По такому случаю «КиноРепортер» решил посветить фонариком по темным закоулкам хоррор-вселенной со всеми ее сиквелами и спин-оффами и разобраться в хронологии: как связаны фильмы «Заклятие», «Проклятие Аннабель», «Горбун» и «Астрал» — где сюжетные связки в серии фильмов, а где просто отсылки.
Реж. Джеймс Ван
Супруги Эд и Лоррейн Уоррен занимаются расследованием и изгнанием демонических сущностей. По долгу службы их заносит в фермерский дом семьи Перрон, которых терроризируют целая ватага призраков.
После «Астрала» Джеймс Ван выработал рабочую формулу для паранормального хоррора: базирующийся на играх с тишиной саспенс, крепкая привязка к семейным ценностям, музыкальное сопровождение Джозефа Бишары и размашистая история, основанная на деятельности реально существующей четы Уорренов и простирающаяся за пределы одной сюжетной линии. А на переднем плане в фильме — не застревающие в одном амплуа актеры: Вера Фармига и Патрик Уилсон (любимчик Вана). То, что поначалу казалось «Астралом Light», вылилось в самый знаковый хоррор-цикл современности и почти беспрецедентный случай в жанре: огромную вселенную со своими спин-оффами могли позволить себе только тентполы с колоссальными бюджетами и мейджорами за спиной. За «Заклятием» тоже стоит крупная студия Warner Bros., но вот бюджеты и возможности Вана были ограничены 20 миллионами долларов: внушительная сумма для фильма ужасов, но сущие пустяки для какого-нибудь «Форсажа».
Реж. Джон Р. Леонетти
В «Проклятии Аннабель» из киновселенной «Заклятия» герой фильма Джон Форм дарит своей супруге Мие редкую куклу по случаю скорого рождения дочери. Радость длится недолго: в ту же ночь к ним в квартиру врываются члены сатанинской секты. Одного из сектантов ликвидируют на месте стражи порядка, а вторая, девушка по имени Аннабель, перерезает себе горло, держа в руках намедни подаренную Мие куклу.
Куклы всегда пользовались спросом в хоррорах, а за Аннабель скрывалась длинная история, которую и решили раскрыть в спин-оффе. В режиссерское кресло уселся заслуженный оператор Джон Р. Леонетти. Последний раз Леонетти руководил съемками полнометражного фильма в 1998 году — боевик «Смертельная битва: Истребление» похоронил проклевывающуюся франшизу Mortal Kombat и заморозил в операторе амбиции постановщика на долгие 17 лет. Джеймс Ван же сосредоточился на продюсерской функции. Несмотря на пресный сценарий Гэри Добермана и стерильную режиссуру Леонетти «Проклятие Аннабель» отлично показало себя в прокате, дав зеленый свет всем потенциальным планам по расширению кинофраншизы.
Реж. Джеймс Ван
На этот раз непоседливую чету Уорренов заносит в Лондон, где они пытаются помочь многодетной матери-одиночке справиться с нападениями паранормальных сущностей. Однако дело оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд: у одного из призраков есть личные счеты с Лоррейн Уоррен.
В сиквеле Ван не стал чинить то, что и так работало, а лишь поставил дополнительные усиливающие подпорки. Еще «Полтергейст» Спилберга показал, насколько важно присутствие семейных ценностей в паранормальном хорроре, поэтому в продолжении режиссер максимально усилил эмпатические нити: в центре истории — не просто многодетная семья, но мать-одиночка, у которой работа, кредиты, забота о дочерях и в довершение всего еще и призраки. В дополнение к этому история Уорренов стала более личной, потому что они не только уязвимы, но и имеют свои отношения с демонами.
Реж. Дэвид Ф. Сандберг
По хронологии события фильма предшествуют произошедшему в ранее выпущенных лентах. В 1940-х известный кукольник Сэмюэль Маллинз и его жена Эстер потеряли дочь. Некая сущность уверяет их, что она — дух покойной, и таким образом переселяется в куклу. Вскоре супруги в ужасе понимают, что приютили демона, и запирают его в обклеенном страницами из Библии шкафу. 12 лет они живут в затворничестве, охраняя свой секрет и зло, что обитает в шкафу. Но когда закрывается расположенный неподалеку детский дом, Маллинзы решают дать кров монахине и беспризорным девочкам.
На этот раз режиссерскую бейсболку примерил Дэвид Сандберг — Ван продюсировал его дебютную работу «…И гаснет свет» и доверил молодому постановщику сиквел к спин-оффу. Несмотря на полный клише сценарий Гэри Добермана шведский режиссер все же смог вытянуть картину, и после блеклой «Аннабели» Леонетти сиквел выглядит значительным скачком вперед. Разумеется, Сандберг не позволил фантазии разгуляться и играл исключительно в те приемы, которыми до этого использовал Джеймс Ван. Тем не менее именно эта работа смотрится как честный чистый хоррор среди всех ответвлений «Заклятия».
Реж. Майкл Чавес
Анна (Линда Карделлини) работает в службе опеки, и воспитывает — не без труда — двух своих детей. Во время очередного визита в проблемную семью Анна выпускает из запертой комнаты детей, которых затем увозят в приют, и на следующий день находят мертвыми. Вскоре после этого она ее семью начинает преследовать призрак плачущей женщины, охотящийся на чужих отпрысков.
В отличие от историй про одержимую куклу и демоническую монашку, связь фильма про Ла Йорону с вселенной «Заклятия» чисто символическая и сводится к единственному эпизоду с падре Пересем из «Проклятия Аннабель», который длится не больше минуты. Тем не менее стилистически работа дебютанта Майкла Чавеса вполне органично вписывается в ряд серии фильмов, начатый Джеймсом Ваном. Тут те же 1970-е, те же серо-белые, приглушенные цвета, ненавязчивый, но меткий юмор, а кое-где можно даже встретить визуальные отсылки к другой всем известной франшизе Вана — «Астралу». Плохо прописанные персонажи (за исключением колоритного экс-священника, а ныне нелегального экзорциста) не могут испортить впечатление от этого традиционного хоррора, сделанного без изысков, но с явным старанием.
Реж. Корин Харди
50-е годы прошлого века, Социалистическая Румыния. После самоубийства монахини в уединенном аббатстве Ватикан посылает на расследование странную парочку: священника-детектива с сомнительной репутацией и совсем юную послушницу, еще не давшей главных обетов. Именно им предстоит раскрыть тайны аббатства, поставив на кон не только свои жизни, но и души.
Ван продолжил хорошо зарекомендовавшую себя практику, и новый спин-офф о Монахине поставил перспективный Корин Харди, снявший внушительную киноленту «Из тьмы». Как ни прискорбно, ирландец справился гораздо хуже своего шведского коллеги. Фильм «Проклятие Монахини» пестрит штампами, прогнозируемыми за пять минут джампскейрами, сюжетными дырами (привет, сценарист Гэри Доберман!), неумелыми попытками выстроить саспенс, рваным ритмом и общей безликостью. Однако все это не помешало мировым сборам в 16 раз превысить затраты на производство. Успех фильма гарантировал запуск других фильмов франшизы (триквелы «Заклятия» и «Проклятия Аннабель» уже в производстве, «Проклятие монахини 2» и «Горбун» — в разработке). Появление подобной мегаломанской франшизы и общее количество серийно выпускаемых хорроров говорят о том, что жанровое кино переживает сейчас благоприятные времена.
Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…