расовых предрассудков. Именно такую дружную компанию поначалу находит Шон: эти ребята слушают энергичную ямайскую музыку, веселятся и не лезут в политику. Лысая голова для них – просто стиль и протест против серости, а не символ ненависти.
Идиллия длится недолго. Из тюрьмы возвращается старший товарищ по кличке Комбо – ожесточенный скинхед, которого тянет к ультраправым идеям. В компании происходит раскол: часть ребят остаются верны старым дружеским идеалам, а Шона забирает под свое крыло радикально настроенный Комбо. Мальчишка, толком не разобравшийся в сложной политике взрослых, попадает под влияние националистической пропаганды – и невинная уличная забава оборачивается опасной реальностью.
Перемещаемся в Москву середины 1950-х годов. Комсомолец по имени Мэлс (акроним от Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) усердно борется с подозрительными стилягами – молодежью, которая одевается будто с западной обложки и танцует буги-вуги вместо положенного вальса. Но во время очередного налета на подпольную джазовую вечеринку Мэлс знакомится с эффектной девушкой по прозвищу Полза и неожиданно влюбляется. Так начинается его путь на «темную сторону» – из лагеря прилежных советских ребят он перебегает в стан ярких, дерзких стиляг. Перед героем раскрывается новый мир: заграничные пластинки, свобода самовыражения и запретная любовь.
На фоне серых декораций той эпохи эти парни и девчонки выглядят пришельцами с другой планеты: пиджаки кислотных цветов, пышные юбки, высокие начесы, а в подворотнях вместо баяна – саксофон. Компания бросает вызов унылому однообразию советского быта – и за это считаются «врагами народа» понарошку. Фильм намеренно противопоставляет: с одной стороны, идейные комсомольцы в одинаковых шинелях, с другой – шумная стайка стиляг, которые всего-то хотят слушать другую музыку и танцевать, как им нравится.
«Стиляги» – яркий музыкальный фейерверк с серьезным подтекстом. Мюзиклов в российском кино почти не снимают, и эта картина смело восполняет пробел: герои запросто пускаются в пляс посреди московских улиц, исполняя хиты (пусть и не совсем из своего времени, но ловко переработанные под нужный стиль). Однако за нарядными номерами скрывается ностальгия по свободе, которой так не хватало в той эпохе.
Небольшая панк-группа колесит по Америке, играет концерты где придется и еле сводит концы с концами. Четверо молодых музыкантов соглашаются на сомнительный концерт в глухом лесном клубе, чтобы заработать денег на бензин. Место оказывается логовом неонацистов, и, отыграв сет перед бритоголовыми громилами, ребята надеются тихо ретироваться. Не тут-то было: случайно они становятся свидетелями жестокой расправы в закулисной гримерке, и теперь их самих не собираются отпускать живыми.
Хотя по жанру это триллер, фильм пронизан духом панк-сцены. Сначала мы видим будни андеграунд-музыкантов: ночевки в фургоне, концерты за копейки, интервью для фанатского зин-журнальчика – ребята даже от безденежья воруют бензин из чужих машин. Все детали – от потрепанной аппаратуры до татуировок и нашивок – работают на реализм, погружая зрителя в субкультуру с головой.
Когда начинается осада, субкультурные различия оборачиваются вопросом жизни и смерти. Юные панки запираются в тесной гримерке, вооружившись гитарами, ножом мачете и чем придется, а по ту сторону двери собирается целая армия разъяренных скинхедов. Возглавляет их пугающе хладнокровный Дарси (Патрик Стюарт в неожиданно зловещем амплуа). Напряжение нарастает до предела: оглушительный рок сменяется гнетущей тишиной, идеология уже никому не интересна – на кону выживание.
Сибирская глубинка, наши дни. Филипп (Эльдар Калимулин) – неисправимый мечтатель и большой поклонник легендарной панк-группы «Яичный Свет», когда-то вписавшей его родной городок в историю отечественного андеграунда. В голове у парня утопические планы: он грезит провести самый грандиозный музыкальный фестиваль прямо в местной промзоне. Но реальность вносит свои коррективы – девушка (Анастасия Талызина) сообщает Филиппу, что ждет ребенка, и ему приходится выбирать между вечным юношеским бунтом и превращением в «серьезного человека» с нормальной работой.
Российский панк-андеграунд в этой истории становится и фоном, и действующим лицом. Легендарный «Яичный Свет» – группа вымышленная, но в ней угадываются черты реальных панк-героев позднего СССР. Филипп принадлежит к поколению, которое унаследовало их дух бунтарства, хоть на дворе уже совсем другие времена. Режиссер Михаил Местецкий смело разбавляет реализм фантазией: в самые отчаянные моменты реальность героя прорывается абсурдом, словно панковский клип оживает у него в голове.
Пока Филипп рисует афиши несуществующего фестиваля и воображает толпы фанатов, будущий тесть сует ему в руки диэлектрические перчатки и отправляет чинить проводку на мясокомбинате. Старшее поколение здесь – как гравитация, тянущая героя вниз, к «нормальной» жизни. Но дух панка не так просто убить: даже столкнувшись с суровым бытом, Филипп отчаянно пытается найти третий путь – сохранить верность себе и при этом не бросить близких.
Кинопарк «Москино» стал примером бережного отношения к архитектурному наследию и его творческого переосмысления. Здесь создано 34 локации для съемок, воспроизводящих…
В целях совершенствования и эффективной реализации государственной политики в области культуры в России будет создан Совет при президенте по культуре.…
Радикальная группировка «Френч-75» сеет хаос в Соединенных Штатах, намереваясь разъединить их и устроить мятеж. Бунтари с идеалами выпускают на волю…
6 октября журнал «КиноРепортер» провел в книжном магазине РЕСПУБЛИКА* автограф-сессию с героями своего нового коллекционного альманаха «Черно-белое кино». Зал оказался…
Порог вхождения в киноиндустрию понижается на глазах, против чего мы, разумеется, ничего не имеем. Вон, например, сколько блогеров привели фанатов…
«Евангелион» не создал жанр гигантских роботов, борющихся с такими же гигантскими монстрами. Он не был первым, кто взглянул на эти…