К 55-летию колоритного артиста.
Хавьер Бардем – актер удивительный. Взрослую карьеру начинал в амплуа мачо, удачно чередовал трагедии и мелодрамы, сыграл одного из лучших злодеев бондианы, а потом внезапно засветился в семейном мюзикле «Крокодил Лайл», где спел вместе с нарисованной рептилией. К 55-летию Бардема «КиноРепортер» делится 7 любопытными фактами из его жизни, которые все объясняют.
Родился в творческой семье
Хавьер Бардем – прирожденный актер. И это не пустые слова: его дедушка и дядя были режиссерами, а бабушка и мама – актрисами. По той же стезе пошли и его сестра Моника Бардем и брат Карлос Бардем. Неудивительно, что дебютировал перед камерами Хавьер в возрасте 6 лет – в сериале Фернандо Фернана Гомеса «Плут» (1974). Однако связывать будущую жизнь исключительно с актерством Бардем не спешил.
По молодости он увлекался живописью, изучая основы в мадридской Школе искусств и ремесел. А еще профессионально играл в регби – даже дослужился до повязки капитана национальной сборной Испании. Но в кино Хавьер все же пришел – чтобы иметь возможность самому оплачивать обучение. А затем быстро эволюционировал из беззвучного статиста в главного героя экрана.
«Актерство было у меня в крови, нравилось мне это или нет. И как только я это понял, я начал готовиться, потому что в Испании фамилия моей семьи кое-что значит», – рассказывал Бардем в одном из интервью.
Бардемы действительно были известны, но не только как творческая династия: дядю и отца Хавьера преследовали по политическим мотивам (Хуана Антонио франкисты и вовсе отправили в тюрьму). «Я был слишком мал, но я многое видел», – обмолвился об этих временах актер. И добавил, что его разведенная мать работала на износ, чтобы содержать троих детей и не терять при этом возможности самореализоваться.
«Я все еще посещаю актерскую школу, чтобы помнить, почему я люблю то, что делаю. Иногда теряешься и думаешь: «А стоит ли оно того? Почему я вообще этим занимаюсь?» И именно актерская школа помогает мне действительно вернуться на прежние позиции».
Хавьер Бардем всегда ориентировался на маму (к сожалению, покойную), когда принимал важные решения. И отвергал то, чем Мария дель Пилар не стала бы гордиться. Кроме того, со временем он простил отца, который ушел из семьи: «В детстве я сильно на него злился, но теперь, будучи мужчиной, я понимаю, что каждый делает то, что может».
Познакомился с будущей женой, когда ей было 16
Будущие супруги Хавьер Бардем и Пенелопа Крус познакомились на съемках драмы Бигаса Луны «Ветчина, ветчина» 1992 года. Для 16-летней актрисы это была первая главная роль в кино, а за ее экранным партнером картина закрепила статус национального секс-символа. Он играл настойчивого ухажера, которому нужно было соблазнить беременную девушку, чтобы расстроить ее свадьбу с богатым наследником. Любовный треугольник разрастался, а накал эмоций в итоге привел к печальному финалу.
«Конечно, у нас были чувства друг к другу, но тогда у нас были чувства ко всему, что двигалось! Ей было 16, мне 21, чистые гормоны. Это был первый раз, когда мы уехали в экспедицию, и это был ее первый фильм. Сама жизнь открывалась перед нами. Потом мы пошли разными путями, и она делала удивительные вещи. Так что я думаю, что эти чувства хранились в коробке, пока мы ее не открыли», – вспоминал Хавьер Бардем позднее.
«Коробку с чувствами» звезды в итоге распечатали в 2007 году на съемках мелодрамы Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона». Сейчас супруги воспитывают двоих детей – Леонардо и Луну – и не сильно распространяются о личной жизни в интервью. Правда, однажды Хавьер заявил, что не хотел бы, чтобы его наследники шли по стопам родителей.
«Они очень экспрессивны и любят общаться, так что это возможно, – все же признал отец. – Когда Пенелопа была беременна Леонардо, мы встретили Бога, также известного как Аль Пачино, и попросили его благословения. Я сказал: «Надеюсь, он не станет актером», и Пачино ответил, улыбаясь: «Надеюсь, это так».
Незаметно покорил мир блокбастеров
Хавьер Бардем стал первым испанцем, номинированным на «Оскара» за лучшую мужскую роль («Пока не наступит ночь», 2000). Этому предшествовала череда событий: во-первых, от роли кубинского поэта-гея Рейнальдо Аренаса отказался Бенисио Дель Торо. Во-вторых, сам Хавьер Бардем боялся браться за роль в англоязычном кино – он с трудом говорил в кадре. Но режиссер Джулиан Шнабель настаивал на своем.
Делать было нечего: Хавьер покрасил волосы и похудел на 10 с лишним килограммов, прочитал все работы Аренаса и съездил на Кубу, чтобы встретиться с его друзьями и овладеть акцентом. А еще крепко взялся за изучение английского и написал почившему поэту серию писем, каждое из которых начиналось словами «Помогите мне».
Такая одержимость порядком напугала постановщика: тот считал, что Бардем подвергает себя реальной опасности закончить съемки как минимум с нервным срывом. Позднее Шнабель сформулировал происходящее довольно емко: «Я имею в виду, что он становится теми людьми, которых играет».
К работе над драмой братьев Коэн «Старикам тут не место» (2007) Бардем отнесся не менее трепетно: «Они всегда снимают эти глубоко американские фильмы, в которых нет очевидной роли для иностранца, поэтому, когда меня взяли, я просто не мог в это поверить». Поверить пришлось: роль Антона Чигура принесла испанцу «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана.
Но осваивать пришлось многое – например, актер не умел водить машину и никогда не держал в руках пистолет. Потребовалось укрощать акцент и подавлять нелюбовь к насилию. Да и прическа доставила ему немало неудобств. А еще Хавьеру – человеку «эмоционально подвижному» – было сложно играть «машину, равнодушную к чувствам других». Зато свойственные Бардему сексапил и мачизм резко ушли куда-то на второй план.
Но до по-настоящему крупнобюджетных голливудских фильмов («Ешь, молись, люби», 2010) оставалось еще 3 года. Впрочем, сам Бардем и не сильно рвался делать карьеру в большом кино: по его словам, «в Голливуде нет середины – ты или неудачник, или ты успешен, а это дикий менталитет». Зато потом грянули «007: Скайфолл» (2012), о котором мы еще поговорим, «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017) и «Дюна» (2021).
Реально исповедовал людей
Хавьер сыграл влиятельного инквизитора Лоренцо в фильме «Призраки Гойи» (2006), где его герой заодно успел повисеть на дыбе. Но была и еще одна роль священника – в фильме Терренса Малика «К чуду» (2012). Чтобы отец Кинтана у Бардема получился настолько драматичной фигурой, постановщик отправил его в небольшой городок в сельской Оклахоме, где заставил выслушивать исповеди местных жителей.
Несмотря на то что они знали, что Бардем не был настоящим священником – некоторые опознали его как мужа Пенелопы Крус, – люди все равно исповедовались перед ним.
«Абсолютно никого не волновало, кто он такой, кроме того, что он был там, чтобы слушать. Об ужасных проблемах с наркотиками, о сексуальном насилии. Мы встретили клановца, который рассказал нам об ужасных преступлениях, которые он совершил по отношению к чернокожим, – рассказывал фотограф Юджин Ричардс, который поехал вместе с актером. – Бардем сидел и слушал, стараясь сохранять спокойствие служителя. Иногда безуспешно – его нога тряслась не останавливаясь».
В конце концов, Хавьер был настолько ошеломлен, что команде пришлось взять перерыв в съемках, а Юджину досталось от ассистента режиссера: «Мы дали вам величайшего актера в мире, а вы вернули нам уничтоженного человека». Зато после съемок Бардем пожертвовал значительную сумму людям, снявшимся в фильме, в том числе создал траст для ребенка, мать которого страдала от рака. А Ричард под впечатлением снял документальный проект под названием «Да придет царствие твое».
Терпеть не может насилие
Запоминающейся внешности Хавьер Бардем обязан в том числе и опасной драке, которая едва не стоила ему жизни.
«Если бы там не было моих друзей, эти парни убили бы меня, – вспоминал актер. – Это заставило меня почувствовать себя смертным. Я много понял об уважении, о соблюдении своих границ, о том, как иногда держать рот на замке, о дружбе и о том, что насилие всегда возвращается».
С того момента он переосмыслил свои принципы и теперь последовательно выступает против любого насилия. Даже на экране – его актер тоже не способен выносить (поэтому и сомневался, что сможет сыграть Антона Чигура).
«Видели бы вы меня за кадром, когда я играл Антона в этом фильме. Когда камера переставала работать, я умолял братьев Коэн: «Пожалуйста, уберите этот пистолет от моего лица, ребята, пожалуйста…»
Считает роль в драме «Бьютифул» самой мрачной в карьере
Алехандро Гонсалес Иньярриту – определенно величина в мире кино. Неудивительно, что Хавьер Бардем считает, что именно у мексиканского режиссера он сыграл одну из самых мрачных своих ролей. Его Уксбаль – умирающий от рака аферист, который в одиночку воспитывает детей и пытается разобраться с бывшей женой, страдающей биполярным расстройством. В общем, градус драмы запредельный. А если учесть, что кино снималось на протяжении 5 месяцев и в хронологическом порядке…
«Я никогда не видел, чтобы кто-то так сильно вкладывался в характер», – заявил потом Иньярриту на красной дорожке Каннского кинофестиваля.
Там же Бардему присудили приз за лучшую мужскую роль. Сам Хавьер говорит, что секрет в том, чтобы «в течение долгого времени сохранять нужный фокус на определенном уровне». А еще оставаться уязвимым. Даже похудение почти на 15 килограммов актер назвал «сильной волей, а не какой-то там формой таланта». Впрочем, влияния профессии на психологическое состояние он не отрицает. У актера, например, сразу два терапевта: один консультирует звездного клиента на английском, а другой – на испанском.
«Бывают моменты, когда ты чувствуешь, что с тобой все в порядке, но это не так. Ты просто ведешь себя как кто-то другой».
Сыграл одного из лучших злодеев бондианы
По сей день шпионский блокбастер «007: Координаты Скайфолл» остается самым успешным фильмом о Джеймсе Бонде в истории франшизы – кассовые сборы преодолели отметку в $1,1 млрд. И произошло это не в последнюю очередь благодаря Раулю Сильве, которого сыграл Хавьер Бардем. Зловещая внешность – выбеленные волосы, вставная челюсть и хищная ухмылка – обеспечила ему эффектное появление на экранах.
Сильва – не шаблонный плохой парень, который злодействует потому, что ему так хочется. Рауля ведет месть: агента бросили на произвол судьбы, и теперь он считает себя вправе ответить обидчикам теми же средствами. А такой расклад делает антигероя в глазах зрителя достойным сопереживания, пусть и творит он в кадре жуткие вещи.
В конце концов, именно от его руки погибает М – бессменная, казалось бы, Джуди Денч. Здесь же – напряжение между ним и Джеймсом Бондом, схватка умов, которая разрастается настолько, что выплескивается потоками тестостерона, да так, что воздух звенит. Ощутимый дискомфорт. И небрежная издевка, под которой скрывается молниеносная готовность убить.
«Он сломленный человек, но что мне больше всего нравится, так это наличие четкого мотива для убийства. Мы понимаем, что он очень человечный, и это мощно. Меня привлек злодей, потому что я думал, что он хороший парень. Я видел это в его глазах».
Тем любопытнее, что прежде Бардем отклонял предложения сняться в бондиане: например, в «И целого мира мало» (1999) и «Умри, но не сейчас» (2002). Тогда бы его голливудский дебют состоялся пораньше. Но согласился Хавьер только на режиссуру Сэма Мендеса. И оказался в компании первоклассных партнеров: по словам испанца, в какой-то момент, оставшись в одной комнате с Крэйгом и Денч, он попросту забыл слова.
«Наступила тишина, и Сэм спросил: «Снято, что случилось?» И я ответил: «Извини, чувак, я только что понял, что снимаюсь в фильме о Джеймсе Бонде, а М и агент 007 смотрят на меня».
Комментарии