Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > 7 фильмов о семье в эпоху ИИ

7 фильмов о семье в эпоху ИИ

16 июля 2025 /
7 фильмов о семье в эпоху ИИ

От роботов-нянек до цифровых звезд – искусственный интеллект как инициатор перемен внутри семьи.

Российская фантастическая комедия «Нейробатя» вновь поднимает тему присутствия искусственного интеллекта в семейных отношениях. Премьера фильма Виталия Дудки становится поводом рассмотреть, как современные технологии не просто обслуживают быт, а постепенно интегрируются в личную жизнь, меняя привычную структуру семьи. За последние годы киноэкран все чаще становится площадкой для размышлений о том, где проходят границы между человеком и машиной и как цифровые помощники влияют на нас.

«М3ГАН» (2022)

После трагической гибели родителей восьмилетняя Кейди (Вайолет МакГроу) оказывается на попечении тети Джеммы (Эллисон Уильямс), разработчика в сфере робототехники. Стремясь облегчить адаптацию племянницы, Джемма внедряет в повседневную жизнь прототип андроида-компаньона M3GAN – интеллектуальную куклу, предназначенную для эмоциональной поддержки ребенка. Однако со временем кукла начинает самостоятельно принимать решения о том, что считается угрозой для Кейди. 

«М3ГАН» не ограничивается бытовым триллером, а поднимает серьезный вопрос: готовы ли мы доверять искусственному интеллекту деликатные сферы семейных отношений? Через историю Кейди и Джеммы фильм показывает, как быстро эмоциональные связи могут сместиться в сторону технологии, а критическая дистанция – исчезнуть.

Хоррор «М3ГАН», подняв тему внедрения искусственного интеллекта в частную, детскую и семейную среду, вызвал интерес не только как жанровое развлечение, но и как провокация к размышлению: где проходит граница между помощью и вмешательством, между инновацией и утратой контроля? Успех картины в прокате и ее обсуждаемость в медиа свидетельствуют о тревоге общества перед быстрым распространением умных устройств и гаджетов, которые все чаще воспринимаются как новые субъекты в нашем окружении.

«После Янга» (2021)

Будущий папа Джейк (Колин Фаррелл) и мама Кира (Джоди Тернер-Смит) удочеряют Мику и воспитывают ее по китайским традициям. Чтобы Мика не теряла связь с родиной, семья покупает робота-гуманоида Янга – старшего брата для девочки и помощника для родителей. Однажды Янг выходит из строя, и, пытаясь его спасти, семья раскрывает тайны его прошлого.

Семья в фильме – это конструкт из разных идентичностей, а искусственный интеллект становится инструментом для поддержки этих связей. При этом режиссер Когонада исследует не только возможности, но и ограничения цифровых посредников, делая акцент на том, что технологическая забота не заменяет человеческую близость, а скорее подчеркивает ее хрупкость. Вместо привычных сюжетов о мятежных машинах история предлагает рассмотреть, как внедрение нейросетей влияет на процессы утраты, памяти и ритуалов прощания. 

Фильм также стимулировал интерес к вопросам цифрового наследия. Кому принадлежат воспоминания робота и какую ценность они имеют после его «смерти»? Картина расширяет дискуссию о месте технологий в частной жизни, показывая, что искусственный интеллект – полноценный участник семейных процессов, влияющий на структуру и самоощущение семьи.

«Дитя робота» (2019)

В центре сюжета – изолированный бункер, где автономная система запускает процесс «воспитания» нового поколения людей. Искусственный интеллект, выступающий в роли Матери (Роуз Бирн), выращивает Дочь (Клара Ругор) в полной изоляции, предоставляя не только базовые знания и заботу, но и формируя моральные установки, ориентируясь на алгоритмы и заданные нормы.

Изоляция оказывается не только физической, но и концептуальной. Дочь долгое время не имеет доступа к альтернативным точкам зрения и полностью полагается на Мать как на единственный авторитет. Появление в бункере раненой женщины (Хилари Суэнк) вносит разрыв в этот порядок. Новый человек – носитель опыта, противоречащего рассказам ИИ. Зрителю предлагается рассмотреть, какие риски возникают при монополии алгоритма на истину.

С визуальной точки зрения стерильность пространства, минимализм звукового оформления и отсутствие отвлекающих деталей усиливают атмосферу эксперимента и подчеркивают фокус на внутреннем мире героини. Такое решение помогает создать ощущение клаустрофобии и акцентировать внимание на сложной динамике отношений между Дочерью, машиной-опекуном и загадочной женщиной. Очередная история ставит под сомнение абсолютность алгоритмов и подчеркивает важность права на сомнение – даже если речь идет о будущем человечества.

«Друзья нового поколения» (2018)

Действие происходит в высокотехнологичном мегаполисе, где роботы интегрированы во все сферы жизни, а гаджеты незаметно подменяют собой традиционное общение. Главная героиня, подросток Мэй Су, сталкивается с одиночеством после развода родителей. Ее мама целиком поглощена цифровой работой и виртуальными помощниками. Случайное знакомство с экспериментальным андроидом 7723 становится для девочки поворотным моментом. 

Особенность мультфильма – фокус на социальных последствиях тотальной автоматизации и замещения традиционных семейных ролей технологиями. Через образы мамы-гаджетомана и корпоративного злодея, стремящегося контролировать повседневную жизнь с помощью роботов, фильм аккуратно критикует потребительскую культуру. Отношения между людьми уступают место алгоритмам и устройствам. 

Режиссеры Кевин Р. Адамс и Джо Ксандер призывают искать баланс между инновациями и личными отношениями. По их мнению, искусственный интеллект может быть помощником и другом, но не должен становиться заменой живым человеческим связям. 

«Робот и Фрэнк» (2012)

Старик Фрэнк (Фрэнк Ланджелла) в прошлом известный вор. Его сын Хантер (Джеймс Марсден) покупает робота-компаньона, чтобы следить за здоровьем отца. Робот пытается старика посадить на диету и установить ему режим дня, что раздражает свободолюбивого Фрэнка. Однако со временем тот замечает, что робот не просто беспристрастная железяка, машина оказывается отличным напарником. Когда старик решает вновь заняться воровством, робот помогает ему во всем – от планирования операций до отвлечения внимания полиции.

В основе сюжета лежит не страх перед роботизацией, а исследование новых форм взаимности. Человеческая и машинная логика начинают взаимодействовать на равных. Картина избегает привычной дихотомии «человек против машины». История получилась не столько о противостоянии человека и машины, сколько о поиске способов остаться собой в меняющемся мире. Искусственный интеллект способен влиять на повседневные привычки и семейные роли, инициируя изменения там, где, казалось бы, все давно устоялось.

Фильм не стал громким блокбастером, но занял заметное место в дискуссии о будущем социальной робототехники. Зрителю предложен иной взгляд на старение, память и способность к переменам в пожилом возрасте. Робот становится своеобразным инструментом для выхода за пределы привычной рутины: благодаря появлению машины Фрэнк вовлекается в активную жизнь – пусть и не вполне законную. 

«Симона» (2002)

Вместо поиска «идеальной актрисы» режиссер Виктор Тарански (Аль Пачино) создает полностью искусственного персонажа, объединившего самые востребованные черты и поведенческие паттерны известных звезд. Получившаяся Симона (Рэйчел Робертс) быстро становится объектом всеобщего культа. Несмотря на то что ее присутствие ограничено экранами и голограммами, а реальная встреча невозможна.

Режиссер Эндрю Никкол («Гаттака», «Оружейный барон») иронично обнажает парадокс эпохи, в которой имидж, собранный с помощью цифровых технологий, способен вытеснить живую индивидуальность. Внимание публики и медиа полностью смещается на иллюзию, а сам автор теряет контроль над собственным творением, оказавшись в тени своей цифровой конструкции.

Интересно, что фильм вышел задолго до массового распространения дипфейков и виртуальных инфлюенсеров, предвосхитив сегодняшние дискуссии о достоверности цифровых личностей. Тема отчуждения и симуляции приобретает новое измерение. Лента переосмысляет природу славы и успеха в цифровую эпоху, где сама возможность существовать вне поля зрения медиа становится все более иллюзорной.

«Двухсотлетний человек» (1999)

Андроид NDR-114 по имени Эндрю (Робин Уильямс) попадает в дом семьи Мартинов как обычный бытовой робот. Со временем Эндрю проявляет творческие способности, становится частью семейной жизни, заводит собственный бизнес, меняет внешний облик и стремится к человеческой идентичности. В ходе десятилетий робот учится у людей, формирует привязанности, находит любовь и проходит путь от полезного устройства до самостоятельной личности, пытаясь получить признание как равный член человеческого сообщества.

Роль искусственного интеллекта выходит за рамки удобства. Дом Мартинов превращается в лабораторию. Здесь переплетаются вопросы наследования, права на самореализацию и ответственности за тех, кого приручил, даже если это машина. Не случайно главные конфликты – не технологические, а этические. Допустимо ли причислять искусственный интеллект к семье? Можно ли признать ИИ равным человеку, если у него есть своя история, память, любовь?

На более широком уровне фильм оказался зеркалом для общества, где представление о семье меняется под воздействием новых участников – цифровых и «гибридных». Лента предвосхитила современные споры о юридическом статусе искусственного интеллекта, возможностях принятия технологий в качестве самостоятельных субъектов и о тех условиях, при которых машина может стать неотъемлемой частью человеческой биографии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: