22 февраля состоится телевизионная премьера исторического байопика «Калашников», за роль в котором Юра Борисов удостоился «Золотого орла». «КиноРепортер» собрал еще 6 фактов о проекте.
У Михаила Калашникова была яркая, хотя и нелегкая судьба. Будущий изобретатель был семнадцатым ребенком в многодетной крестьянской семье, его семью раскулачили и выслали в Томскую область. Будучи подростком, он увлекся устройством оружия и еще до начала войны изобрел инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, который был рекомендован к серийному производству.
В 21 год талантливый самоучка был вызван для доклада к генералу армии Георгию Жукову, а спустя год, получив тяжелое ранение на фронте, загорелся идеей создания современного автомата. На его создание у него ушло почти семь лет и множество проигранных военных конкурсов и соревнований. Но все разочарования и неудачи в итоговом счете того стоили: АК-47, за который Калашников получил Сталинскую премию, был принят на вооружение в 1949 году и до сих пор является самым распространенным оружием в мире.
Работа над фильмом началась в августе 2018 года. Съемки проходили в Московской области, в Крыму, в Торжке, в Тверской и Калужской областях, в Санкт-Петербурге. Кинематографисты хотели как можно точнее передать дух эпохи: они задействовали технику из самой большой в Европе коллекции бронетехники времен ВОВ – как советской, так и немецкой.
В съемках массовых сцен приняли участие более 100 реконструкторов Союза военно-исторических клубов, на площадке всегда находились специалисты по военной технике, включая историка-консультанта концерна «Калашников», а для финальной сцены на полигоне в Алабино Московской области при содействии Министерства обороны РФ с военных складов было расконсервировано более 200 единиц автомата АК-47 и задействовано такое же количество комплектов военной формы образца 1947 года.
Если же оригинальных предметов одежды или оружия не хватало, то создатели обращались к архивам. Так, например, все модели оружия, разработанного Калашниковым, были специально восстановлены по чертежам, полученным из Военно-Исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Кроме того, сценаристы и режиссер неоднократно выезжали за консультациями на Щуровский полигон под Коломной, где в годы деятельности М.Т.Калашникова проходили испытания все образцы стрелкового оружия и организовывались Всесоюзные оружейные конкурсы.
«Первые образцы Калашников изготавливал при помощи подручных средств: с использованием тисков и напильника, на старых довоенных станках. Мы хотели полностью показать весь нелегкий, полный сомнений, переживаний, внутренних конфликтов и неудач, путь, который прошел молодой конструктор, по сути мальчишка, вплоть до изготовления оружия-легенды АК-47», – объясняет исполнитель главной роли Юра Борисов.
При написании сценария создатели опирались на мемуары, воспоминания знавших Михаила Калашникова людей и документы, связанные с его жизнью.
«Перед нами стояла задача уложить огромный период жизни великого человека в полтора часа экранного времени, а также учитывая тот факт, что картина все-таки художественная, игровая, мы позволили себе некоторые допущения и собирательные образы, но при этом старались внимательно относиться к фактам биографии Калашникова, – объясняет режиссер Константин Буслов. – В работе над фильмом принимали участие дочь конструктора Елена Михайловна Калашникова и консультанты концерна «Калашников», которые внимательно следили за подлинностью повествования».
Кроме того, Сергей Бодров, который какое-то время думал над тем, чтобы лично снять фильм о Калашникове, лично был знаком с великим изобретателем.
«Я однажды встречался с самим Михаилом Тимофеевичем при очень смешных обстоятельствах. Это было в 1998 году, фильм «Кавказский пленник» получал Государственную премию. В тот же год Госпремию получал и Михаил Тимофеевич – в честь 50-летия изобретения АК-47. А премия эта – не только значок, это еще и денежное вознаграждение. Выплачивали его тогда в долларах. Нам всем позвонили накануне и сказали: «У нас мелкая купюра. Приходите с пластиковыми пакетами». Я до сих пор не знаю, почему с пластиковыми. И вот Калашников, а у него премий много, тоже пришел с пакетом. Мы минут тридцать в очереди стояли, разговаривали. У нас компания – оператор Паша Лебешев, мой сын, Олег Меньшиков, и Калашников. Мы ему говорим: «Идите вперед, Михаил Тимофеевич!» А он: «Ничего, я с вами постою!». Так мы с ним познакомились. Потом на фуршете подошли, выпили, разговорились».
Повезло увидеть Калашникова и Юре Борисову.
«Мой отец родом из Ижевска, мы как-то поехали в гости к родственникам и я пошел в музей рядом с оружейным заводом. И вот уже после музея стою на улице, и вдруг охранник говорит: «Доставай скорее телефон, сейчас Калашников будет выходить, можно будет сфоткать». Я говорю: «Да я так посмотрю». И он вышел – все вытянулись по струнке – сел в машину и уехал. Я запомнил, что он был очень маленького роста, метр шестьдесят один всего. И через много лет, играя Калашникова в кино, я держал в голове эту задачу – сыграть маленького большого человека».
Несмотря на важность архивов, Юра Борисов стремился найти «альтернативные источники», из которых он черпал информацию о Михаиле Калашникове.
«Когда изучаешь жизненный путь человека по его мемуарам, отредактированным его же дочерью, то довольно очевидно, что такой источник – только часть правды. Я с огромным любопытством погружался в его жизнь, искал помимо официальных альтернативные источники, – делится актер. – Понятно, что он не был святым, он был сложным, как и Юрий Гагарин, и другие, официально назначенные великими сынами СССР. Режиссеры часто говорят актеру: «Играешь плохого – ищи в нем хорошее». Здесь у меня была обратная задача — играя положительного персонажа, искать в нем какие-то минусы. Чтобы на экране он остался человеком, а не пропагандистским плакатом».
«Я очень надеюсь, что Калашников у нас получился настоящий. По характеру, по его жизни, по его мышлению, наш герой очень близок к Михаилу Тимофеевичу. Я провел много времени с людьми, которое его знали, которые с ним работали. Источники говорят, что Калашников не был ни вспыльчивым, ни конфликтным, но у него всегда была своя правда, что и позволило ему достигнуть этих высот», – подчеркивает Сергей Бодров.
Несмотря на то, что главное в фильме – изобретение автомата, создатели затронули и семейную жизнь Михаила Калашникова. В частности, речь о его знакомстве, свадьбе и история его знакомства, свадьбы и первых лет жизни с Екатериной Моисеевой, с которой изобретатель прожил больше 30 лет, вплоть до ее смерти.
«Отношения Калашникова с женой – предмет отдельного интереса, – говорит Юрий Борисов, – с одной стороны, это история большой любви, а с другой – история мужчины, который идет к своей цели и женщины, которая поддерживает его во всем, не находя при этом обратной связи».
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…