Вязкий хоррор, детектив с шаманами и авторская интерпретация печально известных событий.
Погода за окном продолжает подбрасывать неприятные сюрпризы: то ледяной дождь зарядит, то снежный шторм пройдет. К счастью, вместе с февралем к концу подходит и календарная зима. «КиноРепортер» рассказывает, какие отечественные сериалы стоит увидеть, чтобы проводить ее правильно. Для этого даже не придется выходить на улицу. При этом любой проект из пятерки поможет прочувствовать леденящий холод каждой клеточкой, так что советуем завернуться в теплое одеяло, разжиться кружечкой горячего какао и только затем приступать к просмотру.
«Мертвое озеро» (2018)
Первой ласточкой скандинавского жанра на русской земле стал сериал Романа Прыгунова «Мертвое озеро». Начинается он с интригующего штампа – столичный следователь Максим Покровский (Евгений Цыганов) готовится отойти в мир иной в собственной ванной. Из блаженного небытия его выдергивает звонок начальства, и вот смурной герой с наскоро перевязанной рукой летит за полярный круг. Пункт назначения – маленький городок Чангадан (его роль исполнил Кировск), где идут жестокие разборки за урановый бизнес, совершаются ритуальные убийства и творится другая бесовщина.
Вселенной «Мертвого озера» суровая фактура Цыганова и его знаменитая безэмоциональность приходится как нельзя кстати. Покровский источает не только ауру тотального безразличия, но и почти осязаемый вызов (иронично, что его так и не высказанное, но разлитое в воздухе отношение «да хоть к черту на рога» ближе к финалу обретает почти буквальное воплощение). Который, разумеется, приходится не по нраву местным, привыкшим жить по своим собственным законам.
Среди новых – и весьма колоритных – знакомых Покровского влиятельный владелец рудников (Андрей Смоляков), матерый начальник УВД (Александр Робак) и его подчиненные (Виктор Хориняк, Павел Ворожцов и Павел Табаков), параноидальный журналист со странным именем Енко (Тимофей Трибунцев) и даже сиамские близнецы (Полина и Ксения Кутеповы). Последние работают в библиотеке и, как выясняется, стоят на страже между миром людей и духов. В числе более приятных контактов – симпатичная, но несвободная сотрудница отеля (Александра Ребенок). С ней Максим, которого в Москве дожидается влюбленная помощница (Надежда Михалкова), конечно, заводит роман. В иных обстоятельствах его можно было бы назвать курортным, но здесь это слово не применимо ни в каком контексте – слишком много вокруг отягчающих факторов.
В числе бесспорных плюсов «Мертвого озера» – непредсказуемый сценарий, яркие сюжетные ответвления (от корпоративных интриг и будней оперативников до саамских легенд и шаманских обрядов), едкая ирония и качественный визуал. У столь кропотливой проработки, впрочем, есть и существенный недостаток: когда понятная и приземленная реальность схлестывается с миром иллюзорным, мгновенно возникает когнитивный диссонанс. Ощутимым головокружением отдает и финал, который некоторым зрителям может показаться не слишком соответствующим изначальному жанру.
«Лапси» (2018)
Талантливый микробиолог-инфекционист Николай Романов (неизвестный на момент выхода сериала Даниил Воробьев), его экс-возлюбленная Вера Бойко и не расстающийся с телефоном выпускник биофака Антон Ткачук (Денис Парамонов) отправляются в трехдневную экспедицию в Карелию, где обнаружена вспышка мутировавшего вируса. В поисках источника заражения компания забредает на болота, где коварная зараза валит их с ног. Однако чудесным образом поспевает помощь – и вот уже герои вынуждены осваиваться в таинственном населенном пункте, жители которого поклоняются не менее таинственному божеству. Случается это с первым снегом, так что обманываться «летними» пейзажами первой серии не советуем. Да и титры, прямо скажем, намекают.
Мистика здесь на каждом углу: заболевший первым мальчишка невнятно грозит жителям деревни неминуемым наказанием, а сами местные толкуют то об оборотнях, то о чупакабрах. Да и объяснить тот факт, что взрослые люди, еще и врачи, в одиночестве отправятся на опасные болота, промокнут там и завалятся спать, можно разве что затуманенным рассудком. С другой стороны, правдоподобность однозначно не входит в сильные стороны сериала (да и черт бы с ней).
Больше всего «Лапси» тяготеет к жанру разговорной драмы, и часть зрителей это может отпугнуть (особенно если принять во внимание, что в сериале 16 эпизодов). По степени воздействия этот эффект схож с тем, что вызывает «Ласт квест», в котором тоже много чего происходит, а ощущение возникает, что время стоит на месте – в глобальном смысле ничего не меняется. К этой вязкости нужно быть готовым. Зато потом мультижанровость проекта постепенно начинает брать свое: учитывая оригинальный концепт, в кадре то и дело возникают подсказки и обманки, ведущие к самым разным теориям – от языческих богов и сай-фай элементов до чистого сюрреализма.
Любопытно следить и за тем, как раскрываются герои, которых поначалу представляют исключительно как бывших любовников, повздоривших из-за жизненных взглядов. Роман – ироничный прагматик, который падок на лесть: на чрезвычайную миссию он соглашается из-за перспективы карьерного роста. Вера же ведет себя в соответствии с фамилией: это та самая гром-баба с неуемными лидерскими качествами. Но есть важный нюанс. Перед тем как войти в горящую избу, Бойко для начала ее подожжет. В дальнейшем эти арки вырастают в архетипические роли, а к уже знакомым героям прибавляются новые, не менее характерные. И, стоит отметить, все вместе они создают крайне причудливую мозаику.
«Перевал Дятлова» (2020)
Масштабный сериал по мотивам одной из самых известных трагедий советских времен – массовой гибели группы юных туристов на горном перевале – создатели готовили несколько лет. Особое внимание уделялось сценарию: в нем отражено сразу несколько версий произошедшего, от наиболее реалистичных до самых невероятных. К визуальному воплощению команда подошла не менее ответственно. Нечетные серии, в которых расследование ведут майор КГБ Олег Костин (Петр Федоров) и консультант Екатерина Шеманова (Мария Луговая), сняты на 16-мм пленку. Четные, героями которых стали сами «дятловцы», – на цифру, которую на постпродакшене стилизовали под черно-белые фильмы конца 1950-х.
Контрастное противопоставление простирается и дальше – в то время, пока туристы движутся навстречу неизбежному, Костин и Шеманова, многое потерявшие на войне, пытаются оправиться от личных потрясений. Настроения тоже противоположны: в «реальности» – цинизм и настороженность, в «прошлом» – наивность и свет, которые излучают молодые актеры (Иван Мулин, Мария Мацель, Роман Евдокимов и другие). Учитывая, что два временных пласта друг от друга отделяют считанные недели, они обособленны и связанны одновременно. Цепляющий, безупречно продуманный парадокс.
Особняком стоят флешбэки, в которых Красная армия продвигается к Берлину и в итоге берет Рейхстаг – боевое прошлое и точки пересечения есть у каждого героя, которому слегка за тридцать. При столь плотной сюжетной канве и объемных характерах (тяжелейшие по эмоциональному накалу сцены выпало играть Федорову) не обошлось и без мистики – от некоторых эпизодов буквально кровь стынет в жилах.
Диапазон баек при этом внушительный – от кольца, дарующего обладателю бессмертие, и оккультных практик до шаманских обрядов и даже инопланетян. Сталкиваются герои и с более приземленными угрозами – от диких животных и беглых арестантов до зверского холода и силы стихии. И тот факт, что события разворачиваются в мирное время, добавляет происходящему подлинного трагизма. При всем вышеперечисленном неудивительно, что проект быстро обрел своих поклонников. В том числе и за рубежом – в 2021 году «Перевал Дятлова» стал самым продаваемым за границей российским сериалом.
«Замерзшие» (2022)
Сериальный дебют Адильхана Ержанова («Черный, черный человек», «Желтая кошка») рассказывает о маньяке, убивающем своих жертв холодом. Вместо привычных для режиссера степей – заснеженные пустоши: действие разворачивается в небольшом городке на северо-западе Карелии (да, снова скандинавский антураж). Первой жертвой безжалостного убийцы становится жена местного следователя Евгения Рудина (Артем Быстров), которую находят раздетой и замерзшей до смерти в собственной машине. За расследование берется сам Рудин, но даже суровость его методов поначалу не дает результатов.
Как и полагается, главный герой здесь – пренеприятный тип, который давно свыкся с мыслью, что в полицейской работе невозможно не замарать руки. Личные проблемы (помимо мертвой жены, у Жени есть пасынок, к которому он не подпускает настоящего отца) ведут его в самую настоящую бездну: с края пропасти Рудин давно шагнул, причем сделал это добровольно. Впрочем, находится человек, которому не все равно: вытянуть Женю из тьмы тщетно пытается его молодая напарница Маша (Лена Тронина).
Проблем хватает и у других героев, причем связаны они чаще всего с призраками прошлого. Например, тот самый отлученный отец (Даниил Воробьев) пытается заслужить доверие повзрослевшего сына – отношения подорвала его алкогольная зависимость, которая грозит вновь поднять голову. Совсем паршивая жизнь у Мити (Владимир Канухин), с которым Рудин знакомится во время расследования: парнишка работает на кладбище и заботится о сестренке, которая еще в детстве стала инвалидом.
Периодически Ержанов заигрывает и с мистикой, но в итоге все-таки не изменяет себе: реальность, как правило, оказывается куда хуже самых страшных выдумок. Ради стройной истории режиссер идет и на определенные художественные допущения. Прозорливого зрителя они могут смутить и даже расстроить, но в качестве утешительных призов по всему сериалу разбросаны забавные пасхалки, а объема персонажей достаточно, чтобы удержать внимание аудитории. Наблюдать за нюансами актерской игры – отдельное удовольствие: здесь и все оттенки отчаяния, и засасывающая безнадежность, и искорки запоздалого понимания. Для первого карельского нуара – более чем неплохо.
«Сны Алисы» (2023)
Тихая жемчужина этой зимы, которую не рекомендуется пропускать фанатам жанра. В неназванном северном городке живет девочка Алиса (Алина Гвасалия). Живет несладко: отец давно погиб, мать-следовательница (Екатерина Вилкова) днями и ночами пропадает на работе, одноклассники в лицо психичкой называют. Единственная отрада – мечты о дерзком побеге в компании лучшей подруги Вики. Но попытка уехать срывается, а очередной кошмар Алисы оборачивается не менее жуткой реальностью: на озере находят убитую девочку со срезанным лицом. А рядом с ней – чужака в крови (Денис Шведов), который утверждает, что он к произошедшему не имеет никакого отношения и вообще приехал, чтобы спасти давно украденного сына. Параллельно выясняется, что дети в городке пропадают не в первый раз.
Назови создатели свое детище «Убить Алису», смысл бы не поменялся: на протяжении восьми серий 16-летнюю школьницу хотят прикончить (или хотя бы покалечить) буквально все – от таинственного убийцы до невменяемой бабули одноклассника. Алиса же, напротив, хочет всех спасти: маленькую девочку, которую она видит во снах, лучшую подругу, собственную мать, которая явно скрывает что-то нехорошее. Но, по правде говоря, с фабульной точки зрения рассматривать сериал не так интересно – куда важнее нордическая хоррор-атмосфера и тягучая мистика.
В заброшенных домах и обшарпанных подвалах стены исторгают чернильную хтонь, люди неожиданно сходят с ума и так же внезапно приходят в сознание, то здесь, то там видится всякое. Когда к этому антуражу прибавляются загадочная секта и портал в иной мир, градус зловещего и необъяснимого бьет все мыслимые рекорды. При определенной степени принятия (ничего не понятно, но очень интересно) примерно до середины сезона бывалому зрителю гарантирован чистый восторг: недосказанность и многочисленные вкрапления мистики уравновешиваются крепкой интригой криминального характера.
Затем баланс теряется, и выровнять его не получается даже остросоциальными кризисами (а здесь их много – буллинг, домашнее насилие, моральное выгорание, недееспособные родные). В какой-то момент складывается ощущение, что создатели и сами потерялись в слоях реальности, не сумев совладать с таким количеством запредельного. На этом фоне совсем уж комично выглядят ритуалы местной секты – последствия их действий, может, и страшные, но в моменте крики, вздохи и подпрыгивания вызывают сдавленный смешок. Единственное, в чем «Сны Алисы» не теряют до самого финала, так это в визуале – здесь и эффектные перемещения между мирами, и разного рода сущности, и Александра Ребенок в роскошных мехах (с приветом советскому «Вию»).
Комментарии