Их разнесли критики и коллеги по индустрии, но со временем полюбили простые зрители.
Иногда фильм на выходе оказывается настолько плохим, а его появление – скандальным, что это заставляет зрителя… полюбить его! И к черту критиков или низкие кассовые сборы! Такое, кстати, случается редко, но яркие примеры есть.
«Комната» (2003)
Создатель ныне культовой «Комнаты» Томми Вайсо сейчас может сколько угодно отнекиваться, но в 2003 году он явно снимал и выпускал свой фильм как серьезную драму. Хотя на деле его творение представляет собой нелепицу с ужасными диалогами, отвратительной режиссурой и бездарной актерской игрой. Кстати, Вайсо в фильме выступил режиссером, продюсером, сценаристом и главную роль в своем «шедевре» тоже взял на себя.
Подобные фильмы обычно ждет забвение через месяц, но уникальность «Комнаты» в том, что отвратительная, и поэтому ее спешили посмотреть все. Прокат вообще провалился с треском: всего $1800 при бюджете $6 млн!
Кстати, никто до сих пор не знает, откуда Вайсо такие большие деньги взял. Но нельзя не отметить его находчивость – он воспользовался ситуацией и стал устраивать для фанатов ретроспективные показы «самого ужасного фильма в истории». А потом выпустил еще и книгу, и видеоигру.
История Вайсо стала основой для фильма Джеймса Франко «Горе-творец», который по иронии судьбы получил номинацию на «Оскара» за лучший адаптированный сценарий. Это потрясающий результат для фильма, который должен был кануть в Лету, но просуществует еще десятилетия в ранге «Гражданина Кейна» плохих фильмов.
«Прирожденные убийцы» (1994)
Сатирический криминальный триллер Оливера Стоуна по сценарию Квентина Тарантино на момент премьеры и проката спровоцировал скандал вплоть до гневных обвинений сенатора-республиканца Боба Доула и опасений в прессе, что под влиянием картины американцы захотят убивать.
На деле Стоун своим творением устроил язвительную идеологическую атаку на телевидение и СМИ. Но стоит признать, что, несмотря на звездный состав создателей, «Прирожденные убийцы» не для всех – некоторым его тяжело досмотреть до конца, а уровень насилия и безумия местами просто запредельный.
«Тролль 2» (1990)
Задолго до появления «Комнаты» самым худшим фильмом из когда-либо созданных был фэнтези-хоррор «Тролль 2». Несмотря на то что он был снят под названием «Гоблины», его продавали как сиквел кассового хита 1986 года «Тролль», к которому он, разумеется, не имел никакого отношения. В продолжении даже нет троллей, там только гоблины.
Несмотря на провал в прокате и всеобщее порицание за ужасный сценарий, постановку и актерскую игру, «Тролль 2» получил вторую жизнь как вирусный интернет-хит в начале 2000-х. С тех пор у него много поклонников, а сцены и диалоги разошлись на цитаты.
«Шоугелз» (1995)
Вскоре после огромного успеха эротического триллера «Основной инстинкт» в 1992 году режиссер Пол Верховен загорелся идеей сценариста Джо Эстерхаза снять фильм о современной Золушке (стриптизерше из Лас-Вегаса), которая ради достижения своей цели готова на все. Идея понравилась боссам MGM, особенно после рассказов о путешествии по Вегасу, где опросили две сотни стриптизерш, из чьих рассказов сложилась мерзкая изнанка города грехов.
Блистательная затея провалилась, Верховена не поняли, картина получилась не серьезной драмой о ценностях и духовном выборе, стрип-мюзиклом. «Шоугелз» также сломал карьеру чудесной дебютантке Элизабет Беркли, вошел в словарь американской критики как символ всего худшего на экране и не собрал денег. Кстати, MGM даже пытались продавать картину Верховена как треш-историю с рекламой «Спешите видеть худший фильм всех времен» – не помогло.
Но «Шоугелз» полюбили зрители. Правда, как это часто бывает, со временем. Эротическая драма пользовалась бешеной популярностью в магазинах и видеопрокатах по всему миру и собрала $100 млн, став одним из самых популярных VHS-блокбастеров.
«Джон Картер» (2012)
Научно-фантастический боевик Эндрю Стентона («В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И») стоимостью более $300 млн назвали «следующим Аватаром», но он стал грандиозным провалом.
Критики хвалили стиль и визуальные эффекты фильма, но разносили сценарий и плохую постановку. Однако справедливо сказать, что отзывы в целом были скорее неоднозначными, чем откровенно негативными. Катастрофическими оказались сборы картины в США и международном прокате – $284 млн долларов при бюджете $250 млн и маркетинге на $100 млн.
И все же почти сразу после выхода у «Джона Картера» появилось много поклонников. Они смотрели непонятый шедевр, сделанный в лучших традициях олдскульного фэнтези. Фанаты даже просили Disney снять продолжение. Обидно, что в итоге исполнитель главной роли, восходящая на тот момент звезда Тейлор Китч, надолго исчез с радаров, а Стэнтон больше не возвращался к live-action кино. Капитализм!
«Дюна» (1984)
Первая по-настоящему коммерческая постановка легендарного авангардиста Дэвида Линча обернулась и первым в его творчестве фиаско. Кассовые сборы экранизации знаменитого фантастического опуса Фрэнка Герберта в размере $27 млн не покрыли и половины огромного по тем временам бюджета $45 млн.
Масла в огонь подлили критики, заявив о нелогичности всего происходящего и тяжеловесности режиссуры. Ругали и посредственные спецэффекты. Легендарный кинокритик, лауреат Пулитцеровской премии Роджер Эберт дал «Дюне» одну звезду из четырех, заметив, что это «настоящий беспорядок, непостижимое, безобразное, неструктурированное, бессмысленное путешествие в пучины одного из самых запутанных сценариев всех времен». Даже сам Линч в конце концов признал, что ему, вероятно, не стоило снимать этот фильм.
Однако у этой интересной работы со временем появилась целая армия преданных поклонников, которая считает, что Линч – гений, а критики просто его не поняли.
Комментарии